В «Российской газете» 1 июня был опубликован рейтинг ста лучших высших учебных заведений России (рейтинг RAEX).
В него вошли и пять томских университетов. Пожалуй, ни один вузовский центр, естественно, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, не удостоился такой чести. Из Новосибирска, в частности, в список ста вошли Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ) и Новосибирский государственный технический университет (НГТУ).
Данные рейтинга вузов России заставляют задуматься, свидетельствуя не только о достижениях томских университетов, но и о возможных проблемах.
Первое, на что обращаешь внимание, только педагогический университет улучшил свои позиции на восемь пунктов, ТГУ удалось удержаться на своем месте, остальные вынуждены сдать, пускай ненамного, позиции прошлого года. А знакомство со списком лучших университетов приводит к выводу: у нас очень сильные конкуренты.
Но дело не только в этом. Дело в самих рейтингах, в том, насколько они соотносятся с реальностями современной жизни, с требованиями завтрашнего дня. Рейтинги в настоящее время решают задачу определения места и в определенной степени роли университета в современной рыночной экономике. Высокий рейтинг привлекает будущих студентов в конкретный университет. Именно рейтинг RAEX влияет на решение российских абитуриентов, где учиться, иностранные студенты руководствуются международными рейтингами. Главными критериями, которые определяют рейтинг университета, то есть основными направлениями оценки являются:
Условия для получения качественного образования. По этому показателю в пятерку лучших вузов России вошел Томский политехнический университет.
Востребованность выпускников работодателями.
Научно-исследовательская деятельность. По этому показателю в пятерку лучших вузов России вошли два томских университета – ТПУ и ТГУ.
Эти направления оценки конкретизируются необходимостью приводить данные о числе штатных ППС (профессорско-преподавательского состава) на 100 студентов, о количестве публикаций на НПР (научно-педагогических работников в год за пятилетний период), в год за пятилетний период, о доле иностранных студентов (%) очной формы обучения.
Эти показатели очень важны в определении места и роли университета в современном обществе.
Но… все более резкая критика международно принятых рейтингов объясняется тем, что они отодвигают на второй план (это мягко говоря) главное, что определяет реальное место и роль университета, – качество образования.
Да, необходимо строить новые учебные корпуса, наполнять их соответственным оборудованием, строить новые общежития и спортивные залы, необходимо вовлекать студентов в исследования, нужно более активно вовлекать преподавателей (они же исследователи) в международный научный процесс и так далее. Все это правильно. Но вот что интересно, нередко можно встретиться с фактами, когда студенты даже лучших исследовательских университетов предъявляют претензии к качеству образования.
Можно вспомнить дискуссию последних лет, когда при разработке содержания эффективного контракта в буквальном смысле учебная работа преподавателя при оценке его труда отодвигалась на третий план (и оценивались меньше, и количество часов, которые полагалось дать преподавателю, увеличивалось). И это явление не уникальное, оно определялось рейтингами, их соответствующей трактовкой. О том, что это явление международное, свидетельствует следующий факт, сообщенный в том же номере «Российской газеты», в котором был опубликован рейтинг вузов России RAEX. Представитель European Association for International Education (Европейской Ассоциации международного образования) Маркус Лайтинен обвинял известные рейтинги в «узком и механическом подходе», в том, что их составители «опираются на ограниченный и вводящий в заблуждение спектр данных». На международном форуме IREY, влиятельной Ассоциацией составителей и потребителей рейтингов университетов подчеркивалась необходимость разработки новых рейтингов, в фокусе которых будут результаты, свидетельствующие о высоком качестве образования.
Мобильность студентов и преподавателей необходимы, но при этом надо учитывать качество образовательных программ, прочность и результативность научных связей, карьерные перспективы студентов. Последнее я хотел бы подчеркнуть особо. При разработке учебных планов и программ всегда ли мы учитываем, что студент после окончания вуза вступает в конкурентный мир, где и кем он будет работать, наконец, насколько увеличивают возможности трудоустройства выпускника вуза, те знания и умения (компетенция), которые он получает в университете?
Савелий ВОЛЬФСОН, доцент ТГУ.