Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

21 03 2015Выходной

ТАКОЕ БОЛЬШОЕ СЧАСТЬЕ

«Я ремесленник», - говорит она о себе. Хотя у нее есть специальное художественное образование, даже два. Сначала Елена Дворникова окончила Алма-Атинское художественное училище им. Н. Гоголя, потом Красноярский государственный художественный институт. По первому образованию - театральный художник. По второму - керамист. Как художник по костюмам работала на нескольких оперных и драматических постановках - «Тоска», «Хованщина», «Сибирь», «Сон в летнюю ночь», «Самоубийца», «Горе от ума». Но признание  к ней пришло как к специалисту по фьюзингу, когда ее стеклянные «безделушки» оптом и в розницу скупали мебельные салоны. Сейчас она — свободный художник. «Я так долго работала на заказ, воплощая чьи-то мечты, что сейчас хочу делать то, что хочу», -  говорит она и делает то, что хочет.


Детское увлечение взрослых

По средам у Елены Дворниковой «день открытых дверей». В мастерскую к художнику ученики идут с утра до вечера. Ученикам, а точнее - ученицам, далеко за тридцать. Их обременяют дети, иногда внуки. У них разные профессии и увлечения. Но все они хотят лепить. И это детское желание настолько сильно, что ради него готовы перекроить свое расписание и ехать чуть ли не через весь город, чтобы провести несколько часов по самые локти в глине. 

Среди учеников Дворниковой есть стоматологи, медсестры, бухгалтеры, экономисты, которые ни в детстве, ни в юности не учились в художественных школах или училищах. Меся глину, как тесто, вытягивая из пластической массы жгуты или раскатывая ее в виде пласта, они освобождают себя от суеты, накопившейся усталости и обретают желаемое спокойствие. Для них лепка - это отдых. Есть женщина, которая выращивает бонсаи, она пришла, чтобы самой научиться делать горшки определенной  формы. Есть молодые мамы, для которых занятия керамикой и творчество, и процесс самопознания, и релаксация.

- Она такая спокойная, а ведь у нее  четверо детей! - восхищается своим наставником Екатерина Семенова. - Лена разрушает стереотип, что многодетные мамаши - задерганные... А тут - 200 процентов спокойствия, человеколюбия и доброты.

К спокойствию призывает сама глина. С ней нельзя работать в плохом настроении. Помните, как в известной песенке Сергея Никитина: «Я леплю из пластилина кукол, клоунов, собак… Если кукла выйдет плохо, назову ее дуреха….». В чем не прав поэт и певец, так это в том, что «пластилин нежней, чем глина». Это он просто не бывал в мастерской у Елены Дворниковой, поэтому так и написал. 

- Работа с глиной - это терапия, - убежденно говорит художник. - Человек, даже если у него неустойчивая психика, неуравновешенный характер, как бывает у неблагополучного ребенка, начинает лепить, лепить, лепить… И в процессе работы успокаивается. Ко мне на занятия приходили люди со слабой нервной системой, раздражительные, и они начинали лепить сумбурно, комками… А ты даешь им задания, где нужно думать и делать монотонную работу… И наблюдаешь, как человек меняется постепенно.

Этот опыт Лена приобрела, когда работала в профессиональном училище № 19. Теперь это центр социальной адаптации для подростков. Обычные дети, но никому не нужные, увы. На первом занятии они слепили обнаженную скульптуру со всеми анатомическими подробностями. «Эту тему будем изучать дальше по курсу, - спокойно сказала им педагог, а пока будем жгутики делать…». И через месяц они уже делали кашпо и копилки, которые продавали в магазине при училище. Делали вещи, которые люди с охотой покупали, заказывали и разбирали. 

Работать на результат - это не конечная цель. Как художник Лена Дворникова знает, что цель должна быть художественной - выразить себя через материал. Любой - глину, песок, стекло, войлок. А выставки или продажа изделий - это просто стимул. 

На недавней выставке «Мир кукол», что работала в областном краеведческом музее, Елена Дворникова и «девочки» из ее группы «ТерраКОТ» удивляли и радовали посетителей русалками, домовыми, банниками  и лесовиками. Одни сидели на пригорке, другие - под деревом, третьи - в кадушке… Все ученики Дворниковой и она сама были отмечены грамотами. А кое-кто из посетителей захотел или приобрести работы, или записаться в группу, чтобы научиться самому делать таких веселых человечков. 

- Как рождается характер? Секрет в деталях. Вот лицо слепили, а потом говорю: теперь надо щеки «яблочком» сделать, а вокруг глаз - морщинки… И только сделаешь морщинки, тут и появляется индивидуальность.

Только здесь мое место

Тайны и очарование глины открылись Лене на Богашевском керамическом заводе в 1985 году. Оказалась она там не то чтобы случайно, но не совсем по своей воле. Ленина мама, музыкант и педагог, уговорила дочь поехать туда и «просто посмотреть». Мама Елены тоже человек творческий. Она домристка. Много лет проработала в Томском музыкальном училище. Вместе со своими учениками дала там однажды концерт. И присмотрела место работы для Лены. Глина ее совсем не интересовала. Но, в конце концов, поддалась на мамины уговоры. 

Скепсис Лены пропал, как только она вошла в цех, как только почувствовала особый запах глины, краски. И этот запах ее пленил: 

- Это был запах счастья. Профессионального, художественного. И я поняла, что во всей Вселенной только здесь мое место.

Они зашли в мастерскую к художникам. И Лена профессиональным глазом увидела то, что висело на стенах и стояло на столах. Такого она не могла представить: из глины и можно ТАКОЕ делать?! 

- Просто почувствовала, как отвалился большой кусок счастья и упал мне в руки. Последним автобусом я уезжала из Богашева и первым туда приезжала на работу. 

Через год три подружки - две Лены и Соня - поехали в Красноярск поступать в художественный институт. Но приняли только Лену Дворникову. Там наша героиня встретила и наставников, которые открыли ей, что такое красноярская школа, и друзей, известных сегодня керамистов. Например, Иван Кротов учился в той же группе, что и Лена. Недавно оба встретились на Новосибирском фестивале керамики, который уже десять лет курирует Иван. 

460 костюмов и одна «Хованщина»

Красноярск - это время учебы. И время напряженной работы в Красноярском театре оперы и балета. Устроилась туда Лена, чтобы подработать, а вкалывала как штатная единица. 

 - Театр оперы и балета - это большой завод по производству самых масштабных спектаклей, - рассказывает Елена. - Его мастерские и подсобные цеха - это отдельный город. 

Елена Дворникова была сразу принята на должность заведующей цехом росписи тканей. Самой памятной стала работа над «Хованщиной», многонаселенным спектаклем. Требовалось за короткий срок изготовить 460 исторических костюмов. В цехе работали всего пять человек в подчинении у Лены. Но на тот момент она осталась одна - кто в декрете, кто на «больничном», кто уволился. Художник из Москвы оставил необыкновенно красивые эскизы, но не подробные, не рабочие - не успел прикрепить образцы тканей, из которых надо делать костюмы, какого кроя, чтобы попасть в эпоху. А в опере костюмы невероятно важны. И все технологические вопросы пришлось решать ей. Когда директор театра (женщина, которую к тому времени только перевели из театра кукол) увидела костюмы, сделанные Еленой, то пришла в тихий ужас. «Вот вернется художник и скажет, что все это никуда не годится, а ты государственные деньги вбухала. Ты сорвала спектакль. Так нельзя делать». Но художник вместо разноса готов был в ноги Лене кланяться: «Ты не только правильно расшифровала мой замысел, ты больше чем правильно поняла и сделала! Так что ты - мой соавтор костюмов».

- Пока работала в Красноярске, заказов было хоть отбавляй, - рассказывает Лена. - Делала, ездила по миру, а потом решила переехать в Томск, вернее, вернуться в родной город, где живет мама. 

Цветы из стекла и ангелы-дуралеи

Здесь ее талантом воспользовались производственники. Время работы в одной из фирм было для  Дворниковой временем экспериментов со стеклом и приобретением новых навыков, которым не училась ни в училище, ни в институте. 

Начинать жизнь с нуля, с белого листа Лене было не привыкать. Однажды ее знакомый порекомендовал ее своему другу, который загорелся идеей делать витражи и прикупил очень хорошую импортную печь. А печка для керамиста - больше, чем очаг для женщины. Это центр Вселенной. Узловой момент творчества. 

Год ушел на эксперименты. Выяснилось, что со случайным стеклом невозможно работать. Нужно привозить специальное, которое подходит по спекаемости, что надо знать, какие стекла, с чем взаимодействуют и совмещаются. Производство требует экономического эффекта. Хозяин магазина стал остывать к идее фьюзинга. И тогда Лена решила в последний раз испечь то, что желала ее душа. Сделала на прощание стеклянных цветов, каких-то котиков, рыбок. И они имели успех. На выставке. Пошли заказы. Самые неожиданные. Как-то раз ей заказали 30 рыбок, смотрящих в одну сторону. Потом пришлось составить список персонажей, которые люди хотели у себя иметь. Кошки в нем занимают первое место. В нынешнем году только козы опередили котов. 

Работа со стеклом помогла Елене Дворниковой окончательно выработать неповторимый стиль: наивный, как в детских мультиках.

- У первых моих ангелов, все было как у людей. Но если обычно делают ангелов серьезными, то у меня они выходили сплошными дуралеями. Так и родился этот «детский» стиль. Почему я не учу своих учеников фьюзингу? Мне их жалко. Работа со стеклом - травмоопасное дело. Не было дня за 15 лет, чтобы я палец не порезала. Поэтому глина - самый подходящий материал для счастья.

Татьяна ВЕСНИНА.

 

 

 

 

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б