Коренные изменения в социальной, экономической и культурной жизни, происходящие в России, актуализируют потребность в высококвалифицированных профессионалах. В данных условиях существенно возрастает роль учителя физики и математики, это легко объясняется тем, что физико-математическое образование - важнейший стратегический ресурс развития общества. В связи с этим усиливаются требования к уровню подготовки педагогических кадров, которые в значительной степени закладываются на вузовском этапе. Один из проектов ТГПУ направлен на популяризацию естественнонаучных дисциплин.
Современный ребенок ежеминутно сталкивается с физикой: гаджеты, радиоустройства, ноу-хау, основанные на открытиях в областях, смежных с этой дисциплиной. К сожалению, сегодня наблюдается снижение интереса к точным наукам, и в этом вопросе Томский государственный педагогический университет делает попытку привлечь внимание школьников к важнейшей области человеческих знаний. В 2012 году на базе ТГПУ был создан Центр дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования, который за несколько лет поднял имидж Томской области на международный уровень олимпиад по математике и физике, принес призовые места.
- Со времени начала работы центра усилилась предметная и олимпиадная подготовка учеников. Томские школьники добиваются результатов на олимпиадах всероссийского и международного уровня. В 2015 году ученик физико-технического лицея, постоянный участник олимпиадных тренингов нашего центра Никита Гладков завоевал «серебро» на 56-й международной математической олимпиаде в г. Чианг-Май (Таиланд), – рассказывает зав. кафедрой развития физического образования, заместитель директора Центра дополнительного физико-математического и естественно-научного образования ТГПУ Анна Власова. - Также центр активно поддерживает новое направление современного школьного образования - образовательную робототехнику. В течение учебного года наши специалисты разработали и успешно реализуют ряд интеллектуальных мероприятий, направленных на формирование интереса к робототехнике, достижение школьниками высоких результатов в этой области. Такая инициатива объясняется влиянием новой дисциплины на становление будущих инженерно-технических специалистов, но, важно отметить, что пользователи и в быту должны владеть знаниями в области робототехники.
Помимо ежедневной работы по подготовке будущих специалистов в ТГПУ успешно функционируют проекты «Педагогическая планета» и школьная академия «Успех», где участвовать в различных интеллектуальных мероприятиях могут не только школьники, но и учителя, которые преподают точные науки.
В приоритетных задачах - привлечение внимания студентов к популяризации предметов, подготовка будущих учителей, способных не только помочь учащимся освоить базу по курсу физики, но и вывести знание предмета на новый уровень.
Елена Румбешта, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей физики ТГПУ, ведущий методист Томска в области преподавания школьной физики, отмечает некоторые проблемы в процессе освоения школьниками естественнонаучных дисциплин. «Сегодня, - поясняет Елена Анатольевна, - школьников мало что мотивирует на изучение такой популярной в середине прошлого века физики, когда вся страна знала фамилии космонавтов (без познания физики полеты в космос невозможны), а быть физиком и инженером было почетно и престижно. К сожалению, многие дети воспринимают физику оторванной от реальной жизни в виду того, что обучение зачастую сводится лишь к «нарешиванию» задач и мало подкрепляется самостоятельной экспериментальной деятельностью. Это объясняется как нехваткой часов на предмет, так и недостатком физического оборудования».
Как показывают исследования, в последние годы в сфере образования идет интенсивная работа по повышению и укреплению интереса к естественным наукам – с помощью расстановки государственных приоритетов и реализации специальных образовательных программ. Томский государственный педагогический университет выступил в этом году инициатором одного из важных просветительских проектов «Космические уроки», его соорганизаторами стали администрация Томской области, ГК «Роскосмос», РКК «Энергия» им. А.П. Королева, Всероссийская государственная телерадиокомпания. Первый урок прошел на высоком уровне: школьники Томской области транслировали интересующие вопросы и получали развернутые ответы непосредственно от космонавтов, находящихся на Международной космической станции (МКС). Предполагается, что следующие «космические» уроки будут вести космонавты во время прямых эфиров с МКС и уже с научной точки зрения покажут действие физических законов, процессов и экспериментов на практике.
