Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

29 01 2016Пятница

ЧУДНЫЙ ЗВУК БАЯНА…

Большой популярностью у томичей во второй половине двадцатого века пользовался преподаватель по классу баяна в музыкальной школе № 1 Анатолий Никитич Башкиров. Работая с детьми, он филигранно умел возбудить огонек творческого интереса в ребячьих глазах и все годы обучения на баяне поддерживал стремление к профессиональному овладению игрой на этом ярком народном инструменте.

С годами Анатолий Никитич накопил  много уникальных педагогических находок, всегда оставаясь в тесном контакте с родителями своих воспитанников. В томских магазинах покупались только тульские баяны, которые стоили сравнительно недорого и отвечали всем высоким профессиональным требованиям. Большой заслугой музыкального учителя Башкирова было великолепное владение культурой поведения на сцене, умение подавлять сценическое волнение, чему неустанно обучал своих юных питомцев. Он охотно делился самыми важными секретами владения многообразием музыкальных средств, приемов и навыков обучения игры на русском баяне во всей красоте и силе его звучания.
Музыкальные способности проявились у Толи еще в пятилетнем возрасте, когда мальчик, к немалому удивлению родителей и односельчан деревни Старковск Шегарского района, очень быстро овладел игрой на голосистой гармони. А став школьником, так хорошо заиграл на баяне, что вскоре стал «первым парнем на деревне» и неизменным участником  праздников и развеселых сельских свадеб. И даже когда призвали на фронт в 1942 году в матушку-пехоту, не расстался рядовой Башкиров с любимым инструментом. Играть, правда, приходилось редко. Зато в минуты затишья вдруг раздавались чудесные мелодии популярных песен: «Землянка», «Синий платочек», «В лесу прифронтовом», «Травушка-муравушка», «Сибирская подгорная».  На минуту забывалась война, светлели от улыбок уставшие лица бойцов, а то вдруг начинались разудалые пляски, одну из которых с удивлением наблюдал сам маршал бронетанковых войск Рыбалко, случайно оказавшийся рядом. Меж тем война шла своим чередом. Гвардии рядовой Анатолий Башкиров участвовал в освобождении Сталинграда, воевал в Крыму, был дважды ранен и контужен от взрыва упавшего поблизости снаряда. Но выжил, уцелел сам и сохранил свой баян, с которым прошагал тысячи километров фронтовых дорог. Награжден несколькими боевыми орденами и медалями.
Памятным на всю жизнь стал для фронтовика 1946 год. Вернувшись в Томск, Анатолий поступил в музыкальное училище по классу баяна к преподавателю Ивану Порфирьевичу Дорофееву, а по теории музыки - к Евгению Николаевичу Корчинскому. А вскоре женился на Софье Терентьевне Черногривовой. Обучение в училище удачно закончил, получив диплом в 1950 году, став к тому времени отцом двоих детей - Юрия и Ольги.
В детскую музыкальную школу № 1 Анатолий Никитич поступил работать преподавателем по классу баяна в 1964 году. Рядом трудились талантливые педагоги баянисты: Юрий Уваров (директор школы), Михаил Шароватов, Валерий Белоногов, Владимир Юсупов, Анатолий Борзунов, Александр Шахов, Вячеслав Сухушин (позднее принял директорскую эстафету), Михаил Астраханцев.
Имея опыт общения с детьми, Анатолий Никитич внимательно присматривался, как высококлассно работают коллеги: педагоги, баянисты, пианисты, теоретики. Читал педагогическую литературу, изучал детскую психологию. Занимаясь с учениками, старался заинтересовать каждого наукой игры на баяне, научить трудиться и получать удовлетворение от этого. Он не перегружал детей заведомо трудными для исполнения произведениями, а шел от простого к сложному. Втягиваясь в процесс познания, дети легче осваивали заданный материал, охотно постигали красоты звучания баяна. Грамотно и графически верно учились переписывать ноты, иногда тушью и специальным пером марки «Рондо».
Вскоре пришли первые успехи. Ученики Башкирова стали принимать участие в конкурсах и праздничных концертах, фестивалях и смотрах. С большим успехом у зрителей зазвучали дуэты баянов. Дети с блеском, ярко и образно исполняли народные песни и танцы.  Особенно запомнилось эмоциональное, на высоком подъеме исполнение песни Исаака Дунаевского «Летите, голуби». В классе у него в те годы занимались Виктор Марухленко, Александр Саратовкин, Геннадий Плугатарёв, Олег Марфин, Александр Колмогоров, Петр Пономарев и другие. На праздничных мероприятиях в музыкальной школе Анатолий Никитич сам брал в руки баян, исполняя со сцены особо любимые им старинный военный вальс капельмейстера полкового духового оркестра Макса Кюсса «Амурские волны», ритмичный  «Вальс-чечетку» или яркую народную плясовую «Русская проходка».
Много лет Анатолий Никитич заведовал в училище отделом народных инструментов, награжден медалями и почетными грамотами за плодотворный и честный труд, всегда пользовался самым искренним уважением коллег. А какая это была дружная семья! Когда Софья Терентьевна работала в отделе писем газеты «Красное знамя», он, как в молодые годы, нередко приходил ее встречать. И знаете, такой парой  можно было невольно залюбоваться. Встречные прохожие приветливо здоровались, так много было у супругов добрых знакомых. Высокие, стройные, красивые, они чинно шли, держась «под ручку», общаясь между собой так уважительно и галантно, словно познакомились недавно, а не в послевоенном 1946 году. Но больше всего не могу я забыть чудные звуки баяна, рвущиеся из-под его пальцев. Казалось, что с каждым аккордом пела и цвела сама душа этого удивительного музыканта, интеллигентного, доброго и светлого человека.
Александр КИРИЛЛОВ.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б