Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

21 12 2015Выходной

Самое большое счастье

«Талантливая», «одаренная», «яркий, задушевный вокал», «свежо и оригинально в ее исполнении звучат романсы» - такие эпитеты и определения подходят для комплимента, зрительского отзыва, очерка, но читать их в официальной характеристике, которую отправляют в Министерство культуры, крайне непривычно. Однако таковы талант и характер Екатерины Дворниченко, что они требуют нестандартного подхода даже в казенных бумагах.

До самых, до окраин
С Катей Дворниченко близко меня свел случай. Обе оказались на одном пароме, который двигался вниз по Чулыму и катил команду томских артистов и журналистов. Праздник в Первомайском районе уже перешел в ту стадию самовоспроизводства, когда приглашенные гости могут отдыхать спокойно. Что, собственно, мы и делали: любовались красотами родной сибирской природы, нежились в лучах закатного летнего вечера. И вдруг Катя запела. Просто так, без всяких уговоров, просьб со стороны журналистской братии. Как говорится, душа попросила.
Песня лилась над речными просторами так же привольно, как Чулым нес свои воды. И в голосе чувствовалась та же мощь, что исходила от реки. Песни 60-х сменялись народными, а потом классическими романсами, и казалось, нет такого жанра, который был бы не подвластен Катерине. Недаром ее рекомендуют в официальных характеристиках как разноплановую певицу.
- Но за то, что не могу петь, не возьмусь, чтобы не позориться. Народная песня или классический романс - не жанр важен, а состояние души, - объясняет Катя, вспоминая тот вечер на Чулыме. - А что касается, где выступать и перед кем, так для меня нет разницы.  Буду петь как на правительственном концерте. Первые мои гастроли проходили в Тегульдетском районе. Мороз - больше сорока, колготки к телу примерзают, а нам еще в какую-то деревню с концертом. Ехали на «буранах». Упала по дороге, но платье сберегла. И на сцену вышла как королева, в черном наряде.
За 24 года, что Екатерина Дворниченко, служит в Томской филармонии, вместе с ансамблем народных инструментов «Сибирские узоры» и сольно она объездила область вдоль и поперек.
- В каких только медвежьих углах мы не бывали. Три года подряд ездила с православными батюшками по Оби, и на баржах, и на теплоходах, и катерах. Заходили в такие деревни, где ни церкви, ни клуба. Но батюшки крестили, а мы вечером давали концерт. А вообще на гастроли с концертами езжу с четырех лет. В детстве - по Оби, вместе с мамой и фестивалем «Северное сияние». Потом вместе с родным ансамблем.

Из пеленок – на сцену
…Катя росла хоровым ребенком. Мама Наталья Дворниченко пела в знаменитом хоре Владимира Лавриненко. И он для нее специально писал песни. «Он приходил к нам домой и давал маме слова только что написанных песен». За ее голосом приезжали из Москвы. И не просто послушать - звали в хор Пятницкого! Но семья всегда была для Натальи Дворниченко важнее карьеры. Катя унаследовала не только голос, но и материны приоритеты.
- Петь я начала в три года. Мама «выставила» меня на конкурс художественной самодеятельности. Помню, пела песню про дельфиненка, который жил один. Картавая. Слова забываю. Чешу затылок, будто это поможет вспомнить. Потом меня бабушка учила: «Когда стоишь на сцене, не чеши затылок, даже если слова забыла. Это некрасиво». С той поры во всяких конкурсах участвовала.
Детство Кати прошло за кулисами и на репетициях. Все песни, которые пел хор «лампочки», она знала наизусть. Весь закулисный процесс подготовки к концерту наблюдала вблизи и воспринимала его как естественную  часть жизни артиста, необходимую и бесспорную. И дома была такая же творческая обстановка. Мама с бабушкой могли сесть вечером и попеть песни дуэтом. Или они с дедом пели, а все слушали. Отец хорошо танцевал. А девочка все наблюдала,  запоминала. 
- Я рано поняла, что артистам надо дарить цветы. На гастролях, когда ездили с «Северным сиянием», я дарила маме ромашки после каждого ее номера. Выходила на сцену и дарила. Потом меня уже не пускали в поездки. В первом классе я  хотела быть как мама – хорошо петь и шить. Так и написала в сочинении. Но стать профессиональной певицей даже не мечтала. Такая мысль в голову не приходила. Возможно, потому что мама тоже не была профессиональной певицей. Пение - это был образ жизни, но не способ зарабатывания денег.  

