Крошечные куколки-берегини стоят в узорчатых кокошниках, рядом ажурные хлебницы выгибают лебединые шеи. Изящные матрешки в берестяных платочках легко прячутся одна в другую, а самая старшая держит в руках пузатый самовар. Куклы, посуда, вазы и даже резные пасхальные яйца в стиле Фаберже — все эти изделия из бересты можно увидеть в коллекции мастерицы из села Молчанова Татьяны Козловой.
И куклы, и картины
Для Татьяны Николаевны художественная обработка бересты - профессия и хобби одновременно. Она дипломированный чертежник-конструктор, профессию свою обожала и всегда считала творческой, долгое время работала на одном из томских заводов в отделе главного конструктора. Но в наступившем XXI веке на смену человеческому ресурсу пришли новые технологии, и сегодня те работы, которые раньше выполняли чертежники, делает компьютер.
— Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло, — улыбается Татьяна. — Когда мою должность на заводе сократили, решила поискать применение своим способностям. Рисовать и мастерить я любила с детства, у меня это получалось. Знакомые посоветовали обратиться в небольшую фирму, которая занималась изготовлением картин из природных материалов. Меня туда приняли на работу, и вот так я познакомилась с берестой.
Первые навыки работы с этим природным материалом Татьяна Козлова получила в фирме, а потом стала заниматься изготовлением поделок самостоятельно. По семейным обстоятельствам переехала в Молчаново, и там ее талант развернулся в полную силу. Из бересты мастерица делает почти все — кукол, посуду, предметы, а также создает картины на бересте — сказочные зимние пейзажи. «Это мне даже больше нравится, это мне ближе», — признается она.
— Чем хороша береста? Особенно когда она свежая, она такая же нежная, как кожа. Когда выжигаешь на бересте, если чуть передержишь, на ней вздувается волдырь, как на коже, будто ей больно, — рассказывает Татьяна. — Береста очень теплая, живая и требует бережного и трепетного отношения. Остаться равнодушной к ней невозможно.
Из березового ситца
Бересту мастерица покупает в специализированных магазинах для художников, либо — в редких случаях — заготавливает сама. «Березам это не вредит, если бересту взять аккуратно и немного, — говорит Татьяна Николаевна. — В летнее время она очень хорошо отслаивается». А через какое-то время заготовленный материал превращается в изящные и красивые изделия.
По словам Татьяны, любимая работа у мастера есть всегда — это та, которая только что закончена. Сегодня статус любимой — у девушки с коромыслом, но скоро ее место в душе художницы займет берестяная братина — традиционная славянская посуда, из которой могла есть суп или кашу вся семья.
— Около месяца я думала, как сделать братину, — рассказывает она о том, как проходит процесс от замысла до воплощения. — «Компьютер» в голове все время работает. Кино смотришь по телевизору, что-то интересное замечаешь и сразу думаешь: а вот это можно использовать. Сначала будущее изделие должно созреть в голове. Мне неинтересно повторять то, что везде продается, мне нравится придумывать что-то свое.
У Татьяны много эксклюзивных изделий, потому что никто их раньше не делал, и скопировать было не с чего. Самой приходится придумывать и до всего доходить.
Когда она делала своих матрешек, к каким только хитростям не пришлось прибегать, чтобы одеть этих крошек в берестяные наряды. Матрешки, как известно, имеют круглые бока, а береста плоская. Чтобы она легла ровно и гладко, приходилось тщательно продумывать все детали кройки и шитья, где сделать вытачки, как их потом задекорировать цветочками или листочками. Сначала выкройки делались на бумаге, а уж потом на бересте. Чтобы березовый ситец лег, как надо, его, как и натуральную ткань, приходилось проглаживать утюгом через влажную тряпочку. Зато в итоге получились не матрешки — загляденье. На изготовление семи красоток, которые легко прячутся одна в другую, у мастерицы ушло ни много ни мало — три месяца. Хотя на самом деле очень трудно посчитать затраченное на творчество время, когда Татьяна увлечена работой, она способна заниматься любимым делом с раннего утра до двух-трех часов ночи.
— Процесс работы очень длительный, тем более что у меня из инструментов только кругленькие резачки, — говорит она. — Кто работает конвейерным методом, у них есть специальные штампы. У меня ничего такого нет, поэтому долго приходится возиться. Зато и получается эксклюзивно и необычно, не как на потоке. Вторых таких изделий больше нет, именно поэтому я их не продаю, а только демонстрирую на выставках.
Уроки терпения
Сегодня Татьяна Козлова работает методистом в Молчановском Доме культуры и ведет занятия с детьми, учит их создавать картины и поделки из природных материалов. Впрочем, на ее занятия приходят не только школьники, но и взрослые, многие ее бывшие ученики уже успели вырасти и обзавестись своими семьями, но не расстаются с творчеством. Их работы, как и изделия их учительницы, тоже участвуют в областных выставках и занимают призовые места.
— Работа с берестой развивает терпение и эстетическое восприятие. Приходят дети, мы начинаем с того, что надо сделать березку на природном материале, — рассказывает Татьяна Козлова. — Белую полоску на натуральной бересте оставляем — это будет ствол, остальное убираем, а дальше надо веточки нарисовать. Ребятишки сначала какие-то невразумительные палочки рисуют. Я им говорю: когда вы идете из школы, вы посмотрите на березку, как у нее веточки растут, как черные наросты на бересте расположены. И постепенно они учатся наблюдать за природой. Необычное дерево увидят — приходят, рассказывают. Начинают смотреть на природу и окружающий мир другими глазами. А потом, когда мы что-то мастерим, например, маленьких берегинь делаем, у них включается конструкторское воображение — как лучше сделать, что можно использовать, чтобы реализовать свои задумки.
Береста стала счастьем для мастерицы, и, по ее признанию, единственное, чего все же для его полноты не хватает — это обмена опытом. На выставках с коллегами по бересте удается пообщаться, но этого недостаточно, ей бы хотелось приоткрыть творческую мастерскую, узнать какие-то новые приемы, поделиться своими наработками. Чтобы такое профессиональное общение стало импульсом для творчества.
Юлия КЛИМЫЧЕВА.