Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

03 02 2014Выходной

Оправдание Малевича

К каждой женщине он обращается исключительно «любимая», и никак иначе. Это отличительное свойство мужчин, рожденных на Кавказе, - восхищаться женщиной. И особенность художника - в каждой женщине видеть мадонну и музу одновременно. Образ женщины - главный в творчестве        Асланяна. Ведь недаром он носит имя Рафаэль.

«Красота матери
в ее несовершенстве…»
На персональной выставке в областном художественном музее в ноябре минувшего года зрители познакомились с двумя новыми ипостасями Музы. На одной картине - полнотелая молодая женщина играет на флейте, рядом с ней девочка и кошка. От них исходят умиротворение и теплота домашнего уюта.
На другой - стройная девушка, с запрокинутыми за голову руками, готовая вскочить немедленно и побежать, затанцевать, закружить, зацеловать  до изнеможения (как пишется в анкетах, нужное подчеркнуть). Упругое девичье тело излучает радость и любовь. Художник использовал белый цвет, чтобы подчеркнуть чистоту и невинность юного создания.
Тот же цвет (но уже с другим значением) работает на тему обожествления красоты в картине «Материнство», где к маме прижались двое ребятишек, а сама она беременна третьим. Женщину нельзя назвать красивой, но от нее исходят любовь и доброта.
Мать дает жизнь. Муза вдохновляет. Художник воплощает. Святая троица Творчества.
Муза у Рафаэля Асланяна, как и полагается этой служительнице искусств, музыкальна и артистична. На  его полотнах муза-мадонна либо сама музицирует, либо находится в окружении актеров, циркачей, танцоров, музыкантов. Она сама - воплощение музыки и танца. В танце признаются в любви, кокетничают под звуки виолончели. Власти музыки и танца подчинены все участники встречи на картине «Теща пришла».
- Я и свою профессию через музыку раскрываю, - поясняет главный мотив творчества Рафо Асланян. - И людей через музыку чувствую. Любой ребенок - это музыкальный инструмент. Допустим - скрипка. Пока ты ее не берешь в руки, она не будет играть. Вам нравятся «Грачи прилетели» Саврасова? Я влюблен в эту картину. А «Березовая роща» Куинджи! Как он делал эту работу, сколько он вкладывал красоты! Надо детям рассказывать об этом. Но порой не ребенка надо учить, а у него учиться, как чувствовать цвет, как передавать сюжет.
В работах самого Асланяна любовь уживается с иронией,  восхищение соседствует с насмешкой.
«Отдых на пляже» - на первом плане женские ноги, линия бедра, как борт лодки, рассекает пространство, негой, зноем и мягким юмором  наполнена эта картина. Ирония звучит в сюжетной композиции «Жениться хочу»: сын привел избранницу к маме на смотрины, вся его нелепая фигура выражает неуверенность и страх. И по контрасту с этой юмористической сценкой - «Танец любви», его исполняют белая лошадь и вороной конь, они прописаны в несвойственной для Асланяна манере, так подробно, точно, как у Брюллова. Эта пара - воплощение красоты и любви.

