Под стук колес и пронзительный детский крик: «Дедушка, мне страшно», входишь в «столыпинский вагон». А там вдоль стен деревянные скамьи и предметы крестьянского быта - прялки, чесалки, рушники, сундуки, иконы. На скамьях можно сидеть, а вещи не только рассматривать - их рекомендуют брать в руки, примерять на себя. «Потрогайте, разберитесь», - написано на сундуке.
История в твоих руках
Так начинается путешествие по Российской империи и Советскому Союзу, от середины века XIX до середины ХХ. В окнах-стендах «мелькают» версты российской истории и лица, ее персонифицирующие: граф Киселев, который заговорил о переселении крестьян еще до отмены крепостного права, премьер-министр Петр Столыпин, имя которого получила эта реформа, Александр Кауфман, историк и публицист, много писавший о переселенцах, и лица самих переселенцев, сначала вольных, потом и невольных, тех, кто укреплял экономику страны до 1956 года.
Не случайно смысловым и художественным центром выставки «Сибиряки вольные и невольные», что открылась в Томском областном краеведческом музее, стал «столыпинский вагон». Этим транспортом по Транссибу добирались многие искатели лучшей доли в начале ХХ века. Он был быстрее, надежнее и удобнее, чем телеги и кибитки: всего за неделю доставлял из Тамбова или Воронежа, Белоруссии и Украины, Эстонии и Молдавии в сибирские города и поселки. Но в 20-х годах в похожих вагонах, уже недобровольно, безо всякого нажитого добра и скотины, отправляли крестьян на томский север, в тайгу и болота. Поэтому и пространство «столыпина» условно разделено на два блока. Налево - счастье, здесь можно примерить на себя судьбу вольных переселенцев с сундуками, печкой, здесь окно не зарешеченное. Направо - несчастье, здесь рваные ватники, железные миска и кружка, здесь легче прочувствовать положение переселенцев с приставкой «спец».
- Каждый второй житель Томска и области - это потомок добровольных переселенцев, которые приехали в Сибирь в начале ХХ века, - рассказывает Святослав Перехожев, директор Томского областного краеведческого музея, о концепции и истории создания проекта. - Но при этом существует миф, что все - сосланные, что Сибирь - край недобрый. Мы хотели разрушить этот стереотип, но главное - восполнить пробелы в нашем знании отечественной истории.
Выставка рассказывает о двух массовых волнах крестьянской миграции минувших веков, но при этом адресована каждому сегодня живущему россиянину. Да, именно так: не томичу, не сибиряку, а жителю всей России. Со страной и даже со всем миром выставку соединяет сайт (sib.tomskmuseum.ru) с тем же названием. Его можно пополнять в режиме online историей своей семьи. Этот микроуровень истории дополняется макроуровнем - на сайте размещены архивные документы и материалы, исследования профессиональных историков, социологов, антропологов, литературные произведения, в том числе и томских писателей Г. Маркова. В. Макшеева, В. Решетько. На сайте есть карта с обозначением тех мест, где столыпинские переселенцы создали деревни и поселки, созданные в эпоху «Великого перелома». Важно то, что большой дисплейный экран установлен прямо в «столыпинском вагоне».
На вопрос, для чего это сделано, в каком-то смысле отвечает слоган проекта: «История в твоих руках». Каждый посетитель может соотнести частную историю с мировой.
Тема исторической памяти обозначена уже в начале экспозиции, где на «страничках ежедневника» крупным шрифтом набраны слова, которые можно считать эпиграфом к выставке. «Некогда было расспрашивать. То работа, то семья…». «Возьмите фотографии в музей, детям не нужны, они их выкинут». «Мама, откуда мы приехали в Томск? Не знаю, малыш, кушай…»
- Эти фразы, часто приходилось слышать нам, музейщикам, когда собирали материал для выставки, и мы решили их сделать ее частью, - поясняет сотрудник краеведческого музея Татьяна Назаренко. - Лично меня зацепила фраза одной пожилой женщины: «У меня хорошая семья, но детям эти фотографии не нужны, они их выкинут, а я не хочу, чтобы моя память лежала на помойках». Эта выставка и весь проект «Сибиряки вольные и невольные» состоялись благодаря тем людям, кому семейная история важна.
Интерактив, выход в интернет, множество источников информации (в создании выставки и сайта приняли участие архивы Томской области, театры Томска и Северска, городские и областные образовательные учреждения, некоммерческие организации) и самое важное - способность проекта к постоянному обновлению и пополнению - все это было одобрено и финансово поддержано оргкомитетом конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». Еще в 2013 году Томский областной краеведческий музей выиграл грант Благотворительного фонда В. Потанина. Почти год потребовалось на создание тематического музейного сайта, наполнения его содержанием, на поиск и отбор материалов для выставки и на разработку арт-проектов. И вот вагончик тронулся.
Жизнь, как песня
На открытии был представлен не только проект «Сибиряки вольные и невольные», но и перформанс о переселении в Сибирь «расейских» крестьянок.
- Представим себя на месте тех людей, которые ехали оттуда, где жить уже было нельзя, туда, где неизвестно, что их ждало, - с этими словами Татьяна Назаренко пригласила всех посетителей в «столыпинский вагон».
