Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

30 03 2023Пятница

ПЛОТНИК В ШЕСТОМ ПОКОЛЕНИИ

Мастеровых на Руси испокон веку уважали. Мастерством гордились, навыки ремесла передавали от отца к сыну, от деда к внукам... И особенно радовало этих самых отцов и дедов, если наследники продолжали их ремесло. На смену одним временам приходили другие, то или иное ремесло устаревало или выходило из моды. И вот уже вовсе не требуется, как раньше, чтобы деревенский парень, вошедший в жениховский возраст, запросто мог вместе с отцом срубить баньку, если уж не избу. А ведь еще полвека назад это считалось обычным делом. Впрочем, теперь и девушка себе в приданое не то что платье выходное, а простую рубашку не сошьет... Живем «на всем готовеньком», как говаривала моя прабабушка.
Спору нет, это хорошо и удобно, когда нет нужды самим что-то делать для себя. А в итоге

Спору нет, это хорошо и удобно, когда нет нужды самим что-то делать для себя. А в итоге мастерить что-то в быту, рукодельничать, основная масса представителей нашей молодой смены уже почти разучилась. Но желание этому научиться есть, по крайней мере, у детей.
Надо видеть, с каким интересом пацаны, которые приходят на экскурсию в зал плотницких инструментов в Музее деревянного зодчества, хватаются за рубанки, киянки, струги и прочие плотницкие инструменты, разложенные на настоящем верстаке. Иван Скоморощенко, собравший эту коллекцию и предоставивший музею солидное собрание старинных плотницких инструментов - более семидесяти предметов! - разрешает мальчишкам все эти богатства трогать. Конечно, под присмотром взрослых.
И это замечательно, ведь современные дети вряд ли имеют такую возможность в обычной жизни - прикасаться к заготовкам, видеть рождение вещи, наблюдать, как из-под лезвия рубанка появляется свежая, желтая, как сливочное масло, прекрасно пахнущая стружка! Запах свежеобработанной древесины им тоже мало знаком. Новенькие деревянные заготовки сувениров для мастер-классов по основам резьбы маленькие посетители музея не то что щупают и нюхают, они, кажется, готовы и «на зуб» каждую попробовать!.. Для них это - в диковинку.
- Во времена моего детства, - рассказывает Иван Валентинович, потомственный мастер, победитель международного фестиваля «Праздник топора»-2009 в номинации «Индивидуальное мастерство». - Мальчишки в деревне с пяти-шести лет могли с топором управляться, свой маленький топорик был у каждого из нас. У меня и отец, и дед знали плотницкое ремесло, были настоящими мастерами. Мы жили тогда в деревне в Шегарском районе. Постепенно, с возрастом мальчишке полагалось и другим инструментом овладевать, вот и я не отставал от других, даже в чем-то преуспел. К дереву меня всегда тянуло, любил с ним работать. Топор дедов помню - хороший, ладный, завидный инструмент... Он по наследству у нас в семье передается, сперва моему старшему брату достался, а теперь уже я им владею...  Впрочем, инструмента самого разного столярного да плотницкого у меня накопилось уже не на один музей. Хочется не просто рассказывать о нем детворе, а еще и учить им пользоваться! Жаль, нет подходящей базы для этого, помещения для музея и мастерских. Вот и кочует коллекция по разным выставочным площадкам. Даже под Омском выставлялась в их экопарке. Я там деревянный мост построил, и свою коллекцию попутно представил. Сейчас коллекция вернулась в Томск, а мост, конечно, остался, он теперь там относится к числу достопримечательностей. Часть старинных инструментов у меня на усадьбе в Малом Протопопово хранится, часть размещена на стендах и может быстро перемещаться. Есть там и очень старые боевые топоры, и плотницкие… На «Празднике топора» всегда желающие могут познакомиться с инструментами из моей коллекции. Практически всеми можно пользоваться и сейчас, но все предпочитают современный электроинструмент, предоставляющий больше возможностей, которым работать гораздо быстрее. Но есть и мастера, работающие по старинке, использующие дедовские топор, рубанок, стамеску…  
Владея отлично плотницким и столярным мастерством, будучи плотником в шестом поколении, он долгие годы работал сварщиком, но давно уже вернулся «к истокам», к тому, что больше нравится. Член гильдии томских художников, опытный наставник, Скоморощенко хочет научить работать с деревом тех, кто должен созидать, украшать наш город в двадцать первом веке.
Кроме солидной экспозиции, представленной на постоянной основе в Музее деревянного зодчества, у Ивана Валентиновича время от времени проходят временные выставки. Недавно состоялась однодневная «летучая» выставка в рамках мероприятия по профессиональной ориентации, проходившего в Сибирском лицее. Лицейский «Арбат» радовал многообразием развлечений, но Ивана Скоморощенко радовало то, что юноши очень заинтересованно разглядывали стенды с непривычными нашему глазу приспособлениями, вертели в руках все эти шпунтубели, ваймы, буравы, стамески, рубанки... Никто из парней не мог сказать, что хоть раз довелось поработать такими инструментами. В лучшем случае они электролобзик в руках держали, не больше! А лучковая пила древнего вида приводит молодежь в недоумение – и как это работает, непонятно… А между тем назначение у каждого из этих приспособлений – особое. Например, помимо обычного рубанка есть еще и торцовый рубанок. А есть и фуганок, для выравнивания поверхности по длине. Вроде бы почти одинаковые на вид, тоже похожие на рубанок инструменты, предназначены для разных деревообрабатывающих операций – шерхебелем производят грубое строгание, у цинубеля – нож с насечками, что позволяет создать рифленую поверхность, зинзубель делает пазы, а галтель выстругивает желобки. Вот такие премудрости!   
Для того чтобы диковинкой не казалась привычная нашим предкам утварь, и нужен музей для размещения таких коллекций, как у Ивана Скоморощенко. Но пока не получается организовать не то что музей, даже постоянную выставку в Томске.
У Ивана Валентиновича сейчас уже просто горы сокровищ хранятся - десятки старых, заслуженных, много лет отработавших рубанков, пил, топоров. Отполированные трудовыми руками до блеска, инструменты столетней давности. Семейные реликвии, отданные ему томичами в разные годы, ждут своего часа.
А пока опытный мастер рассказывает молодежи, как строился Томск, как вырезались и что означали резные узоры на наличниках. И вместе с энтузиастами движения «Том Сойер-фест» приводит в порядок томские терема, нуждающиеся в реставрации. Уже восстановлено полтора десятка резных наличников на старом деревянном доме по ул. Никитина, 15, сейчас на очереди восстановление деревянного декора на одном из «профессорских» домов по улице Белинского. У Ивана Валентиновича много единомышленников среди людей разных поколений.
… Был у нас дома небольшой сундучок невзрачного вида. А в нем – старый инструмент, оставшийся еще от прадедушки Михайлы. На моей памяти, никто этими старинными рубанками и стамесками с потемневшими от времени, лоснящимися рукоятками так и не пользовался. Полюбовалась я на эти реликвии в последний раз, погладила их на прощанье и отдала Ивану Валентиновичу. Пусть работают теперь экспонатами, раз никому уже не нужна острота их лезвий. Пусть служат людям и дальше те инструменты, при помощи которых строился наш город, создавалась красота его резных кружев.
Оксана ЧАЙКОВСКАЯ.
Фото автора.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б