В такой системе учебный год длится десять месяцев, с сентября по июнь, и состоит из пяти периодов примерно по семь недель. Между биместрами — каникулы по семь недель.
Ученые Научного центра здоровья детей и университетской школы Московского городского педагогического университета пришли к выводу, что при традиционном обучении по четвертям у детей на 41% чаще бывают хронические заболевания, чем при биместровой системе.
Исследователи оценивали состояние здоровья первоклассников которые учатся по биместрам, и первоклассников одной из обычных московских школ, где учатся по четвертям. В начале и в конце года дети проходили клиническое обследование.
Ученые констатируют, что состояние здоровья детей, учившихся по биместрам, практически не изменилось, а детей, учившихся по четвертям, заметно ухудшилось. В начале года примерно одинаковое число детей в обеих школах (64,3% в университетской, 60% в обычной) имели II группу здоровья (то есть у них были функциональные отклонения, избыток или дефицит массы тела, они часто болели). К концу года в обычной школе дети из II группы начали переходить в III (к ней относятся дети с хроническими заболеваниями). Показатель по хроническим заболеваниям вырос на 41%. В частности, появились «новые случаи неврозов, болезней органов пищеварения, гипертрофии миндалин и аденоидов II—III степени, хронического тонзиллита».
При этом у учеников обеих школ стало больше функциональных отклонений — например, это нарушение в работе системы пищеварения и близорукость слабой степени.
Ученые пришли к выводу, что биместровая система дает больше возможностей для профилактики переутомления, предотвращения развития психосоматических расстройств и укрепления иммунитета у учащихся.