12 01 2021Красное Знамя

«Обмануть» иммунитет

Ученые выяснили, как это помогает разным типам опухоли

Сотрудники лаборатории трансляционной клеточной и молекулярной биомедицины ТГУ обобщили результаты собственных исследований и проанализировали все имеющиеся на сегодня данные о роли перепрограммированных клеток иммунитета в развитии рака молочной железы, толстой кишки, легкого, простаты, яичников. Использование этих данных поможет врачам-клиницистам в поиске новых мишеней для иммунотерапии и подборе персональной терапии для пациентов, которая может не только увеличить выживаемость, но и повысить шансы на полное излечение.

-Макрофаги – клетки врожденного иммунитета – одни из главных защитников нашего организма, – рассказывает кандидат медицинских наук, сотрудник лаборатории трансляционной клеточной и молекулярной биомедицины ТГУ, младший научный сотрудник НИИ онкологии Томского НИМЦ Ирина Ларионова. – Именно макрофаги играют большую роль в адекватном ответе организма на «вторжение» любых чужеродных агентов, включая раковые клетки. Но опухоль может перепрограммировать макрофаги и «привлечь» их на свою сторону. Тогда клетки иммунитета меняют фенотип на проопухолевый и становятся уже не защитниками, а врагами – поскольку опухолеассоцированные макрофаги (ОАМ) помогают злокачественному новообразованию расти и метастазировать (образовывать вторичные очаги).
Опухоли могут возникать в любом органе, при этом они имеют тканеспецифичные особенности – свою специфику развития, течения заболевания, лечения и прогноза. Функции макрофагов и их характеристики в опухолях разной локализации также различны. Ученые лаборатории трансляционной клеточной и молекулярной биомедицины ТГУ выяснили особенности поведения перепрограммированных макрофагов при нескольких типах рака, лидирующих в структуре заболеваемости и смертности россиян.
Так, рак легкого занимает первое место, рак молочной железы – второе среди женщин, рак толстой кишки стоит на пятом месте. Вместе с тем эти опухоли очень часто метастазируют, и в них обнаруживается большое количество макрофагов.
– Анализ опубликованных данных показал, что при всех типах рака, кроме рака толстой кишки, большое количество макрофагов связано с метастазированием и плохим прогнозом, – говорит Ирина Ларионова. – При раке толстой кишки ОАМ, напротив, играют защитную роль, поскольку их присутствие ассоциировано с благоприятным течением заболевания. Это интересный факт, который, конечно, требует дальнейшего изучения механизмов, почему именно при данной локализации макрофаги могут противодействовать опухоли.
Также были собраны данные о роли ОАМ в метастазировании рака яичника. У больных с данным типом заболевания, начиная со второй стадии, часто развивается асцит – скопление жидкости в брюшной полости, последствие опухоли. Было обнаружено, что макрофаги, выходящие в асцитную жидкость, могут связываться с опухолевыми клетками и помогать им проникать в кровеносные сосуды и мигрировать, образовывая вторичный очаг – метастаз. В дальнейшем исследователи планируют подробнее изучить функции таких групп клеток, чтобы найти способ их нейтрализации.
– Рак молочной железы (РМЖ) характеризуется значительным разнообразием, так называемой гетерогенностью, – поясняет Ирина Ларионова. – Опухоли не однородны и различаются по многим характеристикам, таким как молекулярный профиль, расположение опухолевых клеток, взаимодействие опухолевых клеток и клеток воспалительного инфильтрата. Установлено, что связь макрофагов с темпами развития заболевания зависит от опухолевой гетерогенности. Например, наиболее агрессивная форма РМЖ – трипл-негативный рак – характеризуется наибольшим количеством макрофагов и их связью с метастазированием.
Собранные данные позволят ученым понять закономерности связи макрофагов с опухолевым ростом, метастазированием и прогнозом онкологического заболевания, а также выявить пробелы в данной области и сконцентрироваться на изучении еще не открытых закономерностей. Эти данные будут служить платформой для разработки как критериев прогноза заболевания, так и новых подходов к терапии рака, основанных на блокировании функции опухолеассоциированных макрофагов.
Лаборатория трансляционной клеточной и молекулярной биомедицины создана ТГУ совместно с Томским НИМЦ. Руководитель лаборатории — приглашенный профессор из Германии Юлия Кжышковска — известна в научном мире как один из ведущих специалистов в области изучения молекулярных механизмов воспаления, лежащего в основе формирования и прогрессии злокачественных новообразований и сердечно-сосудистых заболеваний, а также в основе ответа организма на имплантируемые материалы. Коллектив лаборатории — большая междисциплинарная команда специалистов в области клеточной и молекулярной биологии, онкологии, иммунологии, химии и биоинформатики.

Радостной встречи!

Уважаемые жители Томской области! Дорогие друзья!
От всей души поздравляем вас с наступающим Новым годом!

Високосный 2020-й был непростым. Мир столкнулся с эпидемией, которая обернулась глобальным кризисом. Коронавирус и коронакризис не обошли и нашу страну, и нашу Томскую область. Но мы достойно пережили трудности уходящего года, став еще ближе и сплоченнее. Мощное волонтерское движение, поддержка наших героев-медиков со стороны государства, общества и бизнеса – лучшее тому доказательство.
Конечно, 2020 год войдет в историю не только большой бедой, но и достижениями, которых было много у региона. Мы строили и открывали школы и детские сады, газифицировали города и села, ремонтировали дороги, открывали новые заводы и учреждения социальной сферы. Собрали рекордный за 20 лет урожай зерновых. С плюсом сработали наша обрабатывающая промышленность, агропром, пищевка и другие отрасли. Эпидемия ускорила внедрение многих цифровых сервисов, сделав нашу жизнь удобнее.
В Год памяти и славы мы отметили 75 лет Великой Победы, провели сотни других мероприятий. Поддержали президентские поправки в Конституцию на общероссийском голосовании. Выбрали муниципальных депутатов во всех городах и районах области.
Невозможно перечислить все наши достижения за 366 дней уходящего года. Они ведь были не только у области в целом, но и в семьях наших жителей. У кого-то родились дети, кто-то нашел свою вторую половинку, кто-то отметил новоселье.
Спасибо всем за целеустремленность и настоящий сибирский характер. Верим, что наступающий 2021 год будет лучше и добрее к каждому. И обязательно загадаем это желание под бой курантов.
Желаем вам радостной встречи самого семейного праздника. Хорошего отдыха в новогодние каникулы, крепкого здоровья, счастья, радости, успехов, любви и праздничного настроения каждый день нового года! С наступающим 2021-м!

Губернатор Томской области

Сергей ЖВАЧКИН.
Председатель Законодательной Думы Томской области

Оксана КОЗЛОВСКАЯ.

Новые жилые комплексы

Депутаты Думы г. Томска одобрили внесение изменений в нормативные документы для будущей жилой застройки трех территорий в городе

Речь - о старых промплощадках ТЗИА, «Сибкабеля» и о территории на улице Большой Подгорной.

104-й день рождения

отпраздновал старейший томский участник Великой Отечественной войны Алексей Осипович Клыбан. С праздником ветерана поздравил глава администрации Октябрьского района Сергей Лозовский.
А.О. Клыбан родился 27 декабря 1916 года в Томске. В 1936 году окончил курсы трактористов, затем - курсы шоферов и в 1939 году начал работать водителем на томской спичфабрике «Сибирь». Поэтому ему всю войну пришлось пройти водителем, ездил на таких машинах, как «ЗИС-5», «ГАЗ», возил пушки и снаряды.
22 октября 1942 г. Алексей Осипович принял присягу, а с ноября был на передовой Брянского фронта. Служил водителем в 642-м артиллерийском полку 5-й артиллерийской дивизии: на Курской дуге ездил на штабной машине, позже получил американский «студебеккер», на котором и дошел до Берлина.
Клыбан принимал участие в Орловско-Курском сражении, форсировал три крупные реки: Днепр, Вислу и Одер. Награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией», «За доблестный труд», «Ветеран труда» и медаль «Заслуженный ветеран Томской области».
После войны вновь работал водителем на спичечной фабрике «Сибирь». За добросовестный труд, исполнительность и ответственность награжден медалью «К 100-летию со дня рождения В.И. Ленина».

Обувь-конструктор для детей

Выпускница Томского политехнического университета Регина Крайняя разработала обувь-конструктор для детей. Девушка стажировалась в Японии, работала в Токио. Затем основала свою компанию по созданию игровой обуви для детей. Со своей разработкой она заняла второе место в российском этапе конкурса Lexus Design Award 2021.

Добровольцы всегда рядом

Елки в ковид-госпиталях, подарки семьям медиков и ветеранам — добровольцы организуют праздник для тех, кому нужна поддержка. Волонтерские центры «Единой России» в новогодние каникулы будут работать в обычном режиме.
Десятки тысяч активистов в разных регионах страны в оставшиеся до 31 декабря дни помогают создать новогоднее настроение там, где его не хватает. Волонтеры украшают ковид-госпитали, устанавливают елки во дворах больниц, передают в «красные зоны» праздничные продуктовые наборы.
В Новосибирской, Еврейской автономной области, Бурятии и на Камчатке медикам привозят мандарины. Крупную партию фруктов — цитрусовые, яблоки, бананы — подготовили волонтеры «Единой России» для госпиталей в Карачаево-Черкесии. Вместе с фруктами врачам передают подарки и открытки с пожеланиями от маленьких жителей республики.
Во всех регионах, соблюдая меры безопасности, волонтеры «Единой России» навещают ветеранов дома. К новогоднему столу им привозят праздничные продуктовые наборы.
«Новый год – это праздник, который каждый из нас ждет с нетерпением. Особенно, конечно, его ждут дети, которые верят в Деда Мороза и настоящее чудо. В этом году детям врачей в разы сложнее, они мало видят родителей, не говоря уже о привычной  новогодней суете. В связи с пандемией многие врачи проведут все новогодние праздники на работе, а ведь Новый год – это семейный праздник. Поэтому «Единая Россия» решила поздравить детей врачей с наступающим Новым годом и подарить сладкие подарки. Также мы запустили акцию «С Новым годом, ветеран!» и до наступления новогодней ночи передадим каждому участнику Великой Отечественной войны новогодний подарок», – сказал Степан Михайлов, руководитель регионального исполнительного комитета томского отделения единороссов.
В новогодние каникулы волонтерские центры продолжат работать в обычном режиме: обеспечивать медиков горячими обедами, развозить их по вызовам к пациентам, помогать в приемных покоях больниц, доставлять продукты и лекарства больным на дому.

