Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

23 05 2017Красное Знамя

Больше возможностей!

Сегодня школа и университет – не два отдельных мира, и ученики могут участвовать в проектах вузов задолго до выпускного класса. Если продумать специальные программы для талантливых детей, то они смогут достичь большего. В рамках IV форума молодых ученых U-NOVUS в Томске обсудили создание регионального центра по сопровождению одаренных школьников, разработку образовательных программ и организацию академического сопровождения, в котором поможет Томский государственный университет.

«Круглый стол», посвященный поддержке талантливых детей области, прошел в вузе. Перед встречей для школьников была организована игра, где ребятам предложили информацию об образовательных ресурсах. Участники составили карты личного образовательного движения, в которых наглядно демонстрировалось, чего хотят сами школьники.
- Я учусь в 9-м классе, и для меня главное на этом этапе - сдать ОГЭ, - объяснил один из ребят Дмитрий из кожевниковской школы №1. – В личностном развитии меня интересует самосовершенствование, буду посещать дополнительные занятия, рассчитываю поступить в вуз, получить высшее образование. Мои цели - реализовываться, делать проекты, возможно, работать в научной группе, общаться с людьми, которые чего-то добились. Конечно, хотелось бы побывать в федеральном образовательном центре «Сириус». Ведь после университа я хочу найти достойную работу.
- Траектория будущего зависит от самих школьников, но нужно, чтобы они знали обо всех возможностях, которые есть на территории нашего региона и в целом в России, ученики могут использовать любые ресурсы, - считает Ирина Грабцевич, начальник департамента общего образования области. – Наши ребята уже бывали в образовательном федеральном центре «Сириус», он работает с декабря 2014 года.
Попасть в «Сириус» удастся не всем, но использовать плюсы этой модели возможно и в других городах. «На круглом столе» представители школ и вузов и обсудили формирование регионального центра по модели центра «Сириус». Он поможет школьникам в развитии и построении успешной карьеры в сфере науки, технологий, спорта и искусства.
- Мы подписали соглашение о развитии региональных центров для выявления и дальнейшего сопровождения одаренных детей, предполагается, что они будут работать по модели «Сириуса», - сообщила Елена Шмелева, руководитель фонда «Талант и успех». - В «Сириусе» наша задача - находить высокомотивированных, уже в детстве добивающихся высоких результатов ребят, ориентировать их на решение взрослых задач.
Как происходит взаимодействие?
- Заметив талантливого ребенка, мы начинаем сопровождать его в очно-заочном формате, – объяснила Шмелева. – Он будет заниматься в региональном центре, потом в «Сириусе», потом вновь в региональном центре, где попадет на площадку ведущих вузов. В Томске уникальная ситуация, когда вузы предстают перед школьниками в качестве образовательной платформы.
Опыт «Сириуса» показывает эффективность сочетания трех форматов: спорта, науки и искусства. Сначала организаторы беспокоились, что интегрировать такие, казалось бы, автономные направления будет нелегко. Но дети с интересом наблюдали за своими сверстниками, которые специализируются в другой сфере, и стремились попробовать недоступные в обычной жизни занятия. Предполагается, что в рамках томского регионального центра при поддержке вузов будут созданы очные программы для школьников по тем же трем направлениям: «Наука», «Искусство», «Спорт». А образовательные программы по актуальным направлениям науки и технологий для реализации проектов и научно-исследовательских работ будут разработаны на базе ТГУ.
– Сейчас мы создаем новую среду, где удобно заниматься и развивать свои проекты. У нас появился кампус для студентов, и мы надеемся, что будем приглашать учеников, получателей грантов, в том числе из Томска, будут приезжать и выпускники наших программ, – говорит Елена Шмелева. – Что касается организации региональных центров, то мы надеемся, что губернатор станет его попечителем, а представители «Сириуса» выступят в качестве методических консультантов. Мы рассчитываем договариваться с научными руководителями наших смен, чтобы они сотрудничали с региональными центрами.
Также предполагается, что вокруг центра сложится сеть партнеров, в нее войдут ведущие специализированные школы, вузы, передовые предприятия и научные центры, спортивные и культурно-досуговые объединения. Создание определенной развивающей среды необходимо – иначе от проекта не будет такого эффекта.

Могут стать партнерами
- Работа с вузами традиционно воспринималась как профориентации. Но в нашей области удалось поднять ее на новый качественный уровень, - полагает Ирина Грабцевич. – Этому помогло создание Совета по развитию образовательного пространства. Когда мы только начинали работу в этом направлении, то соглашения с администрацией области сразу же подписали два вуза, один из них ТГУ.
В старейшем за Уралом университете выявление и поддержка талантливых детей давно уже стали актуальной и важной задачей. В этих рамках постоянно проводятся конференции, форумы, конкурсы для школьников 6-11-х классов. Среди них такие проекты, как форум «Таланты Сибири», главная цель которого – развитие исследовательского интереса и реализация творческого потенциала школьников, помощь в выборе будущей профессии. Элективный курс по естествознанию, разработанный при участии сотрудников Сибирского ботанического сада, Биологического института и факультета географии, предлагается школьным учителям. Они ведут занятия, опираясь на те материалы, которые есть в университете.
- Все закладывается в определенном возрасте, - считает Лариса Антропянская, координатор программы работы со школами-партнерами. – В возрастной психологии есть такое понятие «сензитивный период». Это такой момент, когда та или иная деятельность наиболее актуальна. Умение учиться формируется до 4-го класса. Если ребенок вовремя этот процесс не освоил, то потом он не будет ему интересен. Также педагоги отмечают, что если не увлечь школьника в 7-8-х классах проектной деятельностью, то в 9-10-х классах будет уже поздно – сензитивный период пройдет. Мы и сегодня работаем с подростками, а в перспективе, полагаю, ТГУ будет взаимодействовать с ними еще больше.

