Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

05 09 2015Выходной

ВИОЛОНЧЕЛЬ - НА КРЫШУ

В филармонии музыка должна звучать везде. Даже на крыше. Анна Кордюмова с этим спорить не стала и тут же согласилась сыграть  несколько пьес для виолончели там, откуда город, как на ладони. Анна – молодое лицо Томской филармонии, свежая кровь. И, пожалуй, самое улыбчивое лицо оркестра. Еще никому не удалось застать Аню грустной. У такого радостного восприятия жизни есть свои причины.

С восьми утра – и так всю жизнь
…Несколько пролетов вверх по крутой лестнице, еще несколько ступеней в полутьме. А это не так-то просто, если у тебя в руках виолончель. Анна прижимает к себе инструмент, для музыканта это как продолжение самой себя. О непростых и почти интимных взаимоотношениях с инструментом может рассказать не только герой романа Зюскинда «Контрабас», а об ужастиках поведать не только героиня корейского фильма «Виолончель». У каждого музыканта-инструменталиста найдется своя занятная история.
- Когда не сложилось с танцами (тренер по хореографии уехала в другой город), родители стали думать, куда же отдать ребенка. А так как я дома все время ходила и пела, выстукивала ритм, то мама приняла решение отвести меня в музыкальную школу. Но мы опоздали на экзамен в класс фортепиано, и тут преподаватель говорит: «Посмотрите, какой у меня есть замечательный инструмент – виолончель». И когда она села и стала играть «Лебедя» Сен-Санса, я влюбилась в этот инструмент. В детстве просыпалась в 8 утра, и начинала играть, даже когда родители еще спали. Если не на виолончели, то на фортепиано.
Ане было в ту пору 10 лет. Она росла в семье, где музыку любили, где она постоянно звучала: папа  играл на гитаре, мама пела, но это музицирование было любительским. Аня стала первой в роду, кто выбрал профессию музыканта.
- Начинать никогда не поздно. Хорхе Андреа Босса увлекся виолончелью в зрелом возрасте, а сейчас уже сочиняет произведения для виолончели. Как у любого подростка, в 15-16 лет у меня начались активные поиски себя.  В школе преподаватель по дисциплине «Право и политика» пророчила мне хорошую карьеру юриста. Когда в 9-м классе я сдала экзамен по правовой политике на 5+, меня все дружно отправляли в Новосибирскую высшую школу милиции. Но я переключилась на музыку. Хотя у меня склад ума – аналитический. И характер – настойчивый. Интересно, что-то узнавать. Музыка требует те же навыки анализа. Видишь перед собой ноты, и «следствие» начинается: думаешь, как я здесь сыграю, а что я здесь увижу, как лучше преподнести произведение.
Пока Анна вспоминала свои первые шаги в музыке, фотограф нашел идеальное место для фотосессии. И тут же возник естественный для виолончелистов вопрос: куда воткнуть шпиль?

