Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

21 09 2015Выходной

Ковры и шамширы

 «У меня в руках шамшир тальварного типа с эфесом. Это оружие  для конного боя, оно имеет сильный изгиб клинка и предназначено для поражения противника, который одет в доспехи, — демонстрируя массивный клинок изящной формы, рассказывает Алексей Пронин, кандидат исторических наук и один из организаторов выставки «Золотой булат Персии». — Это оружие изготовлено в знаменитейших в Персии, да и во всем  мире,  мастерских  города Исфахан. Об этом говорит  клеймо мастера, которое можно рассмотреть, если внимательнее вглядеться».


Выставка «Золотой булат Персии»  открылась в начале недели в областном краеведческом музее. Отворяешь дверь в зал, где развернута экспозиция, — и сразу попадаешь в восточную сказку, в  живую иллюстрацию к знакомым с детства сюжетам «Тысячи и одной ночи». Звучит тихая восточная музыка, волшебные фонари освещают  картины-миниатюры к эпосу «Шахнамэ», на стенах необычайной красоты  ковры тонкой ручной работы, в витринах — посуда, украшенная  чеканкой и изящной резьбой.  

 

Символы Персии

Выставка основана на подлинных предметах из частных коллекций и собраний, которые ранее  широкой публике не демонстрировались. Сейчас они объединены в общем музейном проекте,  призванном  представить древнее и средневековое  персидское искусство посетителям сибирских музеев. Томск стал первым городом, где экспонируется данная выставка. И это не случайно.

— Золото и булат исторически являются главными  символами Персии и персидского искусства. Булат — металл, овеянный массой мифов и легенд, но в данном случае для нас важно, что томский губернатор  Павел Аносов (годы его правления — 1848-1853), чье имя связано с развитием отечественной металлургии,  до сих пор известен в Иране как европейский исследователь булата, — говорит Андрей Пронин. — В этой выставке  необычным образом сошлось все — и география проекта, и масштабная историческая личность, и Томск. 

В Иране среди европейских исследователей булата признают только одного человека - нашего соотечественника Павла Петровича Аносова, только ему удалось раскрыть секрет персидского булата. Как отметил директор краеведческого музея Святослав Перехожев, эта выставка благодаря фигуре Аносова является частью нашей томской истории.

В экспозиции представлена подборка шамширов XVII-XVIII веков с различными эфесами и навершиями, кинжалы и боевые ножи, характерные для Персии. А о том, как эти и другие предметы применялись на практике, даст представление  классическая персидская миниатюра. Рассматривая листы с сюжетными изображениями, иллюстрирующими эпос «Шахнамэ», которых здесь ни много ни мало — 49, погружаешься в атмосферу древнего и средневекового Востока. Под фонарями краски на  миниатюрах как будто оживают. «Секрет в том, что краски минеральные, они не выцветают, — поясняет Андрей Пронин. — Бумага может истлеть или рассохнуться, но краски своей яркости не потеряют, сколько бы времени  ни прошло. Обратите внимание, что изображения  двумерные — здесь нет полутонов, нет приемов, характерных в европейской живописи. Объясняется это просто —  набор цветов у минеральных красителей весьма ограничен». 

В центре экспозиции  главное украшение выставки и самый древний экспонат — бюст представителя династии шахов Сасанидов, которая правила Персией в III-VII веках нашей эры, еще в доисламский период. 

— Это подлинный предмет, уникальный по художественным качествам и обладающий исторической ценностью, — продолжает Андрей Пронин. — Здесь он не случайно. Персия — особый мир, который, как большой плавильный котел, смог все культурные ценности, принесенные на эту землю, переплавить и оставить себе лучшее. Поэтому  традиции обработки металлов и работы с художественными образами через века и тысячелетия смогли дойти до наших дней.  

 

Каламдан                          как признак статуса

Уникальностью отличается и рассохшийся за долгие годы  расшитый кожаный пояс, в ножнах которого носился традиционный для Персии кинжал пешкабc. «Этот кинжал — вспомогательное оружие для поражения одетого в броню противника», — поясняет Андрей Пронин. Каждый «выход в свет» грозит для данного пояса обернуться  потерями, если не будут соблюдены температурно-влажностный режим и другие условия. Разумеется, музейное экспонирование их обеспечивает. 

В одной из витрин представлена коллекция каламданов — пеналов для письменных принадлежностей. В пеналах, изготовленных из папье-маше и покрытых росписью,  хранились перья, приспособления для их заточки, для письма, чернила. 

— Каламдан — традиционный статусный предмет, это как дорогой чехол к мобильному телефону, — говорит Андрей Пронин. — Эти предметы были у грамотных людей, они стоили довольно дорого, роспись на пеналах делалась  вручную вплоть до мельчайших деталей. Известны более поздние предметы из металла с насечками, чеканками, гравировками. Интересно, что в течение XIX столетия по мере того, как Персия наращивала контакты с европейцами, в традиционное искусство стали проникать европейские мотивы и сюжеты. 

Шелковые ковры — еще один символ персидского искусства. Один из экспонатов выставки — ковер кашкай, который соткан три столетия назад, расшит сценами и персонажами эпоса эпохи Сасанидов. На противоположной стене —  ковер конца XIX века. По словам специалистов, абстрактные, на взгляд европейца, узоры и орнаменты несут смысловую и символическую нагрузку. Например, по дизайну лепестков и соцветий, исполнению орнамента можно узнать, в какой из провинций соткан ковер. В частности, представленный на выставке экспонат родом из Исфахана.

Все предметы на выставке попали в Россию в течение XIX-XX столетий, когда отношения нашей страны с Персией, затем с Ираном были активными. Этому способствовали дипломатические и торговые связи. Но не только — на протяжении XIX века в Персии была расквартирована Персидская казачья бригада под командованием русских офицеров. Данные экспонаты были привезены в Россию в качестве подарков, покупок, сувениров или военных трофеев. 

— Таких выставок в России еще не было, — говорит Светлана Зоркальцева, заместитель директора краеведческого музея. — Наряду с  просветительским и эстетическим эффектом эта выставка помогает активизировать работу музея в воспитании толерантности. Ислам сегодня очень актуален, и не считаться с этим нельзя. Мы хотим, чтобы выставка стала мультикультурным интерактивным проектом. Здесь мы будем проводить показы фильмов, дискуссии, «круглые столы» с участием представителей  наших диаспор и обсуждать вопросы толерантности, уважения друг к другу. Просвещение, культура, искусство сближают людей, это настоящая прививка против экстремизма.  

Юлия КЛИМЫЧЕВА.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 
cftbjq
v95GpU <a href=\"http://rznudpmkakyh.com/\">rznudpmkakyh</a>, [url=http://tjlgwdwadyqb.com/]tjlgwdwadyqb[/url], [link=http://jlmwnwytisia.com/]jlmwnwytisia[/link], http://azkmspgrkwgw.com/

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б