Шел 1985 год. Надвигалась очередная юбилейная дата Великой Победы и мне, филологу, молодому преподавателю одного из томских техникумов, поручили подготовить музыкально-поэтическую композицию к этому значимому событию. Что касается поэтической части – вопросов не было! А вот за музыкальную ответственность на себя взять не могла… Но меня успокоили и сказали, что этим займется Асхат САЙФУЛЛИН, музыкант из областной филармонии, который руководил в учебном заведении студенческим вокально-инструментальным ансамблем.
И вот она – первая встреча. Солнечно-рыжие вьющиеся волосы, пронзительно-синие глаза, цвет которых еще больше подчеркивала голубая джинсовая рубашка и совершенно потрясающая энергетика! Работать с ним было чрезвычайно интересно и мне, и студентам, которые должны были воплощать задуманное нами. Уже тогда, помимо профессиональных музыкальных качеств, поразили его организаторские способности и умение полностью отдавать себя любому делу. С той поры незаметно миновало 30 лет… А в начале июля нынешнего года знакомые, друзья, коллеги, поклонники творчества поздравили Асхата Сайфуллина, на сегодняшний день одного из самых известных джазменов страны, контрабасиста и продюсера, с 55-летием.
- Асхат, у американцев есть такое выражение: self-made man (человек, сделавший себя сам). Ты же, на мой взгляд, являешься образцом self-made jazz-man – джазмена, который сделал себя…
- Думаю, что соглашусь с этим. Когда в конце семидесятых я приехал из Узбекистана в Томск, у меня здесь не было ни родных, ни друзей, ни знакомых. А было только огромное желание поступить в музыкальное училище, стать профессиональным музыкантом и… играть джаз.
- Значит, любовь к этому музыкальному направлению зародилась уже в детстве? Кто же так повлиял на тебя?
- Однажды в родном Янгиабаде мне довелось услышать выступление оркестра «Современник» под управлением знаменитого Анатолия Кролла, чуть позже я был восхищен виртуозной игрой контрабасиста Виктора Двоскина из ансамбля «Аллегро». После этого «заболел» джазом навсегда! Это удивительная музыка. Чтобы играть джаз, надо быть внутренне свободным, хорошо понимать и слышать партнеров, уметь импровизировать, ощущать драйв и передавать этот драйв публике. И конечно же иметь безупречную профессиональную подготовку, хорошее базовое образование.
- А десять лет работы в симфоническом оркестре областной филармонии стали хорошей школой для тебя, как для музыканта?
- Наверное, это один из главных университетов в моей жизни в профессиональном смысле. Я начал работать в симфоническом оркестре, учась на 4-м курсе музыкального училища и застал, наверное, самые лучшие годы в жизни оркестра. Во-первых, мне посчастливилось работать во времена директорства Эммануила Зайдмана, а затем - Моисея Мучника. Амбициозные в хорошем смысле этого слова, по-настоящему знающие свое дело, они делали все, чтобы оркестр процветал, чтобы в филармонии царила поистине творческая атмосфера. Они действительно служили искусству. Талантливые музыканты всегда находили у них поддержку, никто не препятствовал поездкам на фестивали, конкурсы. А какие знаменитые музыканты, вокалисты приглашались для выступления с оркестром! Очень высокие требования предъявлялись к выбору главных дирижеров. Я до сих пор считаю, что самым лучшим дирижером нашего симфонического оркестра был Илмар Лапиньш! Вот это была школа! Он ставил очень четкие задачи перед музыкантами, подробно разбирал каждое произведение. У него нельзя было схалтурить, сыграть вполсилы. Поразительные отношения были между людьми в оркестре: все переживали за общее дело, помогали друг другу, более опытные наставляли молодых. Ну и музыканты, без преувеличения, были от Бога! Прожив 55 лет, я имею право так сказать. К сожалению, многих из них уже нет. Год назад ушел из жизни мой лучший друг, скрипач Виктор Королев – виртуоз, прекрасный интеллигентный человек. Это невосполнимая потеря. Одним словом, работа в оркестре дала мне бесценный опыт – и как для музыканта, и как для продюсера, организатора проектов.
