Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

26 05 2016Красное Знамя

В героях – Маяковский и Хлебников

«Славьте меня!» - просил когда-то лирический герой Владимира Маяковского. С того момента, когда он написал эту строчку, прошло почти 100 лет. Один из самых ярких, самобытных поэтов до сих пор притягивает внимание не только исследователей и читателей. Он становится еще и героем новых произведений. Именно Маяковский - среди главных действующих лиц в «Председателях земного шара», премьере театра драмы, намеченной на 28 и 29 мая. Ставит спектакль главный режиссер театра, заслуженный артист РФ Александр Огарев.

Пьесу «Председатели земного шара» написала современный драматург Ольга Погодина-Кузмина. Это уже второй вариант одной и той же истории, первый назывался «Маяковский-буфф». Одним из главных изменений стало появление среди героев другого поэта-футуриста Велемира Хлебникова.
Произведение Ольги Погодиной-Кузминой заметно отличается от многих современных пьес, отчасти поэтому оно и привлекло внимание режиссера.
- Пьеса хороша тем, что автор не занимается самовыражением, чем озабочено большинство современных драматургов, - объясняет Александр Огарев. - Автор действительно посвятила себя изучению интереснейшего времени нашей истории и двух его ярких, уникальных представителей. Пьеса, с одной стороны, напоминает дайджест из различных фактов биографии двух поэтов, что может спровоцировать постановочную группу на схематичное, поверхностное, обзорное действие. Но «лоскутность» можно превратить в достоинство, сочинив представление, неожиданное по стилю и жанру, легкое и трагичное одновременно. С другой стороны, в пьесе ощущается неформальное восхищение автора своими героями. Это редкое для драматурга качество.
Артистам, занятым в спектакле, «Председатели земного шара» тоже понравились.
- Я в восторге от пьесы! – не скрывает Иван Лабутин.  – И там есть фразы, которые сегодня очень любопытно звучат. Например, когда Мария отвечает: «С вами хоть в огонь, Владимир Владимирович!» Полагаю, зал будет на нее реагировать.
- Когда я услышал, что пьеса современная, то подумал: сейчас начнется, будет очередная история в духе новой драмы, - говорит Антон Черных. – А прочитал – нет, она не похожа на них. Много реальных фактов из жизни поэтов, любопытные построения, нет ничего лишнего, все лаконично.
Спектакль сочиняют для большой сцены. Сценография главного художника театра Дмитрия Гребенкина, автор костюмов - Нина Чурсина, режиссер по пластике — Эдуард Соболь. Уже на репетициях заметно, что в постановке будет много страстей, красивых мизансцен, интересной современной музыки, экранов с визуальным рядом, дополняющим историю, и конечно же не обойдется без стихов героев!
Начало ХХ века, поэзия, футуризм, Маяковский, Хлебников. В эту увлекательную эпоху в драме погрузились сейчас все, кто связан со спектаклем «Председатели земного шара». Новая работа театра заставила некоторых пересмотреть свое отношение к известному поэту.
- Оно абсолютно поменялось, - признается Александр Огарев. - Я в школе его недолюбливал, и потом это чувство сохранил, не был увлечен такой поэзией, предпочитал классику. А эта пьеса, факты из его жизни, которые в ней представлены, перевернули мое отношение к Маяковскому, я им заинтересовался, и всерьез вижу, что это такая уникальная фигура в нашей истории, можно даже сказать, «редкий вид» поэта.
Роль Владимира Маяковского в «Председателях земного шара» репетируют два артиста: Иван Лабутин и Антон Антонов. Они, как выяснилось, до начала работы над этим спектаклем воспринимали своего героя по-разному.
- Я всегда любил Маяковского за его открытый слог. Важно для меня, что он совершил революцию в литературе, в стихосложении. Так до него никто не писал, - объясняет Иван. - Мне очень близок этот образ. Интересно его публичное одиночество. Казалось бы, он знаменит, его все знают, все любят… Но он одинок, такая особенность. Некоторые факты из биографии поэта меня поразили.
