Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

12 07 2014Выходной

«Зеленый» класс для фантазеров

Есть такое образование, которое не прерывается даже с наступлением каникул. Напротив, именно в каникулы оно воплощается в самые неожиданные, нестандартные формы - конкурсы юных лесников и экологов, фотокросс или в даже работу фотоботодетективов. Как вы догадались, это экологическое образование. Для сегодняшнего населения России от 6 до 16 лет оно стало тем необходимым звеном, которое соединяет в юных головах природу и цивилизацию. О том, как это происходит и к чему приводит, рассказывают педагоги и специалисты Облкомприроды и департамента природных ресурсов и охраны 

В лес – на урок

Зоркальцевский припоселковый кедровник начинается буквально сразу за порогом  школы. От крыльца в лес ведет тропинка. В июне эта тропа получила символическую нагрузку, во-первых, стала официально экологической тропой, во-вторых, для участников экошколы «Кедровый край» она - дорога к познанию лесного мира.

-  В этом году Зоркальцевская средняя школа, которая является центром экологического образования, выступила с инициативой – провести на своей базе смену для юных экологов из Томского района, - рассказывает Галима Мударисова, начальник отдела экологического образования и просвещения Облкомприроды.

Идею учителя биологии Ольги Червонец поддержал Global green grant fond и выделил деньги на проведение первой экошколы в сельской школе. Томский район обеспечил транспортом, потому что детей каждый день собирали из Рыбалово, Моряковского Затона, Нелюбино, Березкино и привозили в Зоркальцево по утрам, а после обеда развозили по домам. Областной департамент образования выделил деньги на питание школьников. Сотрудники Облкомприроды под руководством Галимы Мударисовой разработали образовательную программу и пригласили ученых и лесничих для проведения занятий.

Сорок пять ребят из сел, где есть припоселковые кедровники, в течение недели, с 15 по 21 июня, занимались исследовательской деятельностью и думали сообща, как сохранять кедровники, близко расположенные к жилью. Теоретические и практические занятия по орнитологии, зоологии беспозвоночных и социологии проходили прямо в лесу. Ну, а где еще можно наблюдать за птицами, вести их подсчет и развешивать домики для пернатых друзей? Иногда, правда, приходилось выходить из леса и отправляться по селу, чтобы провести социологический опрос населения.

Для большинства участников лагеря такая работа была не в новинку. Многие входят в  экологические объединения и клубы, выступают на экологических конференциях, для них съездить в Музей леса в Тимирязево - не просто развлечение, но процесс познания. А уж оказаться в научном питомнике «Кедр»  Института мониторинга климатических и экологических систем СО РАН, услышать о геоботанических особенностях кедровых лесов, узнать, как проводить ботанические исследования в кедровниках - это же радость невероятная. И вопросы Светлане Родионовой из народной дружины Петровского кедровника, которая рассказывала, какую пользу может принести общественный контроль, ребята задавали с прицелом внедрить этот опыт в своем селе.

Их собственный опрос жителей Зоркальцева принес удивительные результаты. «Хорошо, - говорили они, - что подняли вопрос о кедровнике, а то некоторые коз пасут, ходят,  шишки бьют так, что вред один». И мысль - надо защищать кедровник - оказалась близка многим. По словам Ольги Червонец, в отличие от предыдущего опроса, процент тех, кто знает, что Зоркальцевский кедровник - это ООПТ, вырос с 20 до 50 процентов, а желание прийти на субботники по очистке кедровника и по посадке новых саженцев выразили 70% селян.  

Обучение в экошколе было оформлено в игровые задания. Например, в день открытия смены после просмотра фильма о лесе, детей разбили на команды. Каждой дали «кейс» с описанной реальной ситуацией.  Каждый волен был выбрать любую роль. Многие выбрали «пейзажиста». «Хотел нарисовать картину, пришел в ваш кедровник. И что я вижу? Везде помойки», - возмущался новоявленный Шишкин. На практических занятиях ученики под руководством специалиста областного департамента природных ресурсов Валерия Сурнаева изготовили птичьи домики  и развешали их на деревьях. 

