Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

18 01 2016Выходной

Не любить их невозможно

«Как вы думаете, сколько в этой матрешке помещается куколок?» — хитро улыбается томская матрешечница Тамара Хохрякова, демонстрируя  крошечное расписное чудо. Чудо это высотой с детский мизинчик, и вместить оно может от силы одну — максимум две уменьшенные свои копии. «Десять штук! Это одиннадцатая, а внутри нее прячется десяток матрешек мал мала меньше, — радуясь моему удивлению, объясняет мастерица. —  У них тончайшие стенки, в этом и заключается секрет».

О матрешке и ее тайнах Тамара Хохрякова, кажется, знает все. В ее коллекции сегодня только авторских,  расписанных ее рукой матрешек более тысячи, причем разной величины — от огромной Матрены метрового роста, в которой помещается пятьдесят ее «дочек», до крошечных матрешечек размером с рисовое зернышко. Всего же через руки мастерицы прошло порядка 15 тысяч матрешек. Ее расписные красавицы не раз демонстрировались на выставках в музеях не только Томска, но и соседних сибирских городов. Сейчас тысяча  матрешек Тамары Хохряковой экспонируется  в музее Северска.

И Мстера, и Хохлома
Матрешками она увлеклась в начале 1990-х, когда Тамаре Михайловне, учителю истории, из-за профессионального заболевания врачи рекомендовали поберечь голос. Русское декоративно-прикладное искусство — яркое, самобытное, неподражаемое и, наверное, самое красивое в мире — манило ее всегда. Сначала она организовала студию прикладного творчества в детском саду, но потом все же вернулась в школу. Сегодня студия «Русский сувенир» в школе пос. Светлый, где с удовольствием занимаются и девчонки, и мальчишки, известна в области. Тамара Хохрякова создала свою авторскую программу по декоративно-прикладному искусству, стала лауреатом областного педагогического конкурса авторских программ.
— Однажды я была в Сергиевом Посаде на площади перед Лаврой, где продаются изделия народных промыслов и где всегда много зарубежных туристов. И услышала, как одна иностранка не устает восхищаться: «О, Мстера, о, Мстера!»,  — рассказывает Тамара Михайловна. — Я думаю: «Что за Мстера такая?» Дома начала штудировать энциклопедии, разбираться, чем мстерская роспись отличается от палехской, федоскинская  лаковая миниатюра от холуйской. А вообще было немного обидно, что иностранцы разбираются в наших народных промыслах лучше, чем мы сами. 
Она решила это исправить и вернуть в школу незаслуженно забытые народные промыслы. Собственно, ее авторская программа по декоративно-прикладному творчеству  в дополнительном образовании этому и посвящена. Причем она не раз дополнялась - после очередного путешествия в места, где зародились те или иные промыслы. Тамара Хохрякова не только сама ездила и смотрела, как работают мастера, но и возила туда своих учеников. Где они только ни побывали — и в Семенове, и Городце, и Хохломе, и все Подмосковье изъездили.  
— Я поняла, что могу преподавать декоративно-прикладное искусство, потому что стояла рядом и дышала в затылок настоящим мастерам, — говорит Тамара Михайловна. — В Сергиевом Посаде на фабрике промысловой матрешки сидела вместе с художниками за столом, видела, как они расписывают, училась их приемам. 

И даже кофемолка
Тогда же Тамара Хохрякова и начала собирать свою знаменитую коллекцию. Надо сказать, что коллекционеров матрешки в России немного, слишком уж дорогостоящее это занятие. «Так как я учитель и не имею больших средств на покупку матрешек, я расписываю их сама», — объясняет коллекционер из Светлого. И так получилось, что наиболее масштабной и интересной частью ее коллекции стали авторские матрешки, созданные самой Тамарой Михайловной.
Деревянные заготовки — так называемое «белье» — она привозила в огромных сумках из Москвы. Туда их доставляют мастера из Поволжья и Подмосковья. Будущих матрешек вытачивают из липы, это делают потомственные мастера, которые учились у своих отцов и дедов, которых дерево кормило испокон веков. Изготовление «белья» — процесс не одного дня, липу надо особым образом просушивать, окольцовывать, на это уходит до трех лет. Зато и матрешки получаются тонкими и изящными, не раскалываются, если их нечаянно уронили и не растрескиваются при сушке. Когда матрешка многоместная, способная вместить от 30 до 50 своих уменьшенных копий — ее стенки тончайшие, даже просвечивают.
Роспись матрешки для мастерицы сродни священнодействию. «Когда рисую, я в каждую матрешку столько эмоций, столько души и сердца вкладываю, что они все любимые», — признается она. 
Тематика росписи в первую очередь семейная, потому что Матрена — благородная мать семейства, ее назначение — дарить миру себе подобных. Свадьба, венчание, веселая семейка, семья у самовара  и множество других сюжетов отражено в росписи матрешек.
Есть в коллекции Тамары Хохряковой 15-местная матрешка по сказкам Пушкина. Есть матрешки-профессионалы — врачи, президенты, художники, учителя, и даже моряки — от объемной матрешки-капитана до крошечного юнги. Невозможно оторвать глаз от матрешек, расписанных в традициях Гжели, Хохломы, Городца. А еще есть большая коллекция матрешек-томичек, в росписи которых использована региональная тематика — гербы Томска, соборы и храмы, деревянное зодчество.
Большой раздел коллекции — матрешки промысловые, которых расписывают поточным методом, соблюдая традицию и стиль. Вид росписи, как правило, носит имя местности — сергиево-посадская матрешка, семеновская, полхов-майданская, вятская, кузнецкая  и так далее. «В  Новокузнецке в 1990-е годы создали серию своих матрешек, которые были востребованы всюду, — рассказывает Тамара Михайловна. — Кузнецкие матрешки динамичные, в отличие от традиционных статичных,— они поют, пляшут, дирижируют, на балалайках играют. Очень жаль, что этот промысел у наших соседей не прижился». 
И, наконец, третья часть коллекции Тамары Хохряковой — матрешки стилизованные, всего около двухсот наименований. С этой частью собрания  с порога начинают знакомиться все, кто заходит в дом.  И часы, и полотенца, и подставки под горячее, и полочки, и термос, и даже кофемолка имеют форму матрешек. Даже новогоднюю елку Тамара Михайловна украшает маленькими блестящими матрешками.
— Стилизованных матрешек мне дарят все, кто знает о моем увлечении, — улыбается хозяйка. — Когда начала их собирать, даже не представляла, что их такое огромное количество. 

Согревают улыбкой
«Когда я читаю отзывы о своих выставках, приходит понимание, что живу не зря, что матрешки нужны и востребованы, — признается Тамара Михайловна. —  Музеи поначалу относились настороженно, не знали, понравятся мои экспонаты посетителям или нет, а теперь сами приглашают. Стараюсь привезти и расставить свою коллекцию лично, чтобы было все понятно, чтобы можно было экскурсии проводить. Ведь для разной аудитории о матрешках можно рассказывать по-разному — детсадовцам по-сказочному, взрослым — с точки зрения социально-экономической, ведь матрешка как промысел была кормилицей русских мастеров». 
А отзывы о выставках — такие же непосредственные и яркие, как сама матрешка. Вот, например: «Посетила с внуком вашу выставку после голливудской выставки движущихся фигур, где у меня чуть инфаркт не произошел и голова сильно разболелась. А ваша выставка сняла этот стресс, теперь сердце радуется».
— Матрешки действительно снимают стресс, это я объясняю энергетикой дерева, — комментирует записи в книге отзывов Тамара Хохрякова. —  Кроме того, когда я их расписываю, вкладываю душу, поэтому аура у них светлая и жизнеутверждающая. Хочется, чтобы люди, соприкоснувшись с ними, стали чище, добрее и мудрее. Мне не раз говорили, что у моих матрешек необычные, очень живые глаза. Матрешки улыбчивые, милые, мне так хочется, чтобы они своей улыбкой согревали сердца. Даже если они грустят, все равно улучшают настроение, не любить их невозможно.
Юлия КЛИМЫЧЕВА.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б