Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

25 10 2014Выходной

В руках тех, кто учит

Три дня события разворачивались в санатории «Космонавт». Слет стал центром подготовки, нет, не покорителей космических просторов. Впрочем, почему бы не сравнить школьных учителей с представителями другой важной и трудной профессии? И перегрузки большие, как у космонавтов, и расслабляться некогда, и шквал эмоций, когда видишь в классе ярких учеников-«звездочек».

Традиция проведения слета молодых учителей в нашей области еще только зарождается. По инициативе департамента общего образования и ОГБУ «Региональный центр развития образования» первый слет состоялся в марте 2013 года, его участниками стали 50 учителей из 41-й образовательной организации 17 муниципалитетов региона. По отзывам уже тогда стало ясно: формат приживется, он нужный, он подходит для такой аудитории.

Учитель физики и информатики Итатской школы Сергей Диденко  – участник и первого, и второго слетов. 

- Мы с женой всего несколько месяцев после окончания вуза проработали в школе, когда попали на первый слет, - вспоминает Сергей. – Два года назад меня это здорово подстегнуло. Ведь я по образованию энергетик, о работе учителем во время учебы в ТПУ и не задумывался. Но вот так судьба сложилась: привлекло объявление, что педагогам в Итатке предоставляют жилье и хорошую зарплату. Уехали туда вместе с женой, она математик по образованию. Думал, что только попробую, и вот уже третий год работаю. На первом слете увидели массу возможностей для профессионального роста, увидели, что жизнь учителя проходит не только по маршруту «школа-дом», что можно и нужно расти профессионально и учеников тоже к личностному росту побуждать. Тогда же приобрели много друзей, общаемся с коллегами в социальной сети.

На второй слет приехало уже 70 молодых учителей из 58 образовательных организаций районов области и Томска. Акцент в обширной программе слета в этот раз поставили на проектной деятельности. Тема звучала соответствующе - «Проектируя будущее – изменяем жизнь!», а слоганом выбрано философское утверждение «Будущее страны в руках тех, кто учит и учится!».

Объявляя Второй слет молодых учителей открытым, начальник областного департамента общего образования Александр Щипков пожелал собравшимся продуктивной работы:

- Для системы образования очень важно, чтобы как можно больше молодых специалистов приходило в школы, гимназии, лицеи. И важно, как чувствует себя в профессии человек, который только начинает свой путь. Для этого принимается целый ряд документов на федеральном и областном  уровнях, но реальная ситуация – это зачастую то, что никакими распоряжениями не предусмотришь. Слет – как раз многослойная форма общения и учебы для учителя, начинающего работать в профессии. Надеемся, что в дальнейшем этот слет привлечет еще больше участников. 

Тема проектирования выбрана не случайно. Программа слета формировалась исходя из предварительных опросов молодых специалистов. Умение организовать проектную деятельность - одно из значимых требований новых стандартов общего образования, деятельностные технологии ставятся сейчас во главу угла всего процесса обучения. И молодые учителя хотят освоить их. Вторая неформальная, но не менее важная задача слета – наладить коммуникации между молодыми учителями. Постепенно из тех, кто участвует в конкурсах, конференциях, слетах, складывается профессиональное сообщество, внутри которого есть возможность обмениваться информацией и опытом. Ведь проблемы, с которыми сталкиваются начинающие педагоги из разных районов области, во многом однотипны. А формат проведения слета, когда людей вырывают из привычной атмосферы школьных аудиторий, вывозят, например, за город, очень подходит для душевного общения. Работу с молодыми учителями будем наращивать: слет – это событие, которое проходит раз в год, и это замечательная складывающаяся региональная традиция, но потребность в обмене знаниями у молодых педагогов постоянная, и должно быть достаточно образовательных событий для такого общения. 

Большинство учителей участвовало в этом мероприятии впервые. Ехали в «Космонавт» с определенными ожиданиями – познакомиться с интересными коллегами, научиться чему-то новому, обменяться мнениями и пусть пока небольшим, но уже своим опытом. Во многом эти ожидания оправдались. Вместе с имидж-дизайнером Юлией Ягницыной участники разбирались в вопросах, каким должен быть современный учитель, и какие они, слагаемые профессионального имиджа. Вместе с психологом Оксаной Антоновой учились снимать эмоциональное напряжение с помощью арттерапии и налаживать контакты с учениками и их родителями. А после интерактивной работы со специалистами были и танцевальный конкурс, и спортивные состязания, и песни под гитару. Педагогическая молодежь за эти три дня показала, что и работать умеет, и отдыхать.

