Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

20 05 2013Выходной

Жизнь Актрисы

Десять лет назад директор томской драмы Геннадий Сокуров издал приказ об учреждении премии за лучшую актерскую работу сезона имени народной артистки РСФСР Тамары Павловны Лебедевой – «Золотая кедровая ветвь».


С тех пор уже целая плеяда томских актеров получила эту награду – от маститых народных артистов Владимира Варенцова (которого, увы, уже нет среди нас), Дмитрия Киржеманова до молодой, «выросшей» на актерском курсе при томском театре Олеси Сомовой.

В трудные девяностые предыдущий директор театра Александр Иванович Жеравин создал благотворительный фонд имени Т.П. Лебедевой. Много добрых дел  на его счету:  материальная помощь ветеранам театра, установка памятников ведущим актерам на томском кладбище, выпуск печатной продукции.

Вот и получается, что Тамара Павловна, ушедшая в 1988 году,  продолжает участвовать в нашей жизни, помогать своим коллегам. Впрочем, это вполне в ее духе. Имя Тамары Павловны присвоено театральному музею при томской драме, где не раз проходили «посиделки», на которых шла речь о том, какой выдающейся актрисой и замечательным, неординарным человеком была та, чей портрет работы Геннадия Мозжерина находится в центре эскпозиции «Театральные портреты».  

Впрочем, портретов было немало, в том числе работа известной томской художницы Веры Котовой, которая заприметила актрису уже в начале ее творческого пути. Есть еще бережно сохраненные экземпляры ролей Тамары Павловны. Во время работы над ними она всегда набрасывала на полях собственную физиономию, видимо, примеряя на нее нового персонажа.

Еще есть папки, набитые программками, фотографиями, сохранились кадры кинохроники и записанные на телевидении спектакли. Но весь этот архив все равно не передает всего своеобразия актрисы, которая всегда, в любой роли «держала зал», завоевывала внимание и любовь.

Не раз на встречах, о которых я упоминала выше, разговор начинался с печали по поводу эфемерности актерской профессии. Что остается от сыгранных в театре ролей? Все меньше зрителей, которые видели на сцене актрису Лебедеву, и практически нет тех, кто бы помнил ее молодые роли. Театралы называют спектакли «Ретро», «Миссис Пайпер ведет следствие», «Мамашу Кураж», «Из племени кедра» (кстати, кедровая ветвь возникла в память о роли Юганы в этом спектакле)… Кто-то рассказывал, как их родители водили «на Лебедеву». 

НЕМНОГО БИГРАФИИ

Родилась Тамара Павловна 22 марта 1919 года в Тамбове в семье почтово-телеграфных служащих. В 1925-м отца Павла Павловича Чиненова перевели в Воронеж. В этом городе работало два театра – драматический и ТЮЗ. Одноклассники Тамары любили обсуждать спектакли и даже разыгрывать увиденное. Однажды в школьном кружке решили показать отрывок из пьесы В. Киршона «Чудесный сплав», но никто не хотел играть старую уборщицу. Тамара с блеском сыграла эту роль и, можно сказать, определила не только свою судьбу, но и будущее амплуа острохарактерной актрисы. К школьному драмкружку прибавилось участие в массовых сценах в ТЮЗе, ребята выезжали  на село, а потом были премированы поездкой в Москву.

Туда и отправилась девушка, успешно окончив школу, и поступила в студию при  театре Революции, на базе которой вскоре было организовано Московское городское театральное училище. Начав учебу в 1937 году, Лебедева еще успела увидеть спектакли великих – Мейерхольда, Таирова, Михоэлса, хотя сама больше тяготела к «мхатовской» школе.

В годы войны юная выпускница была принята в труппу театра Революции и вместе с ним эвакуировалась в Ташкент. После войны, не поддавшись на уговоры самого худрука, знаменитого режиссера Николая Охлопкова, покинула Москву и вскоре оказалась в Томске, где жили ее тяжело болевшая мама Екатерина Ивановна и брат Павел.

