Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

26 01 2015Выходной

Храм в каждом из нас

Современная жизнь диктует свой темп. За последние десять лет, как выяснили специальные исследования, ее ритм вырос минимум на десять процентов. Быстрее, быстрее, надо многое успеть! Наша жизнь в современном мире сродни бесконечному забегу. Учитель литературы Сергей Бражников считает, что такие скорости мешают увидеть истинные жизненные ценности. Поэтому ученики Томского физико-технического лицея могут два часа разбирать четверостишие Есенина, а небольшой рассказ Чехова – в течение пяти уроков.


-Надо уметь противостоять быстроте времени, - говорит Сергей Никифорович. – Чем был хорош XIX век? Закладку в толстый роман положили, и через какое-то время закладка переместилась всего на 2-4 страницы.

С родителями учеников Сергей Бражников организовал в этом учебном году Клуб медленного чтения. Да, да, так и называется – медленного чтения. После работы, после домашних дел взрослые читатели приходят в лицей и учатся не пропускать в литературных текстах емкие слова и словосочетания, учатся понимать глубинный смысл произведения. «Чтобы дома они могли обсудить это с детьми, которые исследуют эти же произведения на уроке литературы, - поясняет учитель. – Это нелегко, но захватывает, им интересно. В обществе давно назрела необходимость вернуть литературу в домашний круг чтения. Пусть эти родители пропустили время для чтения с детьми-шестиклассниками, но в будущем они станут бабушками-дедушками. В нашей семье папа часто читал нам, своим детям, вслух, объяснял, над чем он смеется, чему сопереживает. Эти моменты всегда вспоминаю как невероятно волшебные!».

Прошлогодним летом 2015 год был официально объявлен в России Годом литературы. В специальном указе президента и задача прописана: «в целях привлечения внимания общества к литературе и чтению».

- Поможет? – спрашиваю Сергея Бражникова. – Станут подростки, молодые люди после всех мероприятий Года литературы больше читать?

- Думаю, ответ вы знаете сами, - улыбается учитель.- Но любые средства хороши, чтобы вовлечь в литературу. В стране и в нашей области постоянно проходят литературные конкурсы, такие как «Устами детей говорит мир», «Живая классика». Мои ученики - постоянные их участники. Если я воспитаю двух-трех последователей, это уже хорошо.

Медленному и пристальному чтению еще научиться надо. Новых учеников Бражникова этот процесс сначала ошарашивает: «А что, и так можно?» - потом увлекает. И, несмотря на то, что лицей позиционирован как физико-технический, качество сочинений старшеклассников этого учебного заведения впечатляет.

- Ну как можно несколько уроков разбирать небольшой рассказ? – все-таки допытываюсь я. – Не надоедает это ученикам? Не задают они вопрос: а зачем нам это надо?

- Нет, не задают, - отвечает Сергей Никифорович. – Наоборот, втягиваются в разбор. Например, у Чехова есть потрясающая способность через маленькие художественные детали рассказать о многом, двухстраничный рассказ в итоге становится безразмерным. И если ты проскочил за семь минут этот рассказ, считай, что ты его не читал, потратил время зря.

И Сергей Никифорович демонстрирует эту волшебную силу слова писателя-мастера: «В рассказе «Толстый и тонкий» из двух предложений мы узнаем многие подробности из биографии одного из героев. Чехов пишет: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д’оранжем». Если этот отрезок читать с толком, то можно погрузиться в ту историческую реальность, узнать о том, что герой не женат, так как в то время служащие его ранга обедали только дома, с женой. А цветок «флердоранжа», апельсинового дерева, носили женихи. Можно узнать и о его комплексах. Так, предложение за предложением, и мы словно сами увидели встречу одноклассников, окунулись в атмосферу той эпохи».

Ведомые своим учителем литературы, ученики Томского физико-технического лицея исследуют древнерусские тексты, былины, расшифровывают сказки. «Фольклор – это глубинное постижение мира, поэтому на уроках мы уделяем тем же сказкам немало времени, – говорит Бражников. – Да, лицеисты выучатся, станут инженерами и учеными, историками или химиками, но они станут и папами-мамами, будут читать своим детям, читать, надеюсь, с толком и чувством, если запомнят наши уроки».  

Понятное дело, что увлеченные медленным чтением ученики вопроса «а зачем это надо?» спустя какое-то время не задают. Если можно получать лучшее от жизни, от педагога – лауреата  премии губернатора Томской области (2009 г.), победителя городского и областного профессионального конкурса «Учитель года-2009», почетного работника общего образования РФ, награжденного дипломом «За большой вклад в развитие лицейского образования» с вручением серебряной медали «Честь. Достоинство. Профессионализм» общественного фонда «Дарование», то почему не воспользоваться такой шикарной возможностью постигать, а не «проходить» произведения талантливых писателей?

Правда, после окончания школы ученики Бражникова скучают по такому общению, жалуются при встрече: «Сергей Никифорович, как же нам не хватает наших разговоров! С однокурсниками-студентами невозможно обсудить книгу, сплошная «бытовуха».

- И, знаете, меня такие заявления отчасти радуют, - замечает Сергей Бражников. – Значит, я выполняю поставленную перед собой задачу. Вижу ее в том, чтобы увлечь школьника литературой, культурой, научить формировать и высказывать свое мнение. В любую эпоху настоящая культура, настоящая литература остается человекоцентричной, показывает значимость переживаний человека, его внутреннего мира, говорит о главной ценности нашего бытия – возможности постижения мира и самого себя через выстраивание себя как личности. Если ты возвел храм в своей душе, этот стержень всегда поможет тебе не сойти с правильного пути. Настоящее чтение расширяет территорию личности, литература – огромный помощник в построении себя, мощная сила искусства противостоит бешеным ритмам современного бытия, консервирует самое ценное, что создается человечеством. А мы, учителя, должны быть проводниками в мир литературы. Пусть дети не запомнят подробно все наши уроки, но в сухом остатке должно быть то, что послужит для них азбукой постижения культуры, то, что станет частью их самих.  

Нередко ученики спрашивают Сергея Никифоровича, что им почитать. Интересуются и тем, что читает сам учитель.

- Надо сказать, что современная литература прекрасна! - говорит Бражников. – Правда, и чтива много, но и настоящей литературы немало. Здорово, что возрождается выпуск мемуаров, причем в небольших недорогих изданиях. Воспоминания художников Константина Коровина, Марка Шагала, исследователя творчества Чехова Александра Чудакова хочется перечитывать десятки раз. Как и потрясающий роман «Асан» о событиях в Чечне Владимира Маканина, романы писателя и драматурга Дмитрия Липскерова, биографическую книгу «Вор, шпион и убийца» Юрия Буйды. На сегодня Юрий Буйда - мой любимейший писатель, он просто мастер владения словом, в сборнике эссе «Послание моей левой руке» он из изысканных прочтений разных литературных фрагментов выстраивает целый особый мир.

У Сергея Бражникова есть еще одна любимая аудитория, с которой он также постигает красоту медленного чтения, исследует творения художников и композиторов. «Веду программу «Золотой век», - говорит учитель, - которую организовало для пенсионеров ООО «Газпром трансгаз Томск» в стенах своего корпоративного института. Очень интересные встречи у нас проходят! Чем больше людей мы вовлекаем в культуру, будь они читателями или создателями текстов, тем беззубее становится технократическая цивилизация. Мы замедляем ее бешеный ритм».

Наталья ШЕРЕМЕТ.


комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б