«Ты должен делиться
всем, что у тебя есть…»
- Я осуждаю себя, что мало работаю. Мог бы больше, - внезапно признается Рафаэль Егорович.
Такое признание обескураживает. В памяти сразу всплывает его персональная выставка. Из 55 произведений, что демонстрировались в двух залах (еще около ста просто не вошли), большинство датированы 2012 и 2013 годами. Это ли не доказательство невероятной работоспособности?!
- Единственное, что меня успокаивает, - работаю больше других, - выдержав театральную паузу, добавляет мастер. Глаза его смеются. -  Почему я об этом так уверенно говорю? Это признали сами томичи, включив меня в десятку лучших деятелей искусства и культуры города.
Факт признания Асланяна самым любимым живописцем разных поколений горожан был зафиксирован на персональной выставке. На открытии гостей было во много раз больше, чем картин. Церемония произнесения благодарностей, поздравлений, подношения цветов и подарков растянулась на добрые два часа. Искусствоведы и художники говорили, что Рафаэль Егорович – художник, всегда вызывающий интерес у публики, меняющийся, экспериментирующий с фактурой холста, техникой и колоритом. Обращали внимание на влияние  национальной армянской живописи, древнерусской иконописи и западных течений середины XIX – начала XX веков. Друзья признавались в любви и уважении и утверждали, что за три пятилетки, что работает Асланян  в Томске, он стал сибиряком и неотъемлемой частью томского культурного пейзажа.
- Неважно, ЧТО ты пишешь, важно,  КАК напишешь, - Рафаэль Егорович озвучивает один из главных принципов своего творчества. - Скоро у меня будет мастер-класс по натюрморту, и моя задача – объяснить ученикам на примере натюрморта, что такое многофигурная композиция. Современные художники боятся ее. Напрасно. Сначала я пишу обычный натюрморт на холсте, а потом показываю «фокус»: над бутылкой делаю голову с наклоном в любую сторону, потом появляются руки. Чуть ниже разместился кувшинчик. Это бабушка, которая сидит и вяжет. Она «собрана» уже в «кувшинчик». Рядом еще один предмет-человек. И я всех их размещаю в одном пространстве – во дворе, и возникает настроение, атмосфера, потому что я все предметы одушевляю…
 
«Не пишу по-армянски, но
смотрю на мир по-армянски»
Его «Натюрморт с фруктами и тюльпанами» - действительно не «мертвая натура», а сюжетная композиция на тему «солнечный день в горном селении Армении», где каждый предмет, как дом, который стоит уступом друг к другу, а на самой вершине - кувшин с кистями, и цветы и фрукты - жители этой деревни. «Натюрморт с иконой» - зашифрованный рассказ о своей молодости и одновременно признание любви Армении. 
На иконе лика не видно, но перед ней гранат – дар любви, символ бессмертия и воскрешения,  древневосточная эмблема солнца, кавказская модель мира. Рядом  вино и груша. С одной стороны, христианские мотивы, а с другой - гранат и вино - традиционные атрибуты армянской жизни и живописи.
Но самая армянская картина - не пейзаж с домиком в горах, а «Солнце моего детства»  - клоун-трубач едет на ослике, а ребенок зачарованно слушает музыку. И столько в ней южного солнечного света, радости и восторга, что ты чувствуешь себя ребенком.
- Воспоминания о детстве – всегда самые яркие. Если человек не помнит детство  - неполноценный человек или с душевной травмой, - говорит Рафаэль Егорович. - Я себя помню с полутора лет. Помню соседа, как он крошки хлеба мешал в растительном масле и ел.  Когда еду в Армению, иду к классику армянской литературы Аванесу Туманяну домой. Это дом-музей. И работники музея знают, что я приду в комнату с тандыром, где пекут лаваш, мне приносят стул, и я минут двадцать дышу запахом хлеба.  Этот запах до сих пор стоит там – запах костра и хлеба. Он мне напоминает мою бабушку, которая пекла хлеб, а я маленький стоял рядом и ел хрустящие краюшки.
Известный писатель Уильям Сароян, армянин по происхождению, как-то признался, что он не пишет по-армянски, но смотрит на мир по-армянски. То же можно сказать и о Рафо Асланяне.

«Хорошее не гибнет…»
Асланян в юности начинал как скульптор, керамист. В 1967 году получил первую премию по скульптуре на республиканском конкурсе в Ереване. Когда поступил в Ереванскую художественно-театральную академию (1971-1976), его учителем стал народный художник Армянской ССР Саркис Мурадян – ученик великого Мартироса Сарьяна. А позже увлекся иконописью, которую считает основой основ. В зрелом возрасте Рафаэль Асланян участвовал в росписи православного храма в Казани.
Самое масштабное полотно на минувшей  выставке - «Начало» - выбивалось из контекста. