Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

15 12 2011Пятница

Добро по ГОСТу

Эту аксиому еще раз  подтвердили участники прошедшей на днях в Томске XVI международной научно-практической конференции «Качество - стратегия XXI  века». 

На этот раз ключевой темой, объединившей гостей и хозяев - руководителей предприятий, ученых, студентов, специалистов в области стандартизации и метрологии, консалтинга, управления персоналом и так далее, - стала социальная ответственность. Не просто как необходимое условие для развития предпринимательства и прочих видов деятельности, но и как основополагающий стимул  развития. 

«Эффективный менеджмент - лидерство и социальная ответственность в бизнесе» –  так называлось и пленарное заседание конференции. В ее работе принял участие один из крупнейших работодателей Европы, директор компании DHL Роланд Джанке, на примере своей компании объяснивший, как сегодня понимается ответственность в глобальном мире. Предстоящее вступление России в ВТО как стимул для качественного рывка российской промышленности: «стань конкурентоспособным или умри» - поразмышлять на эту тему предложил  руководитель внешнего органа по сертификации “ТЮФ Интернационал РУС” (TUV International Rus) Антон Шалаев. 

В рамках конференции прошли «круглые столы» и мастер-классы, посвященные современным методам управления бизнесом, передовым инструментам менеджмента качества, управлению рисками, кадровому обеспечению малого и среднего бизнеса, молодежной проблематике. Как обычно, в торжественной обстановке были подведены итоги конкурса «Лучшие товары и услуги Томской области», награждены победители программы «100 Лучших товаров России». 

С приветственным словом к участникам конференции обратился заместитель губернатора по социальной политике Владимир Самокиш, который подчеркнул, что качество сегодня играет ключевую роль в развитии конкурентоспособности любого предприятия и учреждения социальной сферы. Лидерство, прогресс, инновации - вот та триада, которая, по его мнению, помогает раскручивать маховик качества на территории Томской области начиная с 1999 года, когда в нашем регионе был принят первый в стране закон об инновационной деятельности. Он отметил, что на территории региона до 90 процентов крупных предприятий сертифицированы по международной системе менеджмента качества, а сейчас все больше бюджетных учреждений идет по этому пути. «Мы понимаем, что с точки зрения организации крупных производств Томская область не имеет конкурентных преимуществ, поэтому наш путь - это товары с высокой добавленной стоимостью, а значит, высокого качества».  

О новых вызовах для менеджмента (с точки зрения практика, успешно их преодолевающего) рассказал гость из Германии Роланд Джанке. Оказывается для того, чтобы превратить предприятие, коим была практически обанкротившаяся немецкая почтовая служба, в одно из самых известных в мире (а сегодня DHL является крупнейшим в Европе работодателем, занимая шестое место в мире по числу сотрудников и имея оборот в 51 миллиард евро), нужно непременно стремиться к глобальному совершенству. А оно невозможно без достижения устойчивости. «Думай глобально, действуй локально» – только руководствуясь этим принципом, современные акулы капитала могут завоевывать новое жизненное пространство. А это значит - будь социально ответственным, учитывай местные условия и традиции, думай не только о дне сегодняшнем,  но и о будущих поколениях… Не просто из любви к ближнему компания, которую мы знаем в основном по трем латинским буквам на автомобильных фурах, принимает участие в ликвидации стихийных бедствий и активно сотрудничает с ООН. Вообще, в современной мировой практике под социальной ответственностью бизнеса понимают нечто иное, чем в российской бизнес-среде. Это не просто больше, чем выплата «белой» зарплаты или забота о сиротках, это нечто принципиально иное. 

А что, рассказала собравшимся Марина Чухланцева, директор ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Томской области, председатель ТРО МОО «Академия проблем качества», кандидат технических наук, профессор Российской академии естественных наук. «Социальная ответственность - вклад в устойчивое развитие» – так звучала тема ее доклада. Наши бизнесмены под социальной ответственностью понимают соблюдение законов, в лучшем случае - благотворительность. Между тем это и экология, и охрана труда, и занятость, и многое другое. Так, современный стандарт качества  ISO2600 – это руководство к социально ответственному поведению. В течение долгого времени стандарты служили гарантией качества товаров или услуг, но сегодня их роль значительно шире. Не случайно другая участница конференции, гендиректор ММКС Алина Петиченко заметила, что получать сертификат качества ради сертификата - это все равно, что электронным микроскопом колоть орехи. Сегодня бизнес не может ограничиваться только удовлетворением  потребителя товаров или услуг. Финансовый показатель больше не основополагающий. Прибыль - не самоцель.  Деньги - не единственный критерий  успешности. Во главу угла  ставится устойчивость развития, которое, в свою очередь, определяется социальной ответственностью. В общем-то, это две стороны одной медали. Для нашего бизнеса эта мысль пока внове, хотя примеры социально ответственных компаний можно привести. Так, Марина Чухланцева в качестве таковых назвала «Газпром», «Газпром трансгаз Томск», «Сибур», «Сибирскую Аграрную Группу». Приведя в пример Свердловскую область, которая первой в России приняла программу поддержки и развития корпоративной социальной ответственности организаций, она предложила и Томской области подумать над созданием аналогичного документа. Уж нашему-то региону, как говорится, сам бог велел. «Давайте творить добро по ГОСТу!» –  под таким слоганом вполне может развернуться борьба за качество на принципиально ином уровне: уже не только товаров (вспомним знаменитое «Покупайте томское!»), но и качества жизни.