От кружка к профессии
Зато в 18 лет Екатерина Дворниченко  уже точно знала, что будет профессиональной певицей.  К этому времени окончила училище культуры по специальности «культурно-просветительская работа», поступила в Кемеровский институт культуры и искусства.
Однако первые уроки вокала получила в школьном хоре.
- Когда мне было 10 лет, в нашей школе пошли на эксперимент и организовали фольклорный коллектив. Делала это Галина Михайловна Дробышевская. И меня пригласили, потому что знали о моем голосе. Но ведь я девочка с характером: заупрямилась - не пойду. Ждала, чтобы меня уговаривали. Только через полгода пришла в детский хор. И два года пела. Это было интересно, мне нравилось: выходишь в костюме, тебе аплодируют. И макияж разрешали - реснички там подкрасить, губки… В другом бы случае замечания сделали, заставили всю красоту смыть. А тут – терпели… 
Та же Галина Михайловна в 1986 году пригласила  тринадцатилетнюю девчонку во взрослый хор. Тогда у Кати, по ее словам, было высокое сопрано. «Прямо колокольчик».
- Именно с этого хора, я считаю, начался мой творческий путь. Моя дорога в профессию. Потом ходила в хор ТИЗа. Там появилось желание учиться на певицу. После окончания музыкальной школы поступила в училище культуры. Здесь моим наставником стала Нина Павловна Калинкина. Она мне очень многое дала. Со мной занималась больше, чем отведено было часов. И постоянно подчеркивала, что «божественный дар - голос - надо беречь, а не рвать его». Она пророчила мне карьеру… богини. «Вырастешь - будешь богиней».
Но осознание того, что голос - это профессиональный инструмент, за которым нужно ухаживать, пришло не сразу. Было сделано много ошибок в юности. И холодный воздух, и мороженое, и переохлаждение связок.
- Пока ты молодой, не умеешь пользоваться дыханием, связками, не умеешь их держать так, чтобы они были всегда в рабочей форме. Между тем петь сольно - большая ответственность. Уметь правильно, грамотно петь и не бояться. Чтобы тебе не стыдно было уйти за кулисы. Чтобы не сказали: «О, безобразие какое!»
Как солистка Дворниченко впервые вышла на сцену в Чите, куда ее сманили «Забайкальские казаки». Западную Сибирь Катя променяла на Восточную, поддавшись уговорам, ей нравилось думать, что она принесет удачу молодому, рождавшемуся коллективу. Однако не поработалось в Чите.
Через полтора года вернулась домой. Сначала пела  в ресторане «Березка» вместе с мамой. Там-то  Катю и услышали ребята из «Сибирских узоров». 
- Геннадий Полянин, тогдашний художественный руководитель ансамбля,  позвал петь, но не на постоянную работу, а по контракту. Но я по своей вредной привычке сначала отказалась. Потом, уже вместе с мамой, пришла на прослушивание. Когда в филармонию пришла, в репертуаре было всего три песни. И я боялась еще петь сольно, вдруг не хватит песен. Это сейчас у меня в активном пользовании 200 песен, а вообще - 500.
Прослушивала Катю Лидия Молоткова, известная и любимая многими томичами певица. Она и была тогда художественным руководителем филармонии. Молоткова помогла молодой коллеге на первых порах. Выбила ставку вокалистки для «Сибирских узоров». А опытный баритон Алим Ольговский по-отечески предупредил Катю: «Если ты хоть год проработаешь в филармонии и почувствуешь вкус к сцене, к аплодисментам, ты никогда не уйдешь из профессии». Слова оказались пророческими.

Песню надо рассказать
Что важно в песне - слова или музыка? На этот дилетантский вопрос Катя отвечает серьезно, вдумчиво.
- Когда беру песню, прежде всего обращаю внимание на текст. Если он не  нравится, не воспринимаю его, то какой бы ни была музыка, не буду петь. Понравились слова - начинаю песню слушать. Много слушаю, потом начинаю петь. Песня – это ведь небольшая история, и мне надо ее рассказать, донести до слушателя.  Чтобы человек понял, что эта песня – про любовь или  разлуку, про счастье или  несчастье, одним словом, про жизнь.
Доносить историю Екатерину Дворниченко когда-то учила Нина Павловна Калинкина, потом она сама училась… у  Людмилы Зыкиной, Ольги Воронец. С последней судьба свела на конкурсе «Голоса России»  в Смоленске в 2000 году. Услышав Катю, Ольга Борисовна за кулисами подошла и сказала, что своей манерой исполнения Катя ей напомнила ее в молодости. На том же фестивале Дворниченко познакомилась и с Надеждой Бабкиной, которая тоже высоко отозвалась о вокальном даре сибирячки.
Заметим, последний год уходящего ХХ века для нашей героини был урожайным на победы и награды. В Тюмени солистка ансамбля «Сибирские узоры» на конкурсе имени Лидии Руслановой  удостоена диплома лауреата III  степени. В том же 2000-м губернатор нашей области вручил Екатерине диплом и Премию молодым деятелям искусства.
Потом были другие награды - аплодисменты и признание столичного и западного слушателя.  С 2000-х годов вместе с «Сибирскими узорами» Екатерина объездила пол-Европы  - Финляндия, Испания. Китай, Польша.
- И везде меня хорошо принимали. Как вокалистку. В Испании даже писали в газетах о моем голосе. Примерно так: «Мы поражены. Первый раз к нам приехала русская певица. Мы не ожидали, что девушка может донести смысл песни. Не зная русского языка, можно понять, о чем она поет. Настолько выразительно она это делает. Поет о любви - и ты начинаешь грустить вместе с ней. И радоваться, когда она поет частушки».  Когда следующим утром после концерта пошли прогуляться по городу, ко мне подбегали местные жители и брали у меня автографы. Хотя я шла в темных очках. Они говорили, что были на концерте, слышали меня и очарованы голосом. Фотографировались со мной. Говорили «спасибо».
«Спасибо» на разных языках и в разных залах, разных местах Екатерина слышит часто. Она и сегодня часто ездит на гастроли. Хотя плотный гастрольный график вреден для голоса. После поездок приходится проводить реабилитацию связок. Но чего не сделаешь ради слушателей.
-Самое большое счастье и самая большая награда для меня - услышать овацию зала. Да, я добиваюсь именно овации, а не вежливых аплодисментов. Выкладываюсь на каждом сольном концерте на все двести процентов. Могу сказать, что я счастливый человек, работа приносит мне радость. Поэтому это даже не работа. Это моя вторая жизнь. Но надо много трудиться, чтобы тебя слушали. Об этом не забываю.
Татьяна ВЕСНИНА.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б