Вот так. Чтобы заинтересовать детей вселенскими масштабами физики, на помощь приходит реальный космос.
- И это вполне логично, – говорит А. Власова. – Освоение космоса – отрасль, требующая междисциплинарной работы многих сфер экономики, производства и науки. С помощью этих уроков можно усилить естественнонаучную и техническую подготовку учащихся практически по всем темам курса физики.
На педагогический университет возложена задача разработать программу космических уроков таким образом, чтобы вклад отечественных ученых был известен подрастающему поколению, чтобы школьники могли почувствовать связь между знаниями по естественнонаучным дисциплинам и их воплощением в разработках, которые помогают осваивать земные и космические пространства.
- Уже подготовлены и проведены студентами и преподавателями ТГПУ несколько уроков, – рассказывает Елена Анатольевна. – Стартовали с темы начала освоения космоса. Студенты физико-математического факультета работали с учащимися 7-8-х классов томских школ №51 и Губернаторского Светленского лицея. Этот опыт пойдет на пользу будущим преподавателям, им пришлось не только повторять теоретический курс физики, но и показывать интересные эксперименты, за которые возьмется не каждый учитель. Ведь в будущем именно студенты станут проводниками в мир науки для школьников, и уже от них будет зависеть появление в России новых ученых, именами которых назовут открытия в физике, химии, биологии. Также школьники познакомились с художественными картинами космонавта А. Леонова, посвященными космосу, проектировали и конструировали модели ракет на основе воздушных шариков под руководством большого специалиста по физическим экспериментам, доцента ТГПУ Алексея Аржаника.
«Космические уроки» выстраиваются как увлекательные беседы с учащимися о том, как физика работает на освоение космоса, обсуждаются вопросы, каким образом происходит движение ракеты в достаточно разряженном космосе, что позволяет самостоятельно прийти к различным понятиям, таким как реактивное движение. Ученики узнают о первых отечественных теоретиках ракетного движения и конструкторах ракет, которые были первопроходцами в этой области, - К. Циолковский, Ф. Цандер, С. Королев.
- К тому же новый образовательный стандарт требует от учителя подготовки особых уроков, не в старом формате, – поясняет Елена Румбешта. – Уроков, во время которых нужно не просто дать теоретические сведения, а поставить проблему, чтобы учащиеся сами пришли к новому для них знанию. Как говорил академик Капица, физику можно показать детям на простом примере. Что и делал, например, талантливый томский учитель из школы №12 Б.И. Вершинин. Он раздавал ученикам простые сушки и просил разломать их, зажав в кулаке. Сушка неизменно ломалась в четырех определенных местах. «А теперь давайте думать, почему так получается», – говорил учитель и начинал раскручивать учеников на обсуждение версий, добиваясь этим самостоятельного получения школьниками нового знания.
Проект «Космические уроки» может включить учителей физики в разработку уроков нового типа, не только дающих дополнительные знания школьникам, но и повышающих профессиональную квалификацию самих учителей.
- Центр дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования ТГПУ также участвует в разработке этого проекта, – говорит А. Власова. – Ведь одна из задач этого структурного подразделения – содействовать обеспечению томского научно-образовательного комплекса качественными педагогическими кадрами, создавать корпус тренеров по подготовке школьников к олимпиадам разного уровня, вплоть до высшего – международного, по физике и математике. У нас уже есть опыт разработки программы курсов внеурочной деятельности по разным направлениям: физико-математическое, естественнонаучное, лингвистическое. Так, в центре успешно развивается совместный с томской школой №40 сетевой образовательный проект «Открытый профильный класс». Учащиеся 5-6-х классов посещают занятия поочередно на разных факультетах ТГПУ в течение учебного года (так называемые профильные пробы), а учащиеся 7-х классов занимаются весь год по одному выбранному профилю. Запрос времени таков, что мы должны активно действовать и показать, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать».
Наталья ШЕРЕМЕТ.