Американские нейрофизиологи разработали простой прием, который позволяет по рисунку активности мозга отличить потенциальных полиглотов и знатоков иностранных языков от людей, которым чужая речь дается с трудом.
Полученные нами результаты показывают, что примерно 60% вариаций в том, насколько человек склонен к изучению языков, можно «увидеть» в рисунке активности их мозга. Это, на самом деле, хорошая новость – оставшиеся 40% дают место для других факторов, таких как мотивация к обучению, заявили авторы исследования из университета Вашингтона в Сиэтле (США).
Они пришли к такому выводу, наблюдая за различиями в активности мозга добровольцев, только приступивших к изучению французского языка. В рамках этого эксперимента ученые наблюдали как за тем, как работает мозг в состоянии покоя, так и за тем, что происходит внутри него во время обучения языку при помощи интерактивной программы.
Данная программа, как рассказывают ученые, была создана при содействии и по заказу военно-морских сил США для того, чтобы быстро, всего за 20 часов, обучать десантников и моряков азам иностранных языков, достаточных для минимального общения с представителями других народов.
Используя этот программный пакет и обычный электроэнцефалограф, авторы работы сравнили, что происходило в голове у моряков, быстро учивших французский, и у тех участников опытов, которые медленно запоминали новые слова и грамматику.
Как оказалось, для полиглотов и «отстающих» были характерны уникальные черты в рисунке активности мозга, по наличию которых можно было с достаточно высокой степенью достоверности угадать, был ли тот или иной доброволец предрасположен к изучению французского или нет.
По словам ученых, им даже удалось выделить отдельный регион мозга – височно-теменная кора в правом полушарии, бета-активность которого больше всего определяла то, насколько быстро человек учился французскому языку. Означает ли это, что при «неправильном» рисунке активности человек обречен на незнание иностранных языков и мучения при их изучении? Как подчеркивают ученые, активность мозга объясняет лишь 60% вариаций в склонности к языкам, а остальные 40% приходятся на различные социальные факторы, в том числе усидчивость, упорство и мотивацию к обучению.