- Ой, а у моей бабушки тоже был такой сундук, - вдруг признается девушка из числа зрителей. - В ее сундуке такие же одежды хранились. Только бабушка не давала мне наряжаться.
- Хотите примерить этот костюм крестьянки Тамбовской губернии?
Зрительница оказалось не простой девушкой, а актрисой ТЮЗа Ольгой Райх. И вот с помощью Татьяны Назаренко она облачается в крестьянский наряд. Пока Ольга надевает на себя белую рубашку с красным воротом и красным же орнаментом на рукавах, поверх - черную поневу распашную (женская бедренная одежда, которую носили в европейской части России), а затем и запон - фартук с красными рукавами, зрители включаются в обсуждение нарядов и утвари: «У моей бабушки в подобном сундуке свадебный наряд лежал», «Моя бабушка вещи берегла, все перекладывала их...». Но вот Ольгу подпоясали (пояс играл роль оберега) и два платка, как замужней женщине, повязали на голову, нижний все волосы скрыл, а сверху - яркий, парадный платок.
- Перед вами молодуха из Тамбовской губернии. А были ли у вашей бабушки иконы, которые везли на груди? Представьте себе, что вы - молодая женщина, которая недавно родила, а муж надумал ехать в какую-то Сибирь, а там говорят холодно, и леса другие, и медведи. Как вы себя чувствуете?
- Страшно-то как, - признается «молодуха». И начинает читать молитву «Отче наш».
Читает и все крепче прижимает к себе икону. Все проникновеннее делается голос. Исчезают современные интонации, и вот уже перед зрителями не актриса, а гостья из прошлого. Она и ведет себя, как крестьянка.
- Но у тебя есть работящий мужик, и сама до работы охоча. Вам на семью дали восемь десятин земли, а на родине-то было две с половиной. Прорвемся? - не то спрашивает, не то отвечает Татьяна Назаренко и ведет зрителей в другую часть музейного пространства, где представлены предметы переселенческого быта.
А там уже сидят еще две «крестьянки» из ТЮЗа - Дарья Ротенберг и Светлана Гарбор. И негромко поют колыбельную. Главный режиссер ТЮЗа Илья Ротенберг так поставил сцены из жизни переселенцев, что судьба их просвечивала через песни, стихи и обрядовые действия. И была в этих стихах и песнях правда о той жизни и в то же время особая какая-то поэзия труда. Возвышенную красоту этого крестьянского труда передала Дарья Ротенберг, а Светлана Гарбор сыграла роль роковой красавицы, которая может с ума свести любого сибиряка. В песнях и частушках оказалась зарифмована не только поэзия труда, но и непростые отношения сибиряков и «расейских». Первая мировая, а потом раскулачивание уравняли в правах всех, и как «кулаков мироедов» снова отправили в вагон. В вагоне актрисы читали подлинные письма спецпереселенцев о том, как дети умирали в дороге, и воспоминания о «сухоплясе» - когда плясали без гармони. И вдруг в словах о прошлом зазвенела призывная мысль к нам, сегодняшним, которые забыли заветы стариков, поэтому снова едут в Сибирь переселенцы.
«Крестьянки» читали, вспоминали, пели, а зрители украдкой смахивали набежавшую слезу. А когда все закончилось, то возникла пронзительная минута тишины, которую все боялись нарушить.
«Бабушка,
а мы откуда?..»
- Вот так, через эмоцию и надо такой материал подавать, - считает этнограф Пана Бардина. - Только так музейный предмет начинает жить особой жизнью и становится понятен современному поколению.
- А ведь этот сундук, из которого вещи доставали, - наш семейный, и вот эта маслобойка, и вот эта икона, - признается Геннадий Березовский. - Я больше двадцати лет историю семьи восстанавливаю, до 12-го колена предков знаю, но вот сегодняшнее представление за душу взяло.
Геннадий Николаевич на выставку представил 70 предметов из семейной коллекции Шутинских-Василевских, которые приехали в Сибирь из Гродненской губернии. В его планах вместе с краеведческим музеем открыть музей переселенческого быта в Итатке, Березовский готов под эту идею свой дом отдать.
- Вам надо расширять свою выставку, - предложил сотрудникам ТОКМа депутат Законодательной Думы Томской области Лев Пичурин. - Надо не только о крестьянах рассказывать, но и о людях, которые новую культуру принесли в Томск.
Святослав Перехожев в ответ сообщил, что есть уже образовательные проекты, будут предприняты экспедиции совместно с северскими кадетами, что в этом музейном пространстве выступит и арт-проект «Васильев вечер», а ТЮЗ готов поставить документальную драму на основе музейных материалов о чаинском восстании 1931 года.
- Я рад, что такая выставка появилась, - признался Игорь Арнт, учитель истории 4-й школы. - Обязательно приведу сюда своих учеников, здесь история оживает. И надеюсь, что после посещения музея мои ученики придут домой, сядут рядом с бабушкой и спросят: «Бабушка, а мы откуда?»
Именно на такой отзыв-действие и рассчитан проект «Сибиряки вольные и невольные». И он будет продолжаться и расширяться, если мы окажемся чуткими и внимательными к своей истории.
Татьяна ВЕСНИНА.