наука Со школьной скамьи
В этом году ТГУ работает со школами-партнерами по нескольким совместным программам: STEM-образование (STEM это Science (наука), Technology (технологии), Engineering (инженерия), Math (математика), Liberalarts (лат. свободное искусство), горизонты будущего (тьюторское образовательное сопровождение учащихся, их выбора, самоопределения), предпринимательство и лидерство, проектирование и формула творчества. Сотрудничать готовы со всеми, кто в этом заинтересован.
- Мы строим открытое образовательное пространство, наши предложения доступны для всех, - рассказывает Лариса Антропянская. - В первый год заключили договоры с 20 школами. А на следующий год их было уже около 90, сейчас около 120. Это школы Томска, области и Томского района. С некоторыми сотрудничаем очень плотно, например, с 55-й гимназией, это наш стабильный партнер в программе STEM-лаборатория, она разворачивается на 4 базовых площадках. Физики, математики, химики, биологи, географы ТГУ вместе со школьными педагогами продумывают ее содержание. Не университет приходит в школу и не школа в университет, а команда ученых и команда преподавателей вместе проектируют этот курс.
Так удается достичь максимальной эффективности: учителя объясняют, как строится школьная программа, что ученикам важно освоить, а ученые, в свою очередь, рассказывают, по каким законам живет наука. В итоге они начинают слышать друг друга и понимать. Программа создается именно общими силами.
STEM-лаборатория проходит обычно в 10-х классах, учителя за время ее подготовки перенимают способ работы университетских сотрудников, их технологии, и создают подобную программу для 8-9-х классов. А потом пишут статьи, доклады, рассказывают, каких результатов и успехов достигают.
- Другие базовые площадки ТГУ – лицей №1, Русская классическая гимназия №2, гимназия № 29, а вокруг них собираются другие школы районов, - отмечает Лариса Антропянская. – Продуктивно сотрудничает университет с 49-й школой, она, вероятно, станет базовой площадкой по линии проектной деятельности, а 37-я и 32-я школы занимаются развитием такого направления, как предпринимательство и лидерство. Дети потрясающие проекты придумывают! Например, в одной далекой деревне хозяйкам не хватало на кухнях деревянных дощечек для резки. Школьники разработали проект и начали их делать. Дощечки получились такими хорошими, качественными, что за ними начали приезжать покупатели из соседних деревень.

Тьюторство как необходимость
-  Предметное знание становится все более доступным, можно изучить в интернете курсы, поучаствовать в вебинарах, посмотреть ролики. Доступно столько разных университетов, школ, направлений. Как во всем этом ориентироваться, выбрать, что тебе действительно надо, какие области перспективные – этого без помощи опытного специалиста не поймешь, - считает Лариса Антропянская. - Тьютор помогает школьнику и себя понять, и сориентироваться в мире. В Москве многие семьи уходят на домашнее образование, забирают детей из школ. В таких случаях очень нужен человек, разбирающийся в образовании, понимающий его стратегии, и тьюторы становятся просто незаменимыми.
Конечно, какими бы прогрессивными и интересными не были программы, важен их результат. Как раскрываются талантливые школьники в студенчестве, после поступления в ТГУ? Это университет тоже отслеживает.
- Мы смотрим ежегодно активность во взаимодействиях со школами, потенциал ресурсов, то, на какие факультеты ребята поступают. Есть программа для мониторинга эффективности и успешности этих студентов. Но проект долгосрочный, для объективных результатов лучше подождать пару лет, - считает Лариса Антропянская. – Хотя есть вдохновляющие примеры. Если дети занимаются проектной и исследовательской деятельностью, пишут гранты, побеждают на конференциях – они получают повышенную стипендию. Один из талантливых студентов, участвовавший в наших программах, проявлял такую активность, что его стипендия доходила до 80 тысяч. Если ученики умеют с первого курса активно включиться в проектную деятельность, то они не теряют времени. Важно уже в школе освоить проектную, исследовательскую, инициативную деятельность, тогда в университете долго ждать результата не придется.
Человек успешен и эффективен тогда, когда он понимает, что хочет и начинает реализовывать. Тогда он не замечает, трудно учиться или нет, не считает, сколько времени приходится тратить на внеурочную деятельность. Просто делает свое дело и достигает результатов.
Мария СИМОНОВА.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б