Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

31 10 2018Красное Знамя

Лелеять красоту

Этот вопрос обсуждается веками. Художниками, писателями, музыкантами. Поэты и песенники могут выразить самую соль этого вопроса в одной красивой фразе. Например - что есть красота? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде? Труднее облечь процесс создания красоты и  воспитания будущих Чайковских и Репиных в слова, законы, методические пособия педагогам, чиновникам, организаторам от образования.

Три насыщенных дня больше 500 человек участвовали в почти пяти десятках мероприятий Всероссийского форума отечественного художественного образования. В Томск съехались представители Министерства культуры РФ, директора и преподаватели детских художественных школ, сотрудники региональных управлений, департаментов и Министерств культуры из Кемеровской, Омской, Новосибирской областей, Алтайского, Красноярского, Забайкальского краев, Республик Алтай, Бурятия и Тыва. Обсуждали, как совместить форму и содержание этого непростого дела, повышали квалификацию во время практических семинаров и мастер-классов, смотрели красоту на выставках картин, слушали красоту на концертах. В общем, стопроцентно задействовали все способы получения информации. Ведь было ради чего стараться не пропустить важное: в форуме участвовали мэтры художественного образования – ведущие профессора - преподаватели столичных училищ, консерваторий, академий, народные и заслуженные артисты России, те, кто сейчас трудится на «передовой», воспитывая для страны архитекторов, художников, певцов, музыкантов, дирижеров, танцоров.

Вернуть основу
У первого такого форума в стране есть предыстория. С декабря 2017 года Минкультуры России совместно с субъектами РФ по поручению президента России прорабатывает вопрос о передаче муниципальных детских школ искусств (ДШИ) в ведение региональных органов управления культурой в рамках проекта «Детские школы искусств - достояние России». Цель - улучшить и повысить качество художественного образования и укрепить материально-техническую базу этих школ.
Один из инструментов для решения этих задач - перевод ДШИ на региональный уровень - обсуждали во время одного из основных мероприятий форума – конференции «Роль и задачи художественного образования на современном этапе». Говорили, что назрел ряд проблем, которые отрицательно сказываются на этой важной для культурной самоидентификации страны сфере.
В настоящее время в России более 1,7 млн. человек обучается в 5252 детских школах искусств. Большинство из них подчиняются муниципалитетам, которые, по словам участников форума, недооценивают значимость ДШИ как основы отраслевого, предпрофессионального образования. И относятся к ним так же, как к учреждениям культурно-досуговой направленности - кружкам, секциям детского творчества и тому подобное.
Начальник отдела образования и науки Департамента науки и образования Министерства культуры Анна Григорьева в своем эмоциональном докладе подчеркнула, что развитие системы художественного образования – стратегическая задача для страны и вопрос сохранения ее безопасности и национального самоопределения.
- На каждом из нас, будь то руководитель региона или преподаватель музыки, лежит ответственность за тех, кто приходит в школу искусств, чтобы стать или деятелем культуры, или ее ценителем, - сказала Анна Дмитриевна. - Россия – единственная в мире страна, имеющая с XIX века уникальную систему художественного образования для детей с 5 лет и до состоявшегося профессионала. И опыт предыдущих поколений показал важность и ценность этой системы. А детские школы искусств всегда работали как начальное звено предпрофессионального образования, как бы они ни назывались.

Томичи – «космонавты»
Томск стал площадкой для форума, так как взял на себя смелость первым стартовать во всероссийском проекте «Детские школы искусств - достояние России».
- Как только мы увидели этот проект, губернатор предложил стать пилотным регионом, - сказал на пленарном заседании форума начальник департамента по культуре и туризму Томской области Павел Волк.
А заместитель губернатора Андрей Кнорр в приветственном слове к участникам форума аргументировал томскую инициативность:
- Реально оценивая существующие проблемы художественного образования, мы тем не менее считаем, что в последние годы Томская область обновила многолетний опыт выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей в регионе. Список необходимых мер с 2015 года строго структурирован, включает 30 значимых мероприятий по всем видам искусств. Так, пятый год в регионе реализуется вместе с Томской областной филармонией уникальный проект - конкурс молодых исполнителей «Дети играют с оркестром». За это время в нем участвовали полторы сотни одаренных учащихся детских школ искусств. Еще одно ожидаемое ежегодно с 2016 года многими событие – фестиваль «Денис Мацуев и его друзья», во время которого десятки талантливых ребят посещают мастер-классы ведущих столичных педагогов и выигрывают по итогам прослушиваний стипендии.
- Чтобы развивать дальше эту сферу, нужно в первую очередь разрешить две взаимосвязанные проблемы, - подытожил зам. губернатора. – Во-первых, изменить законодательно идеологию отнесения школ искусств в системе Минкульта к дополнительному образованию, ведь на практике ДШИ выполняют функцию учреждений начального профессионального образования. Во-вторых, логичной представляется передача ДШИ в ведение регионов, чтобы выстроить 3-ступенчатую систему художественного образования. Это актуально, так как различная бюджетная обеспеченность муниципальных образований сказывается на уровне подготовки детей.
Первыми «космонавтами» по переходу из муниципальной собственности в региональную станут 5 школ искусств региона: Асиновская, Зырянская, из с.Мельниково, с.Тегульдет и р.п. Белый Яр. Сейчас они проходят этап оформления необходимых документов, чтобы с января 2019 года сменить учредителя. Остальные школы будут переданы в управление региона поэтапно к 2020 году.
- Нашему учреждению нынче 60 лет исполнилось, у нас два филиала - в Новокускове и в Новиковке, - рассказала Валентина Бадмаева, директор Асиновской школы искусств. – Направлений много: народные инструменты, оркестровая скрипка, народное и академическое пение, театральное искусство, хореография и другие. Проблемы классические - не хватает молодых кадров, состав стареет. А дети учиться прекрасному хотят, общий состав обучающихся - 471 человек. Конечно, хочется работать с ними на новом уровне. 
Томская область, как пилотный регион, получит дополнительную поддержку Министерства культуры. Уже в рамках прошедшего форума руководителям пяти детских школ искусств вручили сертификаты на приобретение музыкальных инструментов и технического оборудования, а во все ДШИ переданы комплекты учебно-методической литературы. Кроме того, в дни форума все преподаватели и учащиеся школ искусств смогли принять участие в мастер-классах и семинарах, которые провели в Томске профессора, преподаватели из  ведущих учреждений  художественного образования Москвы и Санкт-Петербурга. Мероприятия форума продолжатся и в ноябре. С 7 по 10 ноября в Томске и Асине Министерство культуры РФ организует лекции и семинары-практикумы для мастеров-настройщиков музыкальных инструментов из ДШИ.

Туше от Мастера
…Вика Фатина, ученица детской школы искусств № 3 г.Томска, волнуется. Еще бы: ей предстоит продемонстрировать свои навыки игры на домре народному артисту России, профессору Российской академии музыки имени Гнесиных Вячеславу Круглову.
- Почерпнуть что-то новое от мастера такого уровня – просто отличная возможность, - говорит, тоже немного волнуясь, учитель Вики, преподаватель с 20-летним стажем, Лариса Поспелова. – Ценно любое замечание, любой совет.
Несколько часов аудитория действительно ловила каждое слово мастера, автора многих методических пособий по игре на щипковых инструментах. Чем туше-удар отличается от туше-нажима, как правильно держать медиатор, как ставить пальцы, чтобы звучание было гармоничным, соответствующим смыслу музыкального произведения.
- Все хорошо, - подбадривает Вячеслав Павлович десятилетнюю Вику после исполнения песни «Воланчик». – Только давай попробуем играть побыстрее, в таком темпе твой  воланчик упадет, не закружится…  
У Вячеслава Круглова – больше сорока лет познания красоты музыки за плечами. Вика всего второй год обучается мастерству. Станет ли для юной томички это делом всей жизни, зависит от многого. А наша обывательская, культурная среда зависит от того, сколько Викторий, Дмитриев, Сергеев переступят порог детской школы искусств, и какое наследие они там получат.
Наталья ШЕРЕМЕТ.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б