Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

28 04 2016Красное Знамя

В стране перевернутых уроков

«Учить и учиться» - так гласит девиз конкурса профессионального мастерства «Учитель года-2016» в нашей области. Проходит он в девятнадцатый раз, на школьном этапе в нем участвовало 2114 кандидатов. После муниципального этапа в финал прошло 16 человек из 11 районов и городов  региона. Из них после череды испытаний осталось пять финалистов. Или, точнее сказать, финалисток, что лишний раз подтверждает: у общего образования пока «женское лицо».

Зато радуга предметных дисциплин, которую в итоге представляла финальная пятерка, порадовала: Мария Басалаева – учитель начальных классов (школа № 4, Колпашево), Анна Бурова – ИЗО и черчение (СОШ № 4, Северск), Ирина Венчугова – история и обществознание (СОШ № 4, Асино), Яна Монич – английский язык (Заозерная СОШ № 16, Томск), Алина Чолокоглы – информатика и ИКТ (СОШ № 44, Томск).     
Стартовал конкурс в сентябре, финал регионального этапа прошел 22 апреля. За эти месяцы лучшим из лучших педагогического сообщества пришлось пройти немало испытаний, чтобы добраться почти до вершины конкурсного квеста. Заочные и очные туры, создание или модернизация своего персонального сайта, написание эссе «Я - учитель», проведение мастер-классов и уроков в незнакомом классе, обсуждение проблем школы в формате «круглого стола» или педагогического совета. На время учителя превратились в учеников, держа экзамен перед экспертами.

Что в почете?
Начальник управления общего образования области Ирина Грабцевич знает не понаслышке, что такое бороться за звание учителя года. В 2003 году она стала лауреатом регионального этапа, а сегодня работала по другую сторону - председателем большого жюри конкурса.
- Оценивать сложнее, чем самому выступать, тем более когда коллег судишь, когда понимаешь, какой огромный труд стоит за их выступлениями, - признается Ирина Борисовна. - На муниципальном этапе было 250 участников, на региональный этап вышло 16. Все достойны высшей оценки, но пятеро финалистов смогли лучше проявить те характеристики, по которым жюри выявляло победителей. Какие?  Понимать психологию детей, уметь общаться с ними на равных, но в то же время вести за собой. И профессионализм во всем – в подаче материала, в стиле преподавания, в умении пользоваться современными технологиями.
Кстати, в 2013 и 2015 годах наша область конкурса в свою копилку педагогических успехов добавила лауреата и победителя заключительного всероссийского этапа конкурса «Учитель года». Ими стали учитель физики томской школы № 49 С.Н. Колпаков и учитель истории из Каргаска А.А. Воробьев-Исаев.

Приходи к нам, IT
Технологичный двадцать первый век со своей спецификой наложил отпечаток и на конкурс «Учитель года». Одним из конкурсных испытаний финала были мастер-классы, во время которых педагогам предлагалось показать свой индивидуальный профессиональный стиль, владение образовательными технологиями, которые они используют на уроках. Часть финалистов взяла из своего арсенала информационные методики.
Яна Монич вместе с помощниками из фокус-группы, исполняющими роль учеников, продемонстрировала, как можно создавать на уроках тестовые формы с помощью платформы Google. «Это и интересно, и познавательно. Составляя вопросы-ответы, дети лучше запоминают новое. Я приверженец новых технологий, - прокомментировала Яна, - ученики заслуживают, чтобы их обучали с помощью передовых разработок».
Алина Чолокоглы в работе с учениками активно использует свой персональный сайт, интернет-пространство и среду дистанционного обучения Moodle. В своем мастер-классе под названием «Дайте мне точку опоры, и я переверну…» финалистка показала плюсы технологии «перевернутого класса», когда процесс обучения оказывается опрокинут с ног на голову. Дома, во время выполнения задания ученики самостоятельно проходят новый материал, следуя инструкциям, а в классе, разделившись на группы с учеником-экспертом, закрепляют новые знания.
А во втором конкурсном задании, когда финалисты должны были представить общий педагогический проект, пятерка педагогов познакомила зал с идеей «Пространство 3D Детство»:
- Наш проект деятелен, доступен, доверителен! В нем участвуют дети, думающие родители и действующие учителя. Это создание среды, в которой общаются разные школы области, в том числе и вызывают друг друга на соревнования. А вы готовы принять вызов?

За интересом интерес
И все-таки, каким бы навороченным по части оборудования не был класс, «первой скрипкой» в нем остается учитель, умеющий затронуть лучшие струны душ своих учеников. И это в своих мастер-классах тоже показали финалисты. Учитель начальных классов Мария Басалаева продемонстрировала технологию театрализации образовательного процесса на уроке труда. «Если дети играют, им уже интересно. Положительные эмоции побуждают интерес к познанию, а это и есть цель моих уроков», - рассказывала Мария, перевоплощая «учеников» из фокус-группы в сказочных героев.
Учитель истории Ирина Венчугова также использует игровые технологии, деловые игры, что и увидели зрители во время ее мастер-класса «Мои политические права». «Формирование гражданской позиции школьников – одна из моих задач как педагога, - прокомментировала Ирина. – Мы живем в той стране, которую создаем сами».
А с подачи учителя ИЗО Анны Буровой «ученики» во время мастер-класса «Исцеление искусством» рисовали мандалу, схематический орнамент, используемый в том числе и психотерапевтами для расслабления, лучшего достижения полноты собственного «я».
Тему рычагов, побуждающих школьников к познанию, финалисты продолжили на третьем конкурсном испытании, «Педагогическом совете». За двадцать минут попытались обосновать различия и сходства образования в России и за рубежом. Говорили о глобализации образовательных процессов, об универсальных навыках, которые нужны сегодняшнему школьнику, о том, что нынешнему учителю не хватает знакомства с лучшим зарубежным опытом и что без владения информационно-коммуникативными технологиями не обойтись, но при этом важно не потерять в ученике творческую личность. В общем, проблемы школы в разрезе быстро промелькнувших двадцати минут, которые были отведены на импровизированный педсовет.

