Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

31 05 2014Выходной

Так в чем же виновата Лариса?

 

В Томском театре драмы состоялся премьерный показ спектакля «Лариса и купцы» в постановке нового главного режиссера театра Александра Огарева. 


 

 

Для нашего города это было знаковое событие, ибо это была не столько ожидаемая премьера спектакля из русской классики, сколько режиссерский дебют. Ранее прозвучавшие несколько интервью Огарева  местным СМИ создали в целом положительное впечатление о нем, как о человеке и режиссере. Однако не случайно говорят, что судить необходимо, прежде всего, по  конкретным делам.

И что же мы, зрители, приобрели в лице Огарева, и что нас может ожидать в ближайшей перспективе? Позволю высказать свое мнение на основе первых личных впечатлений от этой премьеры. 

Итак, 27 апреля в фойе театра перед началом спектакля, наряду с программкой, где вроде бы дано правильное понимание режиссером сути пьесы Островского, по мотивам которой будет развернуто на сцене действие, зрителям предлагалась также и анкета с просьбой высказать мнение о том, что они считают лучшей постановкой этого сезона. В числе трех спектаклей, из которых необходимо было сделать выбор, значился и спектакль «Лариса и купцы». В пояснении к названию «Лариса и купцы» на обложке программки заявлено, что это: «Русский вестерн по мотивам пьесы А.Н. Островского «Бесприданница». Для несведущего упоминание слова «вестерн» придает некую интригу, и на уровне подсознания, очевидно, направлено на то, чтобы подтолкнуть и заинтересовать некоторых равнодушных к театру, особенно из числа молодежи, увлекающихся кинопродукцией Голливуда, сходить на просмотр этой пьесы. Если это так, то данное намерение, наверное, похвально. Однако я все же склонен считать, что это просто дешевый рекламный ход, не дающий положительного результата. Ну а главному режиссеру следовало бы, как мне кажется, перед использованием слова «вестерн» прежде разобраться, что есть «вестерн», как направление искусства, какова его характеристика, особенности и типичные персонажи. И главное в этой связи – возможно ли понятие «вестерн» применить к пьесе А.Н. Островского? 

Сценическое решение спектакля, на мой взгляд, не в полной мере работает на доведение до зрителя замысла и содержания пьесы. Если в оригинале пьесы главной приметой гостиной, где обитают Лариса и ее мать, были рояль с гитарой, подчеркивающие образованность и интеллектуальность Ларисы, широту ее натуры и романтичность, то в интерпретации Огарева гитара почему-то заменяется на аккордеон, который по ходу действия только берут в руки, но не играют на нем. Возникает праздный вопрос: что же это за такая новация, что имел в виду режиссер, меняя эту знаковую атрибутику? Появляется и другой справедливый вопрос, когда Лариса по просьбе купцов исполняет почему то песню на иностранном языке под звуки эстрадного ансамбля, явно не относящуюся к романсам. Что это? Современная трактовка образа героини? Подчеркивание тем самым ее знания иностранного языка и, как следствие, свидетельствующая в очередной раз о ее высоком  общеобразовательном уровне? Думаю, просто наивно строить подобные предположения. Мне кажется, что это является ничем иным, как банальным стремлением режиссера внести элементы шоу в спектакль, полагая, что это осовременит его, тем самым привлечет молодого зрителя. 

По ходу спектакля предлагается ряд так называемых новаций в стиле «современного искусства», которые должны, по замыслу режиссера, ярко высветить глубинный характер некоторых героев пьесы. Так, зрительному залу демонстрируется лежащая в ванне с оголенным коленом моющаяся Лариса, на которую льется вода из душа. Причем эта ванна вместе с героиней еще и подымается потом к потолку и парит там. Ну не круто ли?! Наверное, тем самым режиссер хочет подчеркнуть, что Лариса приподнята над пошлостью, цинизмом и грязью окружающей ее действительности? 

Заслуживает внимания еще одна новация, реализованная в спектакле Александром Огаревым в том же стиле «современного искусства». Это сцена, когда разыгранную в орлянку, опозоренную Паратовым и находящуюся в нетрезвом бессознательном состоянии, лежащую на полу Ларису купец Кнуров, демонстративно раздвигая голые ноги героини, имитирует ее насилие. Что это? Дань моде?  Неужели без этого эпизода  режиссер не мог найти ничего другого выразительного, что показало бы  и подчеркнуло низость, пошлость и безнравственность этого персонажа пьесы?