Первое впечатление от города было ужасным. Знаю это от самой Тамары Павловны. Вокруг облупленного вокзальчика простирался пустырь с огромной лужей посредине. Вдали темнели какие-то развалюхи. Она осмотрелась и заплакала. И рыдала довольно долго. Томск показался ей кондовым до неправдоподобия. На аляповато выкрашенных домах в центре просматривались старые названия фирм с «ятями». Чуть свернув за угол, можно было утонуть в грязи. Богатое воображение актрисы и хорошее знание русской классики создавали ощущение, что она провалилась из родного мира в начало прошлого века. (Кстати, Тамара Павловна была большой любительницей фантастики.)

Но, на счастье томичей, коллеги удержали ее от бегства, сразу включили в работу. Работу интересную, потому что костяк театра составлял молодой, талантливый коллектив бывшего фронтового театра. А потом она полюбила Томск, Тамара Павловна со своим острым умом, духовным богатством и неистощимым чувством юмора просто «совпала», вошла с университетским городом в те родственные и требовательные связи, которые сделали ее не только любимой актрисой, но и до какой-то степени знаком города.

Казалось бы, совсем недавно на встречах с московскими томичами меня жадно спрашивали: «А Лебедева в театре работает?» Совсем недавно… Но вот уже выросло поколение, которое не знает старых кумиров. И поэтому я с бесконечной радостью откликнулась на предложение редакции рассказать об одной из любимейших актрис, проработавшей в томской драме более сорока лет.

КОРОЛЕВА И УБОРЩИЦА. УБОРЩИЦА-КОРОЛЕВА

Тамара Павловна представала перед зрителями королевой, купчихой, академиком, маркитанткой, уборщицей, чиновницей… Разве перечислишь три сотни сыгранных ею персонажей! Уже будучи ведущей актрисой, то, что называется столпом коллектива, могла мощно, всем своим дарованием существовать в эпизодической роли и играть в детской сказке. Когда в Томске возник сразу ставший знаменитым спектакль «Клоп», мало кто мог предположить, что их любимой актрисе Лебедевой, с лихим азартом игравшей Розалию Павловну Ренесанс, пришлось осваивать совсем новый способ существования: цирковой, репризный. В ее опыте таких спектаклей не бывало. Нравилось ли ей это? Ей было интересно! Никогда не чуралась Тамара Павловна нового, рискованного. А потом, блестяще сработав в новом жанре, пришла к выводу, что это все-таки не ее театр. Она была предана психологической школе, когда характер прорабатывается подробно, внимательно, когда каждая деталь, каждый нюанс и поворот в отношениях находят место в существовании актера на сцене. 

Заядлый театрал, преданный поклонник таланта Лебедевой, букинист Владимир Суздальский сравнивал Тамару Павловну с Фаиной Раневской. В этом был резон.

В одной из самых любимых зрителями ролей - Розе Песочинской  в спектакле «Ретро» - Тамара Павловна и до слез смешила публику нелепой манерностью, и вызывала слезы, представляя драму одинокой беспомощной старухи. И все это, не теряя ироничного взгляда на мир и не впадая в пафос. Эта амплитуда была свойственна Лебедевой в большинстве ролей. И она демонстрировала высший актерский класс. Но уникальность этого спектакля была и в актерском составе. Блистательный квартет – Тамара Лебедева, Людмила Долматова, Ася Ратомская и Аркадий Аркин. Их уже нет на этом свете.

Тема театральных стариков – тема отдельная. Многие театры считают своим долгом создавать спектакли, которые бы представляли парад мастерства очень пожилых актеров. В «Ретро» актеры играли несчастливых, небогатых, незнаменитых людей. И финал спектакля был финалом их жизни. Но мелодия спектакля до сих пор окрыляюще звучит в памяти. Старики выходили на авансцену, нарушая все законы театра, смеясь, рассказывая друг другу какие-то байки. Они уходили из набитого дорогими вещами душного мира и завещали нам мечтать, верить друг другу, противостоять хамству. Они уходили молодыми. Они уходили счастливыми.

КАК  В  РОМАНЕ

Это история любви и замужества. Увиделись они с Борисом Павловичем в Якутске, где Тамара Павловна недолго поработала после войны. Она выбежала из дома в магазин, накинув пальто, но в носочках и босоножках. Он стоял у прилавка – огромного роста, с рюкзаком - и на нелепо одетую «бедную девочку» посмотрел с жалостью. Она причин соболезнования не поняла, фыркнула и умчалась.