Для новой работы Иван даже изменил свой стиль: впервые в жизни подстригся. До этого, еще с детского сада, всегда был с длинными волосами. Теперь выходит на сцену с короткой стрижкой.
Антон Антонов раньше не слишком увлекался стихами Маяковского:
- Я не интересовался его поэзией, хотя в школе мне нравилось стихотворение «Скрипка и немножко нервно», даже пытался его учить для экзамена по сценической речи, но не получилось. Не хватило тогда понимания творчества поэта. Впрочем, это произведение меня трогало. Очень многое поменялось из-за спектакля. Я теперь столько всего знаю про Маяковского!
Проштудировал про неголитературу - историческую и художественную, подписался в социальных сетях на группу, где выкладываются его стихи, некоторые прочел впервые. Больше всего меня поразила фотография предсмертной записки поэта. Неразборчивым почерком там написано: «Счастливо оставаться! Владимир Маяковский». Такая радостная и нежная… Очень грустно ее читать.
Антон считает, что они и его герой совершенно не похожи: «Возможно, мелкие детали, связанные с поэтом, его взгляд, манера держать папиросу, и будут напоминать зрителю Маяковского. Но в целом я пошел по принципу, о котором нам говорит режиссер: надо играть идею человека, а не его самого. Она у Маяковского утопична, не могло бы быть так, как он хотел: разрушить все и построить новое, но сделать это бережно, нежно. Ломать, разрушать - это в любом случае война, революция. Еще он хотел, чтобы все друг друга понимали, это тоже невозможно, тебя все равно никогда не поймут».
Александру Рогозину и Антону Черных довелось ближе познакомиться с биографией и творчеством Велемира Хлебникова – они репетируют эту роль.
- Раньше я его стихи читал, но не скажу, что они мне нравились, - поясняет Антон. - Мне ближе Есенин, а поэзия  Хлебникова серьезно отличается. Теперь изучил биографию поэта, заинтересовался в первую очередь им как личностью. Какая у него судьба! Я думал, это Маяковский среди футуристов был председателем, а оказалось, он потом к ним присоединился. И главный-то Хлебников! Теперь он стал мне роднее. Смотрю его портреты – вижу в его облике нечто мистическое. Говорят, он предсказал революцию. Хлебников – пророк, эта тема меня привлекает. Его притягивали древние знания, он что-то вычислял, ездил в Персию искать «ключи» к тайнам. Интересный персонаж.
Конечно, среди героев нового спектакля драматического театра – не только поэты. Роль Лили, за которой легко угадывается Лилия Брик, вызывавшая мучительную и неистовую любовь Маяковского, репетируют Анна Кушнир и Татьяна Темная.
- Она давно меня очень интересовала, я много читала о Лиле Брик, смотрела про нее передачи, - рассказывает Татьяна. – Недавно купила ее книгу «Лиля Брик. Пристрастные рассказы». Она была потрясающая, кажется, даже сейчас женщины не настолько свободны, как была Лилия.
Еще одну героиню, Марию, собирательный образ любящей Маяковского женщины, играют Наталья Абрамова и Светлана Гарбар (актриса ТЮЗа). В роли Осипа Брика, чьи взгляды заметно консервативнее, чем у молодых и дерзких футуристов, заслуженный артист РФ Евгений Казаков и Владислав Хрусталев. Появились в спектакли и два образа, которых в пьесе не было. Музу играет Александрина Мерецкая, в ролях бродяги, певца и других предстанет Вячеслав Радионов.
Когда видишь образ Маяковского воплощенным на сцене, слышишь его стихи, то хочется вспомнить этого поэта, перечитать его. Вполне возможно, что открыть его творчество для себя захотят после спектакля многие зрители, до этого про него мало знавшие.
Мария СИМОНОВА.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б