- Такие слеты, как правило, выявляют лидеров, инициативных и талантливых, на которых мы потом опираемся в своей работе, - рассказала начальник отдела управления человеческими ресурсами РЦРО Мадина Сарычева. – Основные мероприятия слета были посвящены проектной деятельности, ребята разделились на пять групп и разрабатывали проекты по всем этапам – от замысла до реализации. Да, азам проектирования будущих педагогов учат в вузах, но одно дело – теория, и совсем другое, когда ты прорабатываешь идею в команде, обкатываешь ее на практике, хотя бы во время таких слетов. Сегодня ФГОСы требуют, чтобы учитель владел технологиями проектной, исследовательской деятельности и детей учил этому. Школьники, например, под руководством учителя могут заняться выяснением экологической обстановки в их микрорайоне. Кстати, это конкретный пример из проектной деятельности учеников одной из школ Асиновского района. Школьники замеряли уровень загрязнения воздуха, делали  соответствующие выводы, находили источники загрязнения. В итоге они дошли до администрации муниципалитета с предложением поменять принцип отопления, используемый в ближайшей котельной. А школьники Кожевниковского района и Стрежевого через социальный проект разработали механизм сбора и транспортировки «опасных отходов» - батареек -  для дальнейшей переработки. И таких положительных результатов проектной деятельности достаточно много.

О совместной деятельности с учениками шел разговор и во время встречи участников слета с Сергеем Колпаковым, учителем физики СОШ № 49 г. Томска, вошедшим в пятерку победителей Всероссийского конкурса «Учитель года-2013».

- Я ни в коем случае не хотел учить коллег, мол, делай, как я, - пояснил Сергей Николаевич. – Мне хотелось показать, что быть учителем – это интересно, что можно работать так, чтобы и ученикам было интересно познавать физику и другие предметы. Конечно, мы уделили время технологии проведения урока, я примеры из практики привел, показал элементы мастер-класса. Многих молодых учителей, как понял, волнует вопрос, с чего начать, как сделать так, чтобы ученики увлеклись предметом? «Снаружи» от учителей требуют результаты ЕГЭ, ГИА, прохождения тем. А ведь в повседневной деятельности учителя надо даже не предметником быть, а делать так, чтобы у детей рождались вопросы, замыслы. Я помню себя в начале профессионального пути. Меня больше волновало, как дисциплину удержать. А оказалось, что ответ прост. Надо погрузить учеников в совместную деятельность, и тогда проблема дисциплины, как и многие другие проблемы процесса образования, отпадет сама собой. Здорово, что в наших школах стало больше интересных педагогов, сказывается система поддержки молодых специалистов. На встрече я и сам зарядился оптимизмом, и, знаете, я им даже в чем-то завидую. 

Некоторые участники слета времени не теряли, сразу напросились к Сергею Колпакову на открытый урок.

«Расти вместе – это так здорово!» - так точно одной фразой определила лейтмотив слета одна из его участниц. 

- А еще слет – это огромный эмоциональный импульс, когда ты понимаешь, что рядом есть люди со схожими интересами, целями, – сказала учитель гимназии № 6 г. Томска Александра Гайворонская. – Я четвертый год в школе работаю, часть одногруппников со временем ушли из сферы образования, и поневоле меня иногда мучил червячок сомнения: может, со мной что-то не так, если мне нравится моя профессия? Встречи с активными, амбициозными коллегами дают понять - все так, все правильно, наша профессия – самая лучшая! Хотелось бы и в работе третьего слета поучаствовать, и чтобы больше мастер-классов от педагогов-экспертов было.

Три дня слета – для участников это было время и плодотворно поработать, и выйти из привычного ритма, подумать, в каком направлении двигаться дальше, каким учителем становиться. «Идеала нет, - рассуждала учитель математики Итатской школы Вера Иванова, - просто учитель должен быть личностью. Есть педагоги, рядом с которыми детям всегда интересно».

Финишировал слет церемонией награждения отличившихся. Организаторы мероприятия не раз повторяли: «Встретимся через год!» «И в наших рядах, надеюсь, снова будет пополнение, - сказала зам. начальника областного департамента общего образования Елена Вторина. – А в вас я верю. Верю, что именно вы внесете существенный вклад в успехи наших детей, пусть они будут счастливы оттого, что у них ведут уроки люди, преданные своей профессии».

Наталья ШЕРЕМЕТ.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б