Оскорбленный и униженный Карандышев в порыве слепой ярости вымещает ее на безответном шуте Робинзоне, вздергивая его на дыбу из гимнастических колец и избивая плеткой, мечется по сцене, стреляя из пистолета по окружающим. И в завершении, отверженный Ларисой, убивает ее и стреляется сам. Все это действо напоминает дешевую клоунаду, сделанную в стиле мелодрам немого кино, очень популярную в эпоху известного киноактера Чарли Чаплина.

У меня, я думаю, и у многих других зрителей этой премьеры, возник вопрос: а что же хотел сказать режиссер Огарев  своего при прочтении классики на сцене нашего театра? Прекрасные слова А. Огарева, которые напечатаны в программке спектакля «Лариса и купцы», отвечают правильно на этот вопрос. «…Это будет история о вечном духовном поиске русского человека, в котором все время борются стремление к стабильности, покою и жажде перемен. …Нам хотелось сделать насущным то, что происходит в тексте «Бесприданницы». …Лариса …образованная девушка, открытая, вокруг которой крутятся мужчины, имеющие интерес к внутреннему богатству женщины. … Мы должны сделать все, чтобы он (А.Н. Островский) был абсолютно интересен в наше время…»

То, что я увидел на сцене – весьма далеко от выше заявленного А.Огаревым. По сути же, перед зрителем развивается повествование о разгульных удалых циничных кутилах - русских купцах и не очень нравственной смазливой бедной девушке, далекой от духовного поиска, к которой у зрителя вряд ли возникает симпатия, несмотря на трагичный финал ее судьбы. Подобным «прочтением»  классики, глубоко убежден, будет отбиваться интерес не только к театру, но и к самой классике, особенно у молодежи.

Тем не менее по окончании спектакля зрительская аудитория дружно аплодировала артистам. Правда, обратило внимание, что многие зрители при этом стояли просто молча. В фойе театра, а такое я увидел первый раз за все время его посещения, выстроилась очередь желающих инициативно написать в журнале  свои отзывы о спектакле. И хотя в этой очереди были зрители разных пола и возрастов  - от молодых до пожилых, смысл их, которые мне удалось увидеть, был негативный. При этом мне запомнилось красноречивое высказывание одной из стоявших в очереди женщин, которая заявила окружающим: «…Я классный руководитель, учитель литературы. Привела на спектакль своих учеников. Крайне возмущена трактовкой пьесы «Бесприданница». Не знаю, что я завтра буду им говорить и как после этого прививать школьникам любовь к Островскому, Чехову, Толстому и Достоевскому?!»

По моему мнению, подобные режиссерские новации в стиле так называемого «современного эпатажного искусства», призванные ошеломлять зрителя, приводят к «раскультуриванию театра», оболваниванию зрителя и ведут к его духовной опустошенности. Первые шаги нового главного режиссера на сцене нашего театра позволяют прогнозировать, что мы еще не раз увидим его «оригинальные  провокативные постановки в стиле новаций так называемого  «современного искусства».

К сожалению, как мы видим и слышим иногда в федеральных электронных и печатных СМИ,  некоторыми театральными деятелями и критиками  в театральной среде культивируется установка, что если на сцене разыгрываются пошлость и вульгарная мерзость, то это - «суперсовременно», это «движуха», это авангард, это язык молодежи, это гастрольный рейтинг театра, это высоко оценит Запад и так далее. А тех, кто возражает против проявлений этой псевдокультуры, выражает свое несогласие, возмущение, сразу относят к людям несовременным, не разбирающимся в искусстве и новых его тенденциях, подвергают остракизму. Провокативные эпатажные приемы, свойственные некоторым столичным режиссерам, к сожалению, начинают расползаться по нашей стране, нанося вред, как самому театральному искусству, так и негативно влияя на подрастающее поколение. Обращает на себя внимание, что наша творческая и научная интеллигенция не бьет во все колокола тревогу по поводу этой негативной тенденции в искусстве!

Анатолий БЕЛОВ, зритель.

 

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б