Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

13 09 2014Выходной

«Как первую любовь, забыть Томск невозможно»

Столько признаний во взаимной любви, сколько прозвучало в дни гастролей Национального академического театра имени Янки Купалы, наверное, не звучало давно. Купаловцы признавались в любви к городу: «Томск сохранил наш театр», «К Томску у нас особенное чувство», «На гастроли в Томск едем с удовольствием». Томичи в ответ заверяли театр: «Вы для нас родные».

Искренние слова о дружбе можно было слышать не только на официальных встречах, торжественных открытиях, но и в кулуарах. Иногда обходились без слов, достаточно было улыбок, объятий, святящихся счастьем глаз.
Купаловцы в четвертый раз приехали в Томск. И на этот раз по приглашению нашего губернатора Сергея Жвачкина на тройной юбилей области, губернии, города. У театра тоже юбилей - 70 лет, как спектакль по пьесе Янки Купалы «Павлинка» появился в репертуаре театра. Так что он не только ровесник нашей области (премьеру сыграли 23 мая 1944 года), но и родился в Томске, на сцене театра, где сейчас находится ТЮЗ. Вот тогда, 70 лет назад, и завязались «родственные» отношения, которые в 1985-м и 2000 годах были поддержаны гастролями.
- Из четырех раз самый первый Томский драматический театр не мог встретить театр из Минска, потому что его отправили в Кемерово, а на его место приехал эвакуированный театр из Белоруссии, - рассказывает заслуженный работник культуры, заведующая литературной частью томского драмтеатра Мария Смирнова. - Начало войны застало минчан в Одессе, где они были на гастролях, поэтому в Томск приехали все в босоножках, легких одежках, а впереди - сибирская зима. Их обули, одели, поселили. И стали делать декорации к спектаклям - на военные заводы (!) давали заказы. Костюмы шили сами. Мы знаем (по книжкам и фильмам), как тогда люди работали: сутками не выходили с военных предприятий, как трудно было жить, и при этом томичи постоянно ходили в театр! 
Мария Марковна напомнила, что минский театр за три года в эвакуации восстановил 14 своих прежних постановок и поставил 11 новых спектаклей, среди которых и была «Павлинка». Немного поработав на белорусском языке, театр перевел все свои спектакли на русский язык. Кроме того, артисты с концертами выезжали в села, приходили в госпитали, была создана и фронтовая бригада. В музее Театра драмы и в архиве Томской области хранятся письма из томских госпиталей, где их авторы благодарят белорусских артистов за выступления, за подаренную радость от встречи с искусством. А когда театр возвращался в Минск, ему разрешили увезти с собой все, что возможно было перевезти по железной дороге: весь театральный гардероб, оборудование, мебель, даже оконные рамы и дверные проемы, железо с крыши. «Все, кроме стен, было вывезено», - сообщила в письме Мария Каретникова, которая в 1944 году была назначена начальником отдела искусств Томского облисполкома.
Кадры телевизионной хроники 1985 года зафиксировали неподдельную радость старейших артистов Купаловского театра Стефании Станюты и Здислова Стоммы от встречи с городом, который их спас в войну, великие «старики» целовали стены театра, где им было хорошо. Среди 65 человек, которые нынче представляли Купаловский театр, было несколько человек, которые участвовали в гастролях 1985 года. И они говорили о том, как их хорошо принимали.
Да и теперь за танцы, песни, живую музыку, юмор и за бережное отношение к традициям и благодарили томичи долгими, горячими аплодисментами минчан. «Немного наивный, но очень душевный спектакль», - отозвалась преподаватель Томского экономико-юридического колледжа Ольга Мохова, особенно выделив игру народной артистки Белоруссии Тамары Мироновой, которая создала яркий образ тетки Агаты. А солисткам ансамбля «Медуница», которые от имени томских белорусов приветствовали гостей, понравилась Павлинка - Марта Голубева.
Гастрольная афиша минчан на этот раз содержала три названия. Увидели томичи белорусскую версию гоголевской фантазии «Ночь перед Рождеством» (по-белорусски «Ноч на Коляды») в постановке Николая Пинигина. Последний спектакль по пьесе современного драматурга Ингрид Лаузунд «Офис» минский театр играл на «родной» сцене в ТЮЗе. Это самый титулованный спектакль, обладатель самых престижных премий, хорошо был встречен молодыми томскими зрителями. Ведь история про «офисный планктон» - это и история героя нашего времени. Всего три дня звучала на томских подмостках белорусская речь, и хотя на экране шел синхронный перевод, зрители понимали актеров без перевода.
Татьяна ВЕСНИНА.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б