- В рамках образовательного проекта ребята оборудовали экологическую тропу в Зоркальцевском кедровнике - расставили аншлаги, оборудовали места стоянок и костровые места, - рассказывает Галима Мударисова. - Теперь можно гулять и читать, какие растения здесь растут, какие представители фауны обитают. 

 

Особый талант

- Их называют одаренными детьми, талантливыми… Я бы  назвала их  высокомотивированными. Эти те дети, которым интересно заниматься естественнонаучными исследованиями, - поясняет Нина Курасова, начальник  отдела эколого-биологического воспитания областного Центра дополнительного образования детей.

В этом году под ее началом оказались полсотни таких школьников из 15 районов, которые приехали в Томск в региональный экологический лагерь на профильную смену «Юные друзья природы». Традиционно экосмена проводилась в последнюю неделю июня. Организаторами ее выступили  департаменты общего образования, природных ресурсов и лесного хозяйства, а также областной Центр дополнительного образования детей и областной комитет охраны окружающей среды. Местом проведения стал Игуменский парк (бывшая станция юннатов).

- За многие годы здесь создан уникальный учебно-исследовательский полигон для изучения лесной экологии и учебно-естественных исследований, - рассказывает Нина Николаевна. - К образовательному процессу мы привлекаем преподавателей вузов, специалистов трех департаментов. Но обучение в «зеленых» классах совсем не похоже на то, что происходит в школе. «Услышал – увидел – потрогал» – вот девиз юных экологов и лесников. К тому же преподаватели вузов рассказывают то, что ни в одном учебнике не прочитаешь. Для самых дотошных есть и специальные методические разработки. Экскурсии в Музей леса, в  Биологический институт ТГУ на кафедры минералогии, беспозвоночных животных, экологического менеджмента детям помогают не только получить новые знания, но и сориентироваться в будущей профессии. 

С некоторыми юными друзьями природы Нина Курасова была знакома заочно, как с участниками областных и всероссийских олимпиад, но большинство знала в лицо и по имени, так как они уже не первый раз участвуют в профильных сменах. В региональном лагере собираются лучшие из лучших.  И каждый из них показывает свой уровень знаний, практических навыков в области экологии. Как правило, демонстрируют эти умения не столько на занятиях, сколько на конкурсах, которые венчают профильную смену и являются подготовкой к всероссийским конкурсам. 

В этом году друзья природы участвовали в трех  конкурсах: юных лесников, экологов и  учебно-исследовательских проектов по экологии. Лесники грамотно действовали в смоделированной ситуации пожара. Лекции экспертов из департамента леса о лесопользовании, охране лесов от пожаров и о лесовосстановлении были творчески осмыслены школьниками. Отряд экологов тоже проявил максимум творчества в ответах на вопросы экспертов. Отряд «научных исследователей» от своих сверстников отличался только цветом бандан и умением оформить идею в исследовательский проект. По словам Нины Курасовой, проекты ребят сочетали фантазию и реальность - например, как создать рекреационную зону около озера в Кожевниковском районе. 

- Кроме индивидуальных занятий, были и коллективные дела - фотокросс, экодискотека,  боулинг.  Ребята все время были вместе, и этот момент социализации очень важен, - считает Нина Курасова. 

 

Как  спецназ

 мамонтов добывал

- Существует две точки зрения на  экологическое воспитание. «Негативная»: показывать свалки, говорить, что пьем плохую воду, дышим плохим воздухом. И «позитивная»: предъявлять красоту природы. Говоря, что «все плохо», мы лишаем возможности действовать. Экологический позитивизм должен присутствовать в воспитании, - убеждена профессор ТГАСУ, ведущий эколог Облкомприроды Ольга Лукашевич.  

Таким позитивизмом был пронизан каждый день пребывания в палаточном лагере «Эколог», который уже  в 24-й раз организовал Дом детства и юношества  «Кедр» в Ларинском заказнике.

Необычайная красота места – это первое, что поражает всякого, кто впервые оказывается там. Ландшафтные перепады: горы и луга, река Тугояковка с прозрачной водой, прозрачной настолько, что видно дно даже на большой глубине, и смешанный лес  вызывают восторг. Второе удивление – абсолютный порядок на территории лагеря. «Мы не могли найти даже пластиковой бутылки, которая бы просто валялась где-нибудь под кустом или около палатки, - с нескрываемым восторгом рассказывают  Галима Мударисова и Ольга Лукашевич. - Даже урны ребята устроили «экологически прозрачные» - мешок на трех колышках».

К слову, эта прозрачность помогла выполнить проект «по мусору»:  когда ребята проводили «аудит», то легко посчитали процент пластиковых, бумажных, пищевых отходов. И сделали предложение, как уменьшить количество мусора. Этот, на первый взгляд, неблагородный проект заставил ребят мыслить в государственном масштабе. Во-первых, в результате соцопроса экологи убедили своих коллег соблюдать все правила по сбору мусора и уменьшить его количество. Во-вторых, поход к свалке с. Батурино, в буферную зону Ларинского заказника, побудил школьников обратиться с открытым письмом в департамент природных ресурсов и окружающей среды. Более того, дети думают, а не направить ли письмо с предложением срочно изыскать средства для создания полигона ТБО (твердых бытовых отходов) в с. Батурино губернатору области? 

- Это называется экологическое право, - комментирует Ольга Лукашевич. - Выработка гражданской позиции. От детей просто так не отмахнешься, не спрячешь письмо под сукно. Обращение юных экологов может иметь огромный резонанс. 

 Экошкола на Ларинской поляне работала три дня. Каждый отряд от птицы Кедровки получал задание. Кто-то изучал химический состав реки Тугояковки и с цифрами в руках потом подтвердил, что она - самая чистая в области. Кто-то описывал участок леса, который был заражен вредителями, а потом составил отчет, почему пихта плачет. Самые маленькие, от 7 до 10 лет, члены «палаточной» семьи на время стали фотоботодетективами и разыскивали в окрестностях (по фотографиям) растения, которые произрастают в этой местности,  обнаружили даже краснокнижный пузырник ломкий из семейства папоротниковых, который произрастает на территории Томской области только на скале в Ларинском заказнике.  Другая младшая группа занималась проектом «Томск - кедровая столица» и в конце представила сказку о кедре. 

- Ребята сделали и практический вклад, - рассказывает Галима Мударисова. - Одна группа изучала животных, которые обитают в Ларинском заказнике. Ребята ходили смотреть погрызы бобров, норки зимородков в береговых склонах. И на второй день  сделали кормушку для косуль, которые занесены в Красную книгу Томской области.  

 Завершилась экошкола игрой «Заповедник мамонтов». Несмотря на развлекательность, ситуация смоделирована была экологическая: из заповедника сбежали мамонты, их надо было вернуть. В качестве отряда экологического спецназа выступили все ребята, а вожатые играли «мамонтов». «Спецназ» проявлял чудеса изобретательности, чтобы найти шифр и получить волшебную полочку. Шифром оказались слова «кедровая шишка». Веселое задание надо было исполнять, строго соблюдая экологические законы. 

- Наша школьная система страдает эмоциональной сухостью, - считают руководители экошколы.  - Так как сейчас делается упор на рациональное познание. Модные темы докторских диссертаций о «карьерном росте» детей, их конкурентоспособности - проявление американизации российского образования. А это неправильно. Такой подход ведет к тому, что дети становятся индивидуалистами и не могут работать в команде. Все наши задания были направлены на то, чтобы ребята почувствовали ответственность друг за друга. Мы хотели, чтобы они и природу воспринимали эмоционально. Это была сверхзадача, с которой все справились  на «отлично».

Татьяна ВЕСНИНА. 


комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б