Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

07 12 2015Выходной

«Маска» закончилась, но вопросы остались

«Маску» пришлось ждать: сначала XII областной театральный фестиваль, когда-то придуманный нашей газетой «Красное знамя», а теперь проводящийся Томским региональным отделением Союза театральных деятелей РФ при поддержке областной администрации, был назначен на весну. Но вмешались естественные сегодня для всей российской культуры финансовые проблемы, и событие переместилось на ноябрь-декабрь - итоги подводили уже в новогодних декорациях при помощи ведущих-Дедов Морозов. Семь театров Томска и Северска представили жюри 14 спектаклей, созданных за два последних сезона, с осени 2013 года. Сюрпризов «Маска» преподнесла много. И это тот случай, когда после оглашения результатов к радости за победителей примешиваются серьезные огорчения.

 

Бывали «Маски», когда театр-фаворит был ясен до начала фестиваля. Например, в 2013 году победы Северского театра для детей и юношества в основных номинациях не стали неожиданностью. Но за два года в театрах Томска и Северска изменилось многое. В Томском драматическом появился новый главный режиссер Александр Огарев, человек, ставящий спектакли и в ведущих московских театрах. В нашей драме он создал сложные, красивые, интересные, совершенно не похожие на то, что томский зритель смотрел прежде, работы «Лариса и купцы» и «Анна в тропиках», которые были представлены и на фестивале. Сменился главный режиссер и у театра куклы и актера «Скоморох» им. Р. Виндермана. На «Маске» показали «Панночку» приглашенного режиссера Владимира Бирюкова и «Сказку о рыбаке и рыбке» нового главного Сергея Иванникова. Томский театр юного зрителя сегодня в поисках художественного лидера, здесь работают разные режиссеры. На фестиваль театр заявил «Лететь…» Екатерины Максимовой и «Победителей» Дмитрия Егорова. Остался без главного режиссера и Северский театр для детей и юношества, триумфатор прошлой «Маски».
Заслуживающих внимания экспертов и зрителей спектаклей в афише оказалось немало, поэтому в 2015 году предсказать победителей хотя бы в одной номинации было сложно.
Театр - дело субъективное. В жюри «Маски» в этом году вошли специалисты из Москвы и Петербурга. Возглавила его Марина Корчак, зав. кабинетом драматических театров СТД РФ, зав. кабинетом национальных театров СТД РФ, ответственный секретарь Гильдии режиссеров России. Остальными экспертами стали Ирина Автушенко, кандидат искусствоведения доцент кафедры сценической речи РАТИ-ГИТИС, Григорий Заславский, член комиссии Союза театральных деятелей РФ по критике и театроведению, член общественного совета Министерства культуры РФ, Анна Константинова, театровед, Леонора Потапова, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, критик музыкального театра.
Марина Корчак уже участвовала в работе жюри томской «Маски» в 2007 году, тогда же приезжала в город и Ирина Автушенко. Специалист по сценической речи была в составе экспертов фестиваля и в 2011 году. В целом, говоря о томских театрах, Марина Корчак ничего неожиданного на фоне других городов не заметила:
- Вся театральная культура области развивается в тех же тенденциях и направлениях, как весь российский театр. Ей свойственны и те болезни, которыми страдают все театры страны. Отсутствие главного режиссера, сценографии, проблема речи, сложности с приглашением молодых актеров, поскольку невозможно их куда-то поселить, поиск достойной драматургии.
И вот 3 декабря, наконец, тайн не осталось: были названы все лауреаты. Северскому театру детей и юношества досталась лучшая эпизодическая роль, приз получил Сергей Иванов, спектакль «Пять вечеров» (режиссер Сергей Андреев). Томский ТЮЗ наградили в номинации «Лучшая женская роль второго плана» – Ольгу Никитину, за спектакль «Победители» (режиссер Дмитрий Егоров). Театр драмы получил специальный приз СТД (поездку в столицу, участие в летней театральной школе), он достался Антону Антонову, исполнившему роль Карандышева в «Ларисе и купцах» (режиссер Александр Огарев). За лучшую мужскую роль второго плана награжден Андрей Сидоров, спектакль «Анна в тропиках» (режиссер Александр Огарев).
Северскому «Нашему миру», чье преображение жюри поразило, достался спецприз «За творческий рост и стремление к профессиональному совершенству», а также победа в номинации «Лучшая сценография» (художник Алексей Ксенофонтов, спектакль «Африка»).
- На прошлом фестивале мы выиграли свои первые «Маски», призы тогда получили актеры, - рассказывает Виктор Шошин, художественный руководитель театра. - В этот раз нам приятно, что отмечен и наш рост. Мы действительно приглашаем мастеров, недавно приезжала Елена Кузина, известный режиссер. Отправляли актеров на повышение квалификации в Санкт-Петербургскую академию театрального искусства на семинары по речи. Ирина Автушенко дважды была на «Маске» прежде и дважды нас жестко критиковала. Спасибо ей и другим членам жюри, мы стали работать еще больше. Наши ребята повысили профессиональное образование, окончили Ярославский театральный институт.
Скоро в «Нашем мире» премьера постановки Натальи Корляковой. Идут переговоры с Еленой Кузиной. Здесь собираются поставить пластическую драму «Отелло» (хореограф Никита Чурилов). Судя по творческим планам, театр ведет насыщенную жизнь, но в Томске его пока увидеть сложно, хотя, возможно: весной «Наш мир» будет гастролировать в ТЮЗе.
