Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

26 09 2014Пятница

Вчера было нельзя, а завтра станет нормой

Светленский лицей давно привык к визитам делегаций, но такое количество гостей пришлось даже разбить на несколько групп, чтобы провести экскурсию-знакомство с лабораториями и учебными классами.

-Два дня в нашей области проходил Всероссийский семинар-совещание «Федеральные государственные стандарты общего образования: эффективные педагогические и управленческие практики», - рассказала директор ОГБУ «Региональный центр развития образования» Надежда Лыжина. – В его работе приняли участие представители Министерства образования и науки РФ, члены Координационного совета по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования при департаменте государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России, руководители и специалисты органов управления образованием 42 субъектов РФ. Интерес к теме огромный. А наша область выбрана для семинара не случайно: у нас есть интересный опыт эффективных педагогических и управленческих практик. С ними участники совещания знакомились в стенах Губернаторского Светленского лицея, Поросинской школы Томского района, томском лицее     № 1 и городской гимназии № 6.
Стартовал семинар в пос. Светлом. Зам. губернатора области по социальной политике Ч. Акатаев обрисовал проблемы реализации ФГОС в нашем регионе.
- Новые стандарты предполагают создание безопасных, комфортных условий для обучения и всестороннего развития личности. Это сопряжено с огромными усилиями, прежде всего, по оборудованию современных ученических мест. За годы действия проекта «Образование» наш регион, как и другие области, получил мощный импульс для развития образовательного сектора. Томичи получили более одного миллиарда рублей плюс около 400 миллионов было вложено из областного бюджета. Удалось обновить учебно-лабораторную и производственную базу учреждений, приобрести спортинвентарь, переоснастить столовые. Но нынче программа модернизации закончилась, и регионы теперь остались один на один с дилеммой: надо продолжать внедрять ФГОС, а дополнительных средств на сохранение темпа внедрения нет, так как перед бюджетами стоят и другие важные задачи.
Есть и другие проблемы. Это и невозможность перевести всех томских школьников на обучение в одну смену, и возникающие вопросы по оплате труда педагогов, введению эффективных контрактов, разграничению полномочий на региональном и муниципальном уровнях, привлечению талантливой молодежи  в систему образования.
- Эти проблемы характерны и для нашего региона: вторая смена, старение кадров, объем субвенций, недостаточный для создания современных условий реализации ФГОС, - сказала начальник одного из управлений департамента образования Кировской области Н. Карасева. – И на часть вопросов мы получили ответы по ходу семинара. В Светленском лицее, например, условия для обучения школьников практически идеальны для реализации новых стандартов, у нас нет учреждения такого уровня.
На представителей других регионов, впервые познакомившихся с практикой работы Светленского лицея, обрушился «девятый вал» информации, интересных примеров. Учебно-исследовательские лаборатории, в которых школьники познают мир не по учебникам, а с помощью специального оборудования – телескопа, микроскопов и даже 3D-принтера. Творческие мастерские, где лицеисты рисуют, лепят, ткут и конструируют. Гостей поразили и зал копий шедевров изобразительного искусства, и стена важных изречений, и ветряк, с помощью которого освещается лаборатория робототехники, и информационные терминалы в коридорах, доносящие до ребят новости культуры и науки, и велоэлектростанция «Здоровье», на которой школьники, крутя педали, могут подзарядить свои гаджеты.
- Мы рады, что опыт лицея, который внедряет многие положения новых стандартов еще с 1995 года, оказался востребованным на всероссийском уровне, – отметил директор лицея А. Сайбединов. – В разговоре с коллегами мы постарались раскрыть нюансы нашей многоуровневой системы обучения, показать образовательные технологии, которые открывают путь для постепенного ухода от классно-урочной системы как единственной формы передачи знаний.
- В Светленском лицее внедрена интересная практика организации учебного процесса, - рассказал участникам семинара начальник департамента общего образования области А. Щипков. - Здесь учатся дети из близлежащих микрорайонов, то есть нет специального отбора учащихся, и в то же время лицей является федеральной инновационной площадкой Минобрнауки России и областным центром по работе с одаренными детьми. В нашем регионе сегодня действуют 4 федеральные инновационные площадки, развита система учреждений с углубленным изучением тех или иных предметов, в последние два года мы создаем сеть муниципальных центров по работе с талантливыми школьниками.
Как обозначил начальник отдела стандартов и содержания в сфере общего образования департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ А. Благинин, такие семинары - экспертная внешняя площадка, где представители разных территорий могут обменяться друг с другом опытом.
- А мы, представители федеральных органов управления, получаем важную обратную связь для корректировки процесса. Год назад директор нашего департамента принял решение возобновить такие территориальные встречи. Томский семинар – уже третий по счету. В Вологде мы вели разговор об общих моделях введения стандартов, в Набережных Челнах - о новых компетенциях учителя, о требованиях к педагогическим кадрам. В этот раз обсуждали механизмы, с помощью которых можно управлять содержанием общего образования. Увиденное и услышанное поможет выработать рекомендации федерального уровня по обобщению томского опыта, скорректировать «дорожные карты» отдельных регионов. Еще один важный аспект – при встрече «тет-а-тет» острее видны узкие проблемные точки в реализации стандартов на местах. В практике Светленского лицея есть моменты, которые выходят за рамки нормативно-правового поля, доказав свою эффективность, а значит, их надо институализировать, подвести под них нормативную базу. Чтобы у руководителей  образования при применении нестандартных технологий не было проблем. Чтобы то, что было нельзя вчера, но доказало свою эффективность сегодня, завтра стало нормой.
Наталья ШЕРЕМЕТ.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б