«Талантливая», «одаренная», «яркий, задушевный вокал», «свежо и оригинально в ее исполнении звучат романсы» - такие эпитеты и определения подходят для комплимента, зрительского отзыва, очерка, но читать их в официальной характеристике, которую отправляют в Министерство культуры, крайне непривычно. Однако таковы талант и характер Екатерины Дворниченко, что они требуют нестандартного подхода даже в казенных бумагах.
До самых, до окраин
С Катей Дворниченко близко меня свел случай. Обе оказались на одном пароме, который двигался вниз по Чулыму и катил команду томских артистов и журналистов. Праздник в Первомайском районе уже перешел в ту стадию самовоспроизводства, когда приглашенные гости могут отдыхать спокойно. Что, собственно, мы и делали: любовались красотами родной сибирской природы, нежились в лучах закатного летнего вечера. И вдруг Катя запела. Просто так, без всяких уговоров, просьб со стороны журналистской братии. Как говорится, душа попросила.
Песня лилась над речными просторами так же привольно, как Чулым нес свои воды. И в голосе чувствовалась та же мощь, что исходила от реки. Песни 60-х сменялись народными, а потом классическими романсами, и казалось, нет такого жанра, который был бы не подвластен Катерине. Недаром ее рекомендуют в официальных характеристиках как разноплановую певицу.
- Но за то, что не могу петь, не возьмусь, чтобы не позориться. Народная песня или классический романс - не жанр важен, а состояние души, - объясняет Катя, вспоминая тот вечер на Чулыме. - А что касается, где выступать и перед кем, так для меня нет разницы. Буду петь как на правительственном концерте. Первые мои гастроли проходили в Тегульдетском районе. Мороз - больше сорока, колготки к телу примерзают, а нам еще в какую-то деревню с концертом. Ехали на «буранах». Упала по дороге, но платье сберегла. И на сцену вышла как королева, в черном наряде.
За 24 года, что Екатерина Дворниченко, служит в Томской филармонии, вместе с ансамблем народных инструментов «Сибирские узоры» и сольно она объездила область вдоль и поперек.
- В каких только медвежьих углах мы не бывали. Три года подряд ездила с православными батюшками по Оби, и на баржах, и на теплоходах, и катерах. Заходили в такие деревни, где ни церкви, ни клуба. Но батюшки крестили, а мы вечером давали концерт. А вообще на гастроли с концертами езжу с четырех лет. В детстве - по Оби, вместе с мамой и фестивалем «Северное сияние». Потом вместе с родным ансамблем.
Из пеленок – на сцену
…Катя росла хоровым ребенком. Мама Наталья Дворниченко пела в знаменитом хоре Владимира Лавриненко. И он для нее специально писал песни. «Он приходил к нам домой и давал маме слова только что написанных песен». За ее голосом приезжали из Москвы. И не просто послушать - звали в хор Пятницкого! Но семья всегда была для Натальи Дворниченко важнее карьеры. Катя унаследовала не только голос, но и материны приоритеты.
- Петь я начала в три года. Мама «выставила» меня на конкурс художественной самодеятельности. Помню, пела песню про дельфиненка, который жил один. Картавая. Слова забываю. Чешу затылок, будто это поможет вспомнить. Потом меня бабушка учила: «Когда стоишь на сцене, не чеши затылок, даже если слова забыла. Это некрасиво». С той поры во всяких конкурсах участвовала.
Детство Кати прошло за кулисами и на репетициях. Все песни, которые пел хор «лампочки», она знала наизусть. Весь закулисный процесс подготовки к концерту наблюдала вблизи и воспринимала его как естественную часть жизни артиста, необходимую и бесспорную. И дома была такая же творческая обстановка. Мама с бабушкой могли сесть вечером и попеть песни дуэтом. Или они с дедом пели, а все слушали. Отец хорошо танцевал. А девочка все наблюдала, запоминала.
- Я рано поняла, что артистам надо дарить цветы. На гастролях, когда ездили с «Северным сиянием», я дарила маме ромашки после каждого ее номера. Выходила на сцену и дарила. Потом меня уже не пускали в поездки. В первом классе я хотела быть как мама – хорошо петь и шить. Так и написала в сочинении. Но стать профессиональной певицей даже не мечтала. Такая мысль в голову не приходила. Возможно, потому что мама тоже не была профессиональной певицей. Пение - это был образ жизни, но не способ зарабатывания денег.
От кружка к профессии
Зато в 18 лет Екатерина Дворниченко уже точно знала, что будет профессиональной певицей. К этому времени окончила училище культуры по специальности «культурно-просветительская работа», поступила в Кемеровский институт культуры и искусства.
Однако первые уроки вокала получила в школьном хоре.
- Когда мне было 10 лет, в нашей школе пошли на эксперимент и организовали фольклорный коллектив. Делала это Галина Михайловна Дробышевская. И меня пригласили, потому что знали о моем голосе. Но ведь я девочка с характером: заупрямилась - не пойду. Ждала, чтобы меня уговаривали. Только через полгода пришла в детский хор. И два года пела. Это было интересно, мне нравилось: выходишь в костюме, тебе аплодируют. И макияж разрешали - реснички там подкрасить, губки… В другом бы случае замечания сделали, заставили всю красоту смыть. А тут – терпели…
Та же Галина Михайловна в 1986 году пригласила тринадцатилетнюю девчонку во взрослый хор. Тогда у Кати, по ее словам, было высокое сопрано. «Прямо колокольчик».