Окончание с 1-й стр.
Тот, кто хоть раз бывал на симфонических концертах, наверняка обратил внимание, что большой инструмент удерживает вертикальное положение благодаря рукам музыканта и железной штуковине, которую втыкают в пол. На самом деле шпиль втыкают не в пол, а в специальный ограничитель скольжения для виолончели. Здесь таким ограничителем послужил кусок доски. Шпиль только кажется ненужной и довольно тяжелой деталью – без него нельзя. Это усовершенствование появилось в конце XIX века, когда музыканты перестали играть на виолончели, зажимая ее между икрами ног.
- Эта виолончель  – миниатюрная и приятная по звуку, - говорит Аня, прижимая гриф к себе. - Важно найти свой инструмент. Этот как раз для меня. Его посоветовала купить мой педагог, Валерия Александровна Ковчавцева, еще когда я училась в Кемеровском музыкальном училище. С таким замечательным преподавателем я полностью погрузилась в творчество.
Анна проводит смычком по струнам - пробует полетность звука. Еще и еще раз проверяет устойчивость инструмента. И вот уже над городом льется музыка.
- Виолончель – это самый универсальный инструмент, на нем можно изобразить любой звук. От человеческого голоса до ударов барабанов и литавр. Да, да на ней можно изобразить духовые инструменты.  Все композиторы в своих сочинениях не забывали про виолончель, и старались показать красоту звука, виртуозность игры на нем. Мне нравится Вивальди и вся старинная музыка. А вот от музыки Шнитке болею. Впрочем, все композиторы любимые, особенно те, которыми занимаешься в данный момент. Сейчас я разучиваю Лало. И мне кажется, он гениальный композитор, а произведение - виртуозное. Когда композитор пишет для конкретного инструмента, когда он знает, как будут звучать ноты, то старается показать всю мощь инструмента.
Курс музыкальной литературы называет еще  несколько произведений, где солирующая виолончель звучит особенно впечатляюще: в «Набукко» Верди, в Пятнадцатой симфонии Шостаковича, в увертюре «1812» Чайковского. Но Анне памятен весенний концерт вместе с московским гобоистом Алексеем Балашовым, когда они играли «Концерт для гобоя и струнных ре минор»  Алессандро Марчелло, и она должна была на равных сыграть со столичной знаменитостью. Молодая оркестрантка изящно исполнила свое соло. От самого произведения XVIII века осталось ощущение солнечного итальянского утра.
- Я играла одна из виолончельной группы. За кулисами было волнительно, но чувствовалась поддержка коллектива. Хотелось показать весь свой профессионализм. А на сцене, с таким талантливым дирижером, как Ярослав Владимирович Ткаленко и с солистом, играть было одно удовольствие.
Питерские мотивы Томска
Томичкой выпускница Красноярской академии музыки и театра Анна Кордюмова стала в 2013 году. Город, который она выбрала для получения высшего музыкального образования после окончания Кемеровского музыкального училища (с отличием), подарил друзей, научил многому. Но Анна решила попробовать свои силы в Томске.
- В Красноярске  все места в симфоническом оркестре заняты. Еще во время учебы я работала в трех местах. Даже в церковном хоре пела. Пока не приехала в Томск на закрытие сезона – и очень вовремя, нужны были музыканты. После концерта, ко мне  подошел концертмейстер виолончельной группы и спросил,  не хотела бы я прослушаться. Мне предложили работу в Томской филармонии. И я согласилась, работаю уже четвертый год.
… Крыша Томской филармонии – отличная концертная площадка. К такому выводу пришли все невольные слушатели импровизированного концерта. Виолончель Анны Кордюмовой звучала на востоке и западе, на севере и юге. Ее слышала площадь Ленина и Ушайка, объятая забором реконструкции, ее приветствовали флаги над зданием областной администрации и золотые грифоны Второвского пассажа.
- Томск понравился тем, что напоминал Петербург. Здесь я увидела то, что в Питере: старинную архитектуру. Тем более в Томске  занимаюсь любимым делом – музыкой. Играть в симфоническом оркестре – не каждому так везет. А я такой джек-пот сорвала!  
А что еще нужно музыканту, чтобы он чувствовал себя комфортно? Чтобы его творческий потенциал раскрылся? По мнению Анны, нужны гастроли, интересные программы, а еще лучше – играть вместе с известными приглашенными звездами. В минувшем сезоне Анна Кордюмова впервые сыграла Девятую симфонию Бетховена. Третий концерт Рахманинова запомнился ей игрой вместе с замечательным пианистом – Алексеем Мельниковым. Радость подарила и опера Бизе «Кармен»
- Запомнились гастроли по северу области – проехали много поселков. В Каргаске застряли  – мужчины толкали автобус. В Стрежевом нас очень хорошо принимали. Люди стояли! Потом говорили, что симфонический оркестр впервые слушали. После концерта угощали картошкой, салом, соленьями  - все по-домашнему,  и не нужны были угощения, как в кафе.
После северных гастролей у Анны возникло ощущение, что оркестр – для нее большая семья. Поездка сдружила музыкантов разных поколений.
- У нас работают интересные люди. У многих огромный стаж,  ты слушаешь их и думаешь – вот твой идеал, вот к чему надо стремиться и как надо работать.
…Импровизированный концерт на крыше подходил к концу. Хотя репертуар любимых произведений Вивальди, Шостаковича, Баха, Боккерини даже не приблизился к середине.
- Я люблю всякую музыку. Вся музыка – красивая. Когда выхожу на сцену, стараюсь выложиться на 100 процентов. Чтобы подарить людям радость от встречи с произведением, которое исполняется.
Татьяна ВЕСНИНА.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б