Нидерландские ученые из Роттердамской школы менеджмента выяснили, что офисным работникам нужно сидеть как можно дальше от своего босса. Группа ученых провела серию экспериментов, в ходе которых сделала вывод, что плохое поведение босса… заразительно. В одном из экспериментов принимали участие 150 студентов. Авторы исследования поделили их на две группы: одни играли роль начальников, другие — подчиненных. В ходе эксперимента ученые выяснили, что когда подчиненный сидит рядом со своим боссом, который принимает несправедливые решения и демонстрирует агрессивное поведение, то он автоматически копирует его действия. Более того, «заразившись» от своего начальника, работники начинают несправедливо обращаться со своими коллегами — в особенности с теми, кто стоит ниже по служебной лестнице.
А какие последствия влечет «соседство» с добрым боссом? «Мы не нашли заметных изменений в поведении работников, сидящих рядом с добрым боссом, — комментируют авторы исследования. - Это, вероятно, связано с тем, что негативное поведение влияет на людей намного больше, чем позитивное. Например, если вы отпинаете свою собаку, это вызовет сильную реакцию у окружающих, в то время как если вы ее погладите, на это практически никто не обратит внимания. Это не значит, что соседство с добрым боссом не вызывает никакого эффекта, — просто он намного меньше и, следовательно, его гораздо сложнее обнаружить».
Кроме того, ученые заметили, что в исследовании принимали участие только нидерландские и американские студенты, и, возможно, если бы эксперимент был проведен с участием россиян, результаты были бы иные в силу культурных различий.
Познакомим читателей и с другими исследованиями, посвященными офисной работе. Так, ученые из Эксетерского университета в Юго-Западной Англии выяснили, что для большей работоспособности сотрудников необходимо оживить интерьер, поставить рядом с компьютером комнатные цветы, развесить фотографии на стенах. По мнению авторов исследования, декорирование офиса приводит к уменьшению заболеваемости работников на 47% и повышению их креативности на 45%. Британские ученые утверждают, что даже несколько горшков с растениями увеличивают продуктивность персонала на 38%.
Другая команда ученых обнаружила, что для увеличения работоспособности сотрудников необходимо разрешать им спать… во время рабочего дня. По их мнению, часовой сон увеличивает концентрацию офисных работников, а также снимает психологическое напряжение. Но, интересно, есть ли такие офисы, где можно поспать? Почему-то кажется, что эти рекомендации ученых как раз меньше всего привлекли внимание работодателей. Что и понятно.
А вот, по мнению исследователей из Северо-Западного университета в США, продуктивность сотрудников зависит от степени освещения рабочего места. Более того, ученые выяснили, что офисные работники, чьи столы находятся у окна, дольше и лучше спят ночью, находятся в отличной физической форме и практически не имеют проблем со здоровьем. Авторы исследования предупреждают, что ни в коем случае не стоит работать в помещении без окон.
Неутешительны результаты исследования 2013 года: оказывается, у офисных работников, проводящих больше чем четыре часа в день за компьютером, повышается риск возникновения рака, диабета и гипертонии. Кроме того, ученые из Монреальского университета в Квебеке доказали, что длительное сидение перед монитором связано с развитием ожирения у офисных сотрудников. Кстати, в медицинской литературе давно существует термин «офисный синдром» — сложный комплекс симптомов, включающий в себя нарушения, которые проявляются в различных органах и системах, и развивающийся у офисных служащих в связи с воздействием на них вредных факторов окружающей рабочей среды. По мнению врачей, самые частые заболевания у офисных работников — геморрой, варикозное расширение вен нижних конечностей, гастрит и язва желудка, а также мышечно-скелетные боли в спине, шее и верхних конечностях. Кроме того, у многих появляется синдром «компьютерной мыши» — состояние, когда в ведущей руке возникают такие симптомы, как боль и слабость в кисти, отек кисти.
Для того чтобы устранить «офисный синдром», врачи предлагают сотрудникам компаний чаще заниматься спортом, йогой и совершать длительные прогулки на свежем воздухе. Впрочем, существуют и более кардинальные подходы: например, некоторые доктора советуют сменить место службы или даже выбрать новое поле деятельности.