Примерно так же фыркнула она через несколько лет, уже на Оби, когда человек с леспромхозовского катера, помогавший снять с мели их гастрольный паузок, спросил: «Где я мог вас видеть?» - «Как банально вы начинаете знакомство!» Но неожиданный спаситель пришелся по душе артистам, его затащили на палубу. А он подхватывал шутки, рассказывал фантастические таежные истории, а сам все поглядывал на Лебедеву… Вскоре коллеги поняли, что этой паре стоит поговорить вдвоем. Когда же в разговоре прозвучал «Якутск», он радостно объявил: «Все! Вспомнил!» И она вспомнила.

Первая встреча – на краю света. Общее отчество – Павловичи. Фамилии – Лебедева и Журавлев. Мнение одно – судьба!

Роман развивался стремительно. В театре за ним следили страстно, шумно, как, впрочем, и положено в театре. Особенно бурлило «дворянское гнездо» - так кто-то в шутку окрестил актерское общежитие в переулке Пионерском. Обсуждали, советовали, подтрунивали, просто «болели». Бывшая в отъезде одна из ближайших подруг Елена Одоевская прислала телеграмму: «Без меня замуж не выдавать вскл».

В театре часты браки внутри коллектива. Режим дня, бесконечное погружение в работу, подвижная психика, гастроли – множество причин не способствует счастливой семейной жизни с людьми других профессий. А Борис Павлович был заядлый технарь с двумя дипломами, автор многих изобретений и рационализаторских предложений, постоянно бывал в экспедициях, не просто знал, но чувствовал природу, особенно дерево…

Но жизнь у них была счастливой. Чему подтверждение – дочь, блестящий профессор-филолог Ольга Лебедева  и внучка Мария Янушкевич, тоже филолог,  еще в детстве восхищавшая меня стихами, рисунками, акварелями, музыкальными опусами. 

Ольга Борисовна написала в книге, посвященной Лебедевой в серии «Жизнь замечательных томичей», изданной Пушкинской библиотекой и Томским театром драмы: «Мама очень не хотела, чтобы я выбрала театральную профессию. Но поскольку ее жизнь была служением искусству слова, поскольку слово всегда было высшей ценностью в атмосфере нашего дома, я все равно осталась в этом мире, только мое искусство – не устное слово в действии, а печатное в тексте…».

НЕВОЗМОЖНО ОБЪЯТЬ 

НЕОБЪЯТНОЕ

Хочется вспоминать ее таких ярких и разнообразных персонажей, хочется рассказать о том, как она постоянно помогала молодым актерам, дружила с ними. Уверяла, что момент, когда скажет: «А вот в наше время!» будет означать, что она безнадежно постарела. Как трепетно, бережно обсуждала спектакли на заседаниях художественного совета, бессменным членом которого избиралась в течение очень многих лет, как интересно общалась со зрителями, как азартно участвовала во всевозможных конкурсах и капустниках…

Жизнь Лебедевой  в творчестве, на первый взгляд, широкая, успешная. Но только на первый. Театр был всепоглощающим смыслом ее жизни. Но он приносил и немало волнений, расстройств, неудовлетворения.

Только Тамара Павловна никогда не утруждала себя публичным осведомлением о собственных переживаниях, о деталях личной жизни. Такое было воспитание. Даже в письмах друзьям. Даже о театральных обстоятельствах. Максимум сообщала: «Получила ролишку. Может, что-нибудь получится». Как правило, получалось. Получалось настолько, что и сегодня мы ощущаем незримое присутствие актрисы и человека.

Мария СМИРНОВА.


комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 
rwovkbgmhu
R3afpf <a href=\"http://wucwdzujixkj.com/\">wucwdzujixkj</a>, [url=http://seyphjqtacku.com/]seyphjqtacku[/url], [link=http://fbxabcufcpsu.com/]fbxabcufcpsu[/link], http://vtekhuljzkwp.com/

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б