«Сказка о рыбаке и рыбке» Сергея Иванникова получила две номинации, зато какие: «Лучший актерский ансамбль», а также «Лучший спектакль». И это первый случай в истории «Маски», когда главная награда вручена спектаклю для детей.  
- Неожиданно и приятно, я и не думал о главном призе, - признается Сергей Иванников. – Я в Томске человек новый. С коллективом «Скомороха» у нас все сразу сложилось, мы поняли друг друга. Впереди много дел, работы, планов.
Больше всех призов на «Маске» собрал Северский музыкальный театр. Его наградили за «Лучшую музыкальную культуру». Спецприз СТД достался актрисе Наталье Сочневой, спецприз жюри «За яркое воплощение комического образа» - Рамилю Сафиуллину. «Лучшую главную женскую роль» получила Виктория Смагина (спектакль «Директор театра»), «Лучшую главную мужскую роль» - Антон Завьялов (спектакль «А зори здесь тихие...»). Лучшим режиссером признана постановщик «Директора театра» Елизавета Бондарь.
- Это в моей театральной жизни первый серьезный приз, я ведь недавно работаю, в музыкальном театре всего четыре года, - радовалась Виктория Смагина. - Победа станет для меня стимулом не останавливаться. Огромное спасибо педагогам, коллегам. «Директор театра» - мой счастливый спектакль, он мне дорог и близок. Хотя роль давалась очень нелегко.
 …«Маска» закончилась, а вопросы остались. Было необычным то, что только три эксперта из пяти увидели всю фестивальную программу. Элеонора Потапова посетила спектакли музыкального театра, хотя музыкальное оформление есть у каждой постановки, и многим хотелось бы услышать о нем мнение специалиста. Не смог посмотреть «Африку» и «Анну в тропиках» Григорий Заславский. Впрочем, Томск ему вообще не понравился. Он недовольно сообщил, что за четыре  дня никто не захотел взять у него интервью, кондитерские в городе не лучшие, а всю пресс-конференцию практически не отрывался от своего смартфона. Те, кто пришел, видимо, ему были совсем неинтересны. Кстати, соседи критика по зрительному залу на некоторых спектаклях жаловались, что он и во время действия часто отвлекался на светящийся ярким светом экран телефона, по сути, мешая тем, кто пришел смотреть и слушать то, что происходит на сцене. Такой «столичный» снобизм крайне неприятен, хотя в первую очередь он характеризует того, кто его демонстрирует. Спрашивается, а зачем ехал-то «во глубину сибирских руд»?
К тому же томский фестиваль показался всем критикам «слишком длинным». Они не раз подчеркивали, что провели в городе 10 дней (хотя даже те два специалиста, кто присутствовал и на открытии и на закрытии, были здесь девять дней). Но разве это не их работа, и они не сами приняли решение поехать на этот фестиваль и быть членами жюри? И разумеется, не бесплатно.
Удивила и закрытость «Маски» от прессы. Большинство театров впервые не захотели пустить на обсуждение постоянно пишущих об их творчестве журналистов. Чего испугались? Критики их в этом поддержали. Между тем слушать разборы спектаклей профессионалами полезно и увлекательно. Прежде подобные мероприятия на «Маске» были доступны и для коллег, и для прессы. И до сих пор можно вспомнить, как интересно, логично, аргументировано говорили о постановках в разные годы режиссер и критик Виктор Шрайман, завлит Московского академического театра имени Евгения Вахтангова Людмила Остропольская, критик Александр Вислов и другие.
Не удалось услышать аналитических разборов и на пресс-конференции. Члены жюри восхищались, сообщали о своих эмоциональных потрясениях и особенных впечатлениях, но ничего не объясняли, чем именно они вызваны, не подкрепляли это убедительными аргументами. А в ТЮЗе очень удивились тому, что на обсуждении спектаклей вообще ничего не было сказано о постановке «Лететь…». Наверное, сказать о том, ради чего и собрались, у членов жюри времени не оставалось. Хотя некоторые из гостей с удовольствием поведали аудитории о себе любимых.
...Конечно, отрадно, что растет «Наш мир», преобразился и постоянно развивается с появлением Светланы Бунаковой Северский музыкальный театр, поразительно красивая получилась сказка у Сергея Иванникова в «Скоморохе»! Но странно, что настолько без внимания жюри остались работы, уже получавшие высокую оценку других экспертов, участвовавшие в крупных фестивалях или приглашенные на них. Спектакли, возможно, и спорные, но ставшие событиями, цепляющие зрителей. «Ларису и купцов» звали на фестивали в Кострому и Сочи, «Анну в тропиках» приезжал смотреть председатель экспертного совета «Золотой маски» Александр Вислов. «Лететь» - участник фестиваля национальной премии спектаклей для детей «Арлекин». «Победители» попали в лонг-лист «Золотой маски» и едут в Петербург на фестиваль имени А. Володина. В прошлом году там побывали «Пять вечеров». «Панночка» претендует на «Золотую маску» в трех номинациях. А если посмотреть итоги томского фестиваля, то можно подумать: этих работ вообще не существует! Жюри их просто проигнорировало. Почему?!
И еще один момент. Возможно, стоит несколько скорректировать номинации? Раньше на томском фестивале (кстати, с самого его зарождения) спектакли музыкального театра оценивали отдельно, все же у них своя, особая специфика. Сейчас осталась номинация «За лучшую музыкальную культуру», где сразу ясен фаворит, но это не мешает претендовать театру и на победы во всех остальных номинациях. Насколько уместно вообще сравнивать наравне короткую сказку для детей, воплощенную в жизнь с помощью кукол, и масштабный, многослойный драматический спектакль? Такие вопросы не отпускают после подведения итогов.
Мария СИМОНОВА.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б