Общественный транспорт

1 и 2 января начнет работу не позднее 9 часов с интервалом не более 30 минут, при этом автобусы маршрутов № 36/37 будут следовать через 45 минут. Последние рейсы должны стартовать с начальных остановок не ранее 21 часа.
Для кольцевых автобусных  маршрутов № 8/9, 13/14, 25/52 и 30/33 время отправления последнего рейса  - не ранее 20.30.
С 3 по 10 января муниципальные автобусные маршруты будут работать по воскресным графикам.
В четверг, 31 декабря, электротранспорт в Томске будет работать до 22 часов. В новогоднюю ночь на линию выйдут 14 трамваев и троллейбусов (троллейбусы маршрутов № 1, 2, 3 и 6 и трамваи № 1, 2, 3). Они будут курсировать до 3 часов утра 1 января.
1 января трамваи и троллейбусы  начнут работу с 9 часов. Со 2 по 10 января они будут курсировать по графику выходного дня.
Уточнить расписание работы общественного транспорта и задать интересующие вопросы томичи могут по телефонам Центра организации и контроля пассажироперевозок 28-29-05 и 28-29-06.

Круглосуточные линии для заболевших

Пациентам с признаками респираторных заболеваний или установленным диагнозом COVID-19 для связи с врачом можно заполнить специальную анкету на сайте ковидтомск.рф или позвонить по тел. 8 (3822) 777-200.
В анкете необходимо указать подробные данные о своем самочувствии или о самочувствии заболевшего ребенка. После ее обработки с заболевшими свяжутся медицинские работники для проведения необходимой терапии.

По многоканальному телефону 8 (3822) 777-200 для пациентов с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции сотрудники центра удаленного мониторинга ответят на вопросы, помогут вызвать участкового терапевта или бригаду скорой медицинской помощи.
Уточнить режим работы медучреждений и аптек региона в каникулы можно в круглосуточной справочной службе регионального центра медицинской и фармацевтической информации по телефонам 8 (3822) 516-616 и 8-800-350-8850 или на сайте tabletka.online. Здесь же можно будет уточнить наличие и стоимость лекарств в аптеках региона.
Информацию о лекарственных препаратах для лечения пациентов с COVID-19, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, можно уточнить в Губернской аптеке по телефону 8 (3822) 906-803. Получить выписанные врачом бесплатные лекарства можно будет в Губернской аптеке (Томск, пр. Ленина, 54) начиная со 2 января с 10 до 19 часов. 7 января — с 11 до 17 часов.
Телефон «горячей линии» управления Роспотребнадзора по Томской области 8-800-350-4455 будет работать в ежедневном режиме с 9 до 15 часов.

Плановая медпомощь

Медицинские организации области возобновляют плановое оказание медпомощи с учетом ряда ограничений. Она организована с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических мер, их соблюдение будет строго контролироваться.
С этой недели возобновляется запись на прием через электронную регистратуру и колл-центры медучреждений. Будет доступна вся диагностика, включая УЗИ, ЭКГ и другие виды обследований.
На входах в поликлиники продолжат работать фильтры с обязательным измерением температуры. На приеме и медицинские работники, и пациенты обязательно должны быть в средствах индивидуальной защиты. Весь процесс оказания медицинской помощи будет жестко регламентирован для того, чтобы обеспечить безопасность медикам и пациентам.
Глава облздрава порекомендовал жителям региона не стремиться в массовом порядке попасть в поликлинику в первые же дни. Эту возможность нужно оставить пациентам с хроническими заболеваниями.
Для пациентов из групп риска (старше 65 лет, с хроническими заболеваниями) помощь по-прежнему доступна на дому. Также на дому будут обслуживаться и пациенты с признаками острых респираторных заболеваний, которым следует воздержаться от посещения поликлиник.
При этом плановая диспансеризация населения и профилактические осмотры пока проводиться не будут. В то же время плановая иммунизация населения будет проходить строго по записи в медицинских организациях, в условиях, исключающих создание очередей.

30 12 2020Красное Знамя

Переставляйте мебель, вышивайте, рисуйте...

Что поможет восстановить нервную систему?

Нервные расстройства – очень распространенное явление. Они возникают из-за чрезмерных стрессов, которые вызваны стремлением  все успеть, стать лучше, достичь успеха. Можно ли восстановить спокойствие, и как это сделать — рассказала эксперт проекта СибГМУ «Томская область – лаборатория здоровья», профессор кафедры неврологии и нейрохирургии Наталья Жукова.