 Впрочем, она - жизнь - порой сама заставляет калачи есть. Хотим мы или не хотим, но по-другому взглянуть на проблемы качества заставит грядущее вступление России во Всемирную торговую организацию. Мы так долго к этому готовились, что по дороге забыли поинтересоваться, чем оно нам грозит. «Нам» – по большому счету всем россиянам, но «первый удар» примет на себя, конечно, бизнес. «Россия и ВТО: вызов для руководителей». С докладом на эту тему на конференции выступил Антон Шалаев. “Шанс ли это для региональных компаний или угроза? Не может быть все черным или белым. То, что это нельзя назвать шансом, – однозначно. Существующие условия, скорее, создают предпочтение для импортеров продукции. Но сказать, что это угроза – тоже нельзя”, – считает Антон Павлович. Он заметил: по случайному (так ли уж?) стечению обстоятельств 16 лет назад в области впервые была проведена конференция, посвященная проблемам качества (уникальный случай для России тех времен), и тогда же наша страна начала переговоры о вступлении в ВТО. Наконец, спустя столь долгий срок, все препоны для этого сняты. Ура! Ура ли? На примере разных отраслей один из крупнейших в России специалистов в области сертификации показал: вступление в ВТО создает больше проблем, чем дает преимуществ российским предпринимателям. 16 лет назад казалось – оно снимает препоны для выхода на зарубежные рынки. А наша промышленность к этому готова? Сельское хозяйство? Сфера услуг? С точки зрения потребителя, грядущее усиление конкуренции - фактор позитивный. А с точки зрения производителя? С одной стороны, им придется, конечно, непросто. С другой, это, может быть, и неплохо: когда встанет вопрос о выживании, и наши бизнесмены вынуждены будут научаться эффективно руководить проектами и любить персонал, как это вынуждены были сделать большие дяди на Западе. В любом случае это понуждение к работе на мировом уровне. Меняйся - или уходи. “И в этом плане работа по международным стандартам качества может быть очень хорошим выходом”, – убежден Антон Шалаев.

Впрочем, как справедливо заметила Алина Петиченко, генеральный  директор холдинга консалтинговых компаний “Международный менеджмент, качество, сертификация”, без сертификации по международным стандартам “вообще нет возможности выйти на экспорт”.  Хотя получить сертификат ради сертификата - зряшный перевод времени и денег. Да и краткосрочного эффекта не дает:  как правило, эффект перехода менеджмента на новые стандарты проявляется не ранее, чем через полтора года.

Тем не менее выбора у нас просто нет. А вот необходимые условия для этого созданы. По крайней мере, так считает Марина Чухланцева. По словам директора регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний, в Томской области инфраструктура обеспечения качества имеется.

- Все инструменты у нас есть, и они развиваются. Это и департамент потребительного рынка в областной администрации, и федеральное учреждение, которое я возглавляю, это и филиал Академии стандартизации, метрологии, сертификации, это и консалтинговые фирмы, - отметила она. 

Причем все ведущие игроки на этом поле были представлены и принимали активное участие в конференции, давно уже ставшей чем-то вроде экспериментальной площадки и одновременно местом пробы сил как для «теоретиков», так и для «практиков».  

- В XXI веке мы обречены серьезно заниматься качеством. Власть постоянно работает с бизнес-сообществом для достижения качественного обеспечения жизни в Томской области, – констатирует начальник департамента потребительского рынка областной администрации Александр Таловский. 

Одной из традиционных форм этой работы является  конкурс  «Лучшие товары и услуги Томской области». Вот и нынче на конференции подведены его итоги, в 14-й раз выбраны и победили лучшие. В конкурсе 2011 года приняло участие 31 предприятие, 42 вида продукции и услуг. Лауреатами  стали 14 предприятий, дипломантами – 17, 16 видам товаров и услуг присвоен статус «Новинка года».

- Представленные товары и услуги - прямое свидетельство тому, как динамично развиваются томские производители, как растет их качество, что, безусловно, влияет на формирование положительного имиджа Томской области как территории европейских стандартов, – сказал, обращаясь к победителям, Александр Таловский.  - Все мы осознаем всю важность пропаганды качественных товаров и услуг. Наш конкурс ориентирован на активизацию той многогранной деятельности, направленной на привлечение внимания к проблемам качества. За годы своего существования он внес весомый вклад в возрождение производства Томской области и стал мероприятием, демонстрирующим стратегию роста и обновления томского рынка потребительских товаров.

В топ «Лучших товаров и услуг Томской области» вошли гексафторид природного урана для обогащения от СХК, пиво «Ячменное фирменное» от «Томского пива», пельмени от «Сибирской Аграрной Группы», услуги общественного питания от «Газпром Торг Томск», гостиничные услуги от гостиницы «Томск». «Столь высокая оценка налагает серьезные обязательства. Важно не только завоевать право представлять нашу область на российском и международном рынках, но и в дальнейшем своей работой подтверждать это право. Уверен, что вы с этой задачей справитесь!» – подчеркнул Александр Таловский. 

Марина ГРЕК.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 
jbmxlckvv
lkxpxu <a href=\"http://pqwefwnpbiup.com/\">pqwefwnpbiup</a>, [url=http://szzgvjghlopa.com/]szzgvjghlopa[/url], [link=http://kswbbigquryo.com/]kswbbigquryo[/link], http://vvkxwunrnbzf.com/

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б