- Именно с этого хора, я считаю, начался мой творческий путь. Моя дорога в профессию. Потом ходила в хор ТИЗа. Там появилось желание учиться на певицу. После окончания музыкальной школы поступила в училище культуры. Здесь моим наставником стала Нина Павловна Калинкина. Она мне очень многое дала. Со мной занималась больше, чем отведено было часов. И постоянно подчеркивала, что «божественный дар - голос - надо беречь, а не рвать его». Она пророчила мне карьеру… богини. «Вырастешь - будешь богиней».
Но осознание того, что голос - это профессиональный инструмент, за которым нужно ухаживать, пришло не сразу. Было сделано много ошибок в юности. И холодный воздух, и мороженое, и переохлаждение связок.
- Пока ты молодой, не умеешь пользоваться дыханием, связками, не умеешь их держать так, чтобы они были всегда в рабочей форме. Между тем петь сольно - большая ответственность. Уметь правильно, грамотно петь и не бояться. Чтобы тебе не стыдно было уйти за кулисы. Чтобы не сказали: «О, безобразие какое!»
Как солистка Дворниченко впервые вышла на сцену в Чите, куда ее сманили «Забайкальские казаки». Западную Сибирь Катя променяла на Восточную, поддавшись уговорам, ей нравилось думать, что она принесет удачу молодому, рождавшемуся коллективу. Однако не поработалось в Чите.
Через полтора года вернулась домой. Сначала пела в ресторане «Березка» вместе с мамой. Там-то Катю и услышали ребята из «Сибирских узоров».
- Геннадий Полянин, тогдашний художественный руководитель ансамбля, позвал петь, но не на постоянную работу, а по контракту. Но я по своей вредной привычке сначала отказалась. Потом, уже вместе с мамой, пришла на прослушивание. Когда в филармонию пришла, в репертуаре было всего три песни. И я боялась еще петь сольно, вдруг не хватит песен. Это сейчас у меня в активном пользовании 200 песен, а вообще - 500.
Прослушивала Катю Лидия Молоткова, известная и любимая многими томичами певица. Она и была тогда художественным руководителем филармонии. Молоткова помогла молодой коллеге на первых порах. Выбила ставку вокалистки для «Сибирских узоров». А опытный баритон Алим Ольговский по-отечески предупредил Катю: «Если ты хоть год проработаешь в филармонии и почувствуешь вкус к сцене, к аплодисментам, ты никогда не уйдешь из профессии». Слова оказались пророческими.
Песню надо рассказать
Что важно в песне - слова или музыка? На этот дилетантский вопрос Катя отвечает серьезно, вдумчиво.
- Когда беру песню, прежде всего обращаю внимание на текст. Если он не нравится, не воспринимаю его, то какой бы ни была музыка, не буду петь. Понравились слова - начинаю песню слушать. Много слушаю, потом начинаю петь. Песня – это ведь небольшая история, и мне надо ее рассказать, донести до слушателя. Чтобы человек понял, что эта песня – про любовь или разлуку, про счастье или несчастье, одним словом, про жизнь.
Доносить историю Екатерину Дворниченко когда-то учила Нина Павловна Калинкина, потом она сама училась… у Людмилы Зыкиной, Ольги Воронец. С последней судьба свела на конкурсе «Голоса России» в Смоленске в 2000 году. Услышав Катю, Ольга Борисовна за кулисами подошла и сказала, что своей манерой исполнения Катя ей напомнила ее в молодости. На том же фестивале Дворниченко познакомилась и с Надеждой Бабкиной, которая тоже высоко отозвалась о вокальном даре сибирячки.
Заметим, последний год уходящего ХХ века для нашей героини был урожайным на победы и награды. В Тюмени солистка ансамбля «Сибирские узоры» на конкурсе имени Лидии Руслановой удостоена диплома лауреата III степени. В том же 2000-м губернатор нашей области вручил Екатерине диплом и Премию молодым деятелям искусства.
Потом были другие награды - аплодисменты и признание столичного и западного слушателя. С 2000-х годов вместе с «Сибирскими узорами» Екатерина объездила пол-Европы - Финляндия, Испания. Китай, Польша.
- И везде меня хорошо принимали. Как вокалистку. В Испании даже писали в газетах о моем голосе. Примерно так: «Мы поражены. Первый раз к нам приехала русская певица. Мы не ожидали, что девушка может донести смысл песни. Не зная русского языка, можно понять, о чем она поет. Настолько выразительно она это делает. Поет о любви - и ты начинаешь грустить вместе с ней. И радоваться, когда она поет частушки». Когда следующим утром после концерта пошли прогуляться по городу, ко мне подбегали местные жители и брали у меня автографы. Хотя я шла в темных очках. Они говорили, что были на концерте, слышали меня и очарованы голосом. Фотографировались со мной. Говорили «спасибо».
«Спасибо» на разных языках и в разных залах, разных местах Екатерина слышит часто. Она и сегодня часто ездит на гастроли. Хотя плотный гастрольный график вреден для голоса. После поездок приходится проводить реабилитацию связок. Но чего не сделаешь ради слушателей.
-Самое большое счастье и самая большая награда для меня - услышать овацию зала. Да, я добиваюсь именно овации, а не вежливых аплодисментов. Выкладываюсь на каждом сольном концерте на все двести процентов. Могу сказать, что я счастливый человек, работа приносит мне радость. Поэтому это даже не работа. Это моя вторая жизнь. Но надо много трудиться, чтобы тебя слушали. Об этом не забываю.
Татьяна ВЕСНИНА.