- Вернемся к твоей творческой биографии. Работая в оркестре, исполняя по большей части классические симфонические произведения, ты тем не менее никогда не забывал о своем любимом направлении…
- Джаз никогда не уходил из моей жизни. В 1982 году (это время совпало с первым годом работы в филармонии) я дебютировал как исполнитель нового джаза в Томске в дуэте с саксофонистом Валентином Русаковым. Потом мы с ним вместе участвовали в джазовых фестивалях в Новосибирске, в Москве. Время было замечательное! Я старался играть разную музыку, искал себя, впитывал все новое и новое.
В 1985 году вместе с пианистом Евгением Мироновым и барабанщиком Андреем Бирюковым мы создали трио, много экспериментировали. Через три года получил диплом об окончании Свердловской консерватории по классу контрабаса. Как-то умудрялся везде успевать. А. ведь к тому времени уже была семья, родился сын.
- Ты не упомянул еще многочисленные фестивали, на которых удалось побывать. И один из самых престижных - «Окно в Европу», который прошел в 1989 году в Цюрихе.
- Все не упомнишь. Событий было так много, что они уже смешались в голове, «Pory-Jazz» в Финляндии, джаз-фестиваль «Варна», в Мадриде, в Майами, в Барселоне, в Нью-Йорке и так далее.
- Думаю, многие со мной согласятся, что настоящей сенсацией в Томске стало появление в конце 90-х годов квартета «Горячий сибирский джаз». Ваши концерты в «Аэлите», в ТЮЗе собирали огромное количество поклонников. Причем публика приходила элитарная – ученые, преподаватели вузов, студенты, немало было и чиновников. Это был просто праздник для души, для уха!
- В эту группу вошли отличные музыканты – Евгений Миронов (пианист), Виктор Королев (скрипач), новосибирец Владимир Кирпичев (барабанщик) и ваш покорный слуга. Мы выступали не только в Томске, России, но и гастролировали в США, где наш квартет принимали очень тепло. Тогда стали завязываться зарубежные связи. Позднее с «Сибирским горячим джазом» сотрудничали и трубач Геннадий Калинин, и саксофонисты Владимир Панфилов и Игорь Паращук, и вибрафонист Игорь Уваров, а также барабанщик Сергей Кушилкин. Нам удалось выпустить компакт-диск «Музыка старого города», который был хорошо принят любителями джаза и прессой.
- Было очень интересно наблюдать за эволюцией развития джазовой культуры в Томске. Ведь именно с твоей легкой руки в наш город (и во многие другие города России) стали приезжать джазовые звезды мирового уровня: Стенли Джордан, Игорь Бутман, Георгий Гаранян, Ричи Коул, Валерий Пономарев, Николь Генри, Джулия Никсон, Мустафа Милтон, Джесси Джонс, Рой Янг, Рон Холлоуэй, Билл Эванс и многие-многие другие.
- Когда в 2000 году я стал арт-директором и продюсером фонда «Ars Nova», то нам удалось в Томске создать нечто вроде альтернативной филармонии, которая на протяжении нескольких лет на сцене областного театра драмы проводила постоянную «джазовую деятельность». Да, тогда многие знаменитые джазовые музыканты и вокалисты побывали у нас (и не только джазовые!). В те времена мы впервые в Томске показали оркестр испанских гитаристов Серхио Висенте, величайшего бандеониста мира Энрике Телериа с проектом «Аргентинское танго», моноспектакль «Контрабас» Константина Райкина и Михаила Казакова со спектаклем на стихи Иосифа Бродского. Прошло не менее 200 концертов, было проведено с десяток фестивалей, а сколько наших российских музыкантов удалось вывезти за рубеж на гастроли и фестивали!
- Два года подряд (в 2013-м и 2014-м) в нашем городе проходил Международный фестиваль джаза, инициатором и организатором которого опять же стал Асхат Сайфуллин... Как в такое непростое время, когда на культуру вечно не хватает денег, тебе удалось реализовать столь масштабные мероприятия?
- В одиночку я, конечно, ничего бы не сделал, несмотря на свои связи, на дружбу со многими джазовыми звездами. Хочется воспользоваться случаем и сказать огромное спасибо нашей областной администрации за то, что она подарила такой замечательный подарок томичам, гостям нашего города (знаю, что на фестиваль приезжали и люди из соседних регионов). На проведение двух фестивалей были выделены немалые средства, что позволило их провести на очень высоком уровне. Многие музыканты признавались, что не ожидали увидеть в Сибири такой организации, такого приема, такой публики. И признали, что это был «топ-фестиваль»! Чрезвычайно понравился им и сам город, к которому мы, к сожалению, пригляделись и перестали замечать его особенности. На каждом фестивале побывали не менее 40 музыкантов из США, Европы, России, которые представили практически все направления джазовой музыки: авторскую, этно, фанк и так далее.
Вообще моя промоутерская деятельность началась с поддержки компании «Востокгазпром», которой руководил в те времена нынешний губернатор Сергей Жвачкин. Первый крупный джазовый фестиваль, организованный мною, был проведен при его поддержке. Спустя годы опять судьба свела меня с Сергеем Анатольевичем, уже как с губернатором, который с уважением относится к джазовой музыке. Результатом этого явились два последних крупнейших фестиваля джаза.
Приезжали поистине «космические» музыканты: барабанщик Даррелл Грин (США), пианист Майк дель Ферро (Нидерланды), саксофонист Билли Харпер (США), вокалист Карл Фриерсон (Германия), барабанщик Томми Кэмпбелл (США), сасофонист Розарио Дджулиани (Италия), вокалистка и саксофонистка Камилла Турман (США), джаз-оркестр Г. Гараняна, тромбонист и исполнитель музыки на морских ракушках Стив Турре (США), виолончелистка Акуа Диксон (США), гитарист Рассел Малоун (США), великий барабанщик Ральф Петерсон (США), трубач и вокалист Мустафа Мелтон (США)… А для знаменитого американского пианиста Малгру Миллера концерт в Томске стал последним. К сожалению, вернувшись домой, он вскоре умер.
По завершении каждого фестивального дня ко мне подходили, знакомые и незнакомые томичи – любители джаза, благодарили. Некоторые из них признавались, что не встречались с друзьями многие годы, и вот, увидевшись на фестивале, вновь обрели друг друга. Приятно, что джаз стал таким объединяющим началом.
- Тебе невозможно застать в Томске. Ты колесишь по разным странам, играешь с самыми прославленными музыкантами, реализуешь всевозможные проекты, участвуешь в фестивалях (например, каждый год бываешь в Майами на знаменитом фестивале Мелтона Мустафы). Как все успеваешь и каково играть с мировыми звездами?
- В таком режиме работаю уже долгие годы. И не я один. Так работает весь мир. Чем больше делаешь – тем больше успеваешь! Что же касается игры со знаменитостями, то это очень стимулирует. Приходится много работать, постоянно находиться в творческом тонусе. Работать с музыкантами, которые ниже тебя по уровню, становится неинтересно.
- Расскажи, пожалуйста, о своих детях…
- Старший сын Данил уже давно живет в Испании, делает карьеру оперного певца. Он - лауреат нескольких международных конкурсов. Вместе со своей мамой (моей первой женой) руководит Академией русской музыки в Барселоне, преподает. В последнее время Данил немало занимается и общественной деятельностью. Так, осенью в Москве должен состояться Международный конгресс соотечественников, куда его делегировали от российского посольства и доверили представлять русскую культуру в Испании.
А вторая жена подарила мне дочь Оливию – удивительного человечка, которому на днях исполнилось 7 лет. Оливия занимается балетом, рисует, как ее мама, изучает испанский язык, учится вокальному искусству у прекрасного педагога (кстати, джазового вокала) Ирины Абушевой. В этом году она пойдет в первый класс в одну из томских гимназий.
- Означает ли это, что Асхат Сайфуллин – человек и музыкант мира, несмотря на огромные творческие перспективы за рубежом, заманчивые предложения, все же не собирается расставаться с Томском?
- Конечно! Я люблю Томск, я многим обязан ему. Мне не все нравится здесь сегодня, но тем не менее лучшего места для себя и своей семьи я не представляю.
- Предположим на минуту, что ты закончил карьеру джазмена. Чем бы стал заниматься?
- Играть джаз, конечно!
Татьяна ЕРМОЛИЦКАЯ.