Точка опоры
В этом году финальные испытания были скопированы с тех, которые придется пройти участникам заключительного этапа Всероссийского конкурса. Кому же доверена  честь представлять Томскую область? Эксперты долго выбирали призеров, лауреатов разных номинаций и абсолютного победителя регионального этапа, к тому же в этом году к предметному и студенческому жюри прибавилось еще несколько судейских составов – детский, интернациональный и жюри педагогических династий. Без призов никто из 16 участников финала не ушел.
- Томский хрустальный пеликан – это и признание, и ответственность, ведь это обязательство быть лучшим на многие годы, - сказал, предваряя вручение главного диплома, заместитель губернатора по социальной политике Чингис Акатаев. – Перед образовательной системой стоят важные задачи. Первого сентября 2015 года школьный порог переступило 109 тысяч учеников, а к 2025 году их будет в регионе на 32 тысячи больше. Учитывая, что 26% сегодня обучается во вторую смену, нам надо создать 46 тысяч ученических мест. Это и капремонт, и строительство новых школ. Но в первую очередь это кадры. В недавнем отчете губернатора Сергея Жвачкина перед областным парламентом большой блок был посвящен изменениям, которые должны произойти в системе образования, в том числе мероприятиям, которые должны перевернуть кадровую проблему.
Еще пара секунд, и хрустальная фигура, символ педагогического таланта – пеликан - оказывается в руках учителя информатики и ИКТ Алины Чолокоглы! Еще полчаса назад ее коллеги по томской школе № 44 рассказывали мне, что Алина Олеговна как никто другой соответствует идеалу современного учителя: «Харизматичная, работящая, добрая, мобильная, тянется ко всему новому. Мы уверены, что она победит!». И вот их прогноз оправдался.
- Я как во сне, - радовалась победе Алина Олеговна, представитель учительской династии, в ее роду мама и две сестры тоже выбрали стезю педагога. – Спасибо коллегам, только с их поддержкой я решилась на участие в «Учителе года». Спасибо специалистам департамента общего образования, ТОИПКРО и Информационно-методического центра, их помощь и консультации были просто бесценны. И спасибо детям, которых мы учим, для меня именно они – точка опоры, которая побуждает развиваться, переворачивать старые понятия таким образом, чтобы процесс образования менялся к лучшему.

Учимся с детского сада!
Финал «Учителя года» стал заключительным аккордом в череде региональных этапов конкурсов педагогического мастерства. С 19 по 25 марта в области проходил Х региональный этап всероссийского конкурса «Воспитатель года-2016». Он предвещает конкурс «Учитель года», так же как и детский сад предшествует школе. В этом году участие в «Воспитателе года» приняли 13 педагогов из 9 муниципалитетов региона. Это 10 воспитателей, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель- дефектолог. Безусловно, конкурс является значимым событием для всего педагогического сообщества области. Ведь педагоги дошкольного образования наравне с родителями являются теми людьми, которые определяют и закладывают будущее нашего общества. И это будущее, наши дети должны расти здоровыми, талантливыми, а главное - счастливыми. Именно этому были посвящены все конкурсные испытания: «Интернет-портфолио», «Педагогическая находка», эссе «Я - педагог», «Педагогический брифинг», «Мастер-класс», ток-шоу «Профессиональный разговор». Кроме конкурсных испытаний, все конкурсанты и сопровождающие стали активными участниками «Вечера знакомств», мастерской «В гостях у Института учителя», мастер-класса от лучшей Школы макияжа  Томска, педагогической лаборатории, которую провели члены совета Ассоциации участников конкурса «Воспитатель года» в Томской области и, наконец, «круглого стола», организованного предметным жюри конкурса.
По итогам конкурса Большое жюри присвоило звание победителя воспитателю детского сада комбинированного вида № 1 г. Томска Любови Ледяевой. Лауреатами стали воспитатели Оксана Бузениус (детский сад № 14 г. Колпашево),  Ирина Симон (детский сад с художественно-эстетическим направлением № 53 г. Северска), дипломы финалиста получили Наталья Киреева (ЦРР - детский сад д. Кисловка) и учитель-логопед Каргасокского детского сада № 1 Юлия Шантурова.
Конкурс «Сердце отдаю детям», в котором опытом делятся педагоги дополнительного образования, в этом году прошел в новом формате. На сайте serdce.tomedu.ru можно было познакомиться со всеми 18 участниками финала регионального этапа конкурса, чем и воспользовались коллеги финалистов и родители детей с 1 марта по 14 апреля этого года. Два этапа конкурса выявили победителей нескольких номинаций: художественной, технической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной, социально-педагогической и по естественнонаучной деятельности. Ими, соответственно, стали Светлана Кривогуз (Дом детского творчества «Планета», г. Томск), Михаил Васильев (Детско-юношеский центр «Синяя птица», г. Томск), Светлана Харченко (Бакчарская средняя общеобразовательная школа), Владимир Комаров (ДЮСШ им. О. Рахматулиной»,  г. Колпашево), Яна Харунжина (Детско-юношеский центр «Звездочка», г. Томск), Надежда Мокина (областной центр дополнительного образования). Звание абсолютного победителя регионального этапа завоевала Светлана Кривогуз. С победой!
Наталья ШЕРЕМЕТ.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б