Казалось бы, в наше время уже нет дефицита так называемых товаров народного потребления, в том числе женской бижутерии. Вон ее сколько продается. В киосках, магазинчиках, торговых центрах. Но нет, душа у многих требует чего-нибудь эдакого, не растиражированного в тысячах экземплярах. И тогда рождаются новые мастера и новые направления.
-Первые бусы сделала потому, что мне очень захотелось как-то необычно себя украсить, - вспоминает Ксения Махрова, одна из томских мастериц. – Мы собирались провести отпуск всей семьей в Анапе, и я связала к летней одежде бусы. На темно-зеленых нитях разместила вязаные цветы, в основу ввязала блестящие сиреневые жемчужные бусины – получилось то, что надо! Летнее, яркое, энергичное. К сожалению, даже на фото этот первый опыт не сохранился, а сами бусы подарила знакомой. Так и с дальнейшими творениями получилось: подруги впечатлялись, говорили: «Ты себе еще сделаешь», и забирали мои украшения.
Творческая Муза Ксении пришла к ней еще в детстве. «Лет в девять я научилась вязать крючком, - вспоминает она. – В руки попалась немецкая книжка, там ни слова по-русски, зато были подробные картинки-схемы вязания. Стала разбираться, осваивать. Помогли упорство и желание выделиться среди подруг. В продаже тогда не было ни одежды нормальной, ни бижутерии. Вязать продолжила и в студенчестве, во время учебы в педагогическом университете, и после вуза, и во время двух декретов. Нравилось, что вещи получались необычные, креативные, знакомые стали просить и для них сделать».
Привлекало творчество девушку и тогда, когда она, по образованию учитель начальных классов и учитель рисования, работала с детьми в детском оздоровительном лагере. И когда рисовала для друзей и родственников пейзажи и портреты, чтобы поздравить их с праздничной датой, днем рождения, новосельем.
- Но я чувствовала, что ни чисто вязание, ни чисто рисование - все это не то, чего-то не хватало, - говорит Ксения. - А вот когда сотворила первые бусы, как будто озарение пришло – «мое!». И как будто кто-то глаза пошире открыл, дал понять, а ведь в этом направлении творчества море возможностей, много неизведанного.
Так и получилось. Когда Ксения Махрова взялась осваивать изготовление украшений из простых, в общем-то, материалов, никто в Томске, да и в России, так не делал. «Мне было интересно открывать для себя новые материалы, пробовать сочетать в одном изделии и пряжу, и стеклянные бусины, и металлическую фурнитуру так, чтобы получилось необычное колье. Вскоре познакомилась с девушками, которые изготавливали бусины из полимерной глины, прошла мастер-класс».
По мере обретения своего авторского почерка в изготовлении украшений Ксения постигала все новые технологии рукоделия, новые материалы и элементы из них – вязаные бусины, полимерную глину, эпоксидную смолу, чешское и муранское стекло, детальки наручных часов для стимпанковского стиля. «У меня не бывает так, чтобы научился чему-то новому, и все, дальше по накатанной работаешь. Нет. Жизнь и творчество других мастеров все время наталкивают на что-то концептуально другое, хочется это освоить и обогатить этим свои изделия. Сейчас вот любимая технология – кулоны-мини-картины».
Ксения показывает одно из новых творений. В металлическом овале-основе уложены миниатюрные сухоцветы, нежную картину дополняют золотые элементы. Все это аккуратно и мастерски залито чем-то прозрачным. «Ювелирной смолой, - поясняет Ксения. – А золотые листики - из потали, из тонких листов сплавов, имитирующих позолоту».
Когда Ксения только начинала свой творческий путь семь лет назад, с материалами было сложно, фурнитуру приходилось доставать где придется, заказывать, например, у тех, кто ездит за границу. С расширением интернет-торговли проблема дефицита для таких рукодельниц постепенно сошла на нет. Разнообразные бусины и материалы для самостоятельного их изготовления, различная фурнитура для создания серег, брошей и бус – бейлы, швензы, пуссеты, коннекторы, тоглы, штифты, замочки (да-да, может, вы и не слышали такие термины, но именно из этих деталек состоит то, чем мы, женщины, себя украшаем!), все это можно сейчас купить с помощью всемирной сети. «Теперь другой вопрос актуален, - смеется Ксения, - как не прогадать с качеством деталей и как не ошибиться и создать из этого многообразия нечто особенное, гармоничное».
Впрочем, подумалось, что у такой мастерицы брак – дело вчерашнее, рука-то уже набита. «Нет, бывает, что я разрезаю, распускаю, разбираю уже почти готовое изделие, так как в нем что-то не устраивает, - возражает Ксения. – Могу переделывать бесконечно, пока не получится идеально с моей точки зрения». Задача у Ксении, скажу я вам, не из легких, так как в ее изделиях удивительным образом сочетаются вязаные, кожаные элементы, натуральные камни - яшма, агат, жадеит, бирюза, благородное стекло, металлическая фурнитура и многое другое.
Шелковый шифон плюс кулон из агата необычной голубой расцветки, плюс бусины из чешского стекла – и получаются «Русалочьи хороводы». У каждого изделия Ксении своя история и свое индивидуальное имя. «Лесное озеро», «Жила-была лягушка», «Лунный дождь», «Гвенивьера», «Танец для султана», «Цветочный мармелад», «Синий иней», «Когда поспели ягоды»... Бывает, что сначала рождается имя, и оно диктует, каким будет украшение. Но чаще, наоборот: по мере того, как детали обретают законченный вид, превращаются в бусы, серьги, браслет, приходит и название.
- Украшение как будто требует - «назови меня так», - улыбается мастерица. – Да и сами изделия бывают с характером: снятся мне, не дают покоя, пока не воплотятся в реальности. Правда, некоторые делаю за несколько дней, а некоторые никак не хотят рождаться. Одно украшение для девушки делаю вот уже два года, хорошо, что она с пониманием относится к моим творческим мукам. Зато, думаю, получится нечто волшебное.
А что, у авторских бус и брошей действительно особая магия, ведь мастер вкладывает в ручную работу часть своей души, своей энергии. Знакомые, друзья и те, кто стал счастливым обладателем украшений от Ксении (а таковые живут и в Томске, и в других российских городах, в Америке, Германии, Франции, Италии), подтверждают: есть у них волшебные свойства. «Рассказывают, что после того, как стали носить мои, например, кулоны, с ними стали происходить интересные события. Стали сбываться потаенные желания, мечты, случаться необычные повороты в жизни. Что ж, я только рада этому, чувствую, что у меня еще много сил на мои будущие творения».
Беспокойная Муза не дает Ксении успокаиваться на достигнутом уровне мастерства. Уже давно в квартире нашли свое место инструменты для изготовления бусин из полимерной глины, наборы приспособлений для нанесения росписи на кулоны, мешочки, ящички и коробочки с фурнитурой, бусинами, бисером, лентами, пряжей, цепочками.
- А скоро мечта моя исполнится, - говорит Ксения, - муж и дети выделили мне целую комнату под мастерскую, я ее оборудую, как хочу. Еще хочется освоить ковку металлических деталей и лэмпворк – художественную обработку стекла. Для последней технологии нужны особые условия, муфельная печь, горелка. В пламя поочередно вносят пруты стекла определенного цвета, и они сплавляются в бусины с задуманным рисунком. Очень красиво, можно любую фантазию воплотить! Для начала схожу на мастер-класс к специалистам, попробую, посмотрю, моя это стихия или нет. С огнем, горячим материалом я еще не работала.
Наталья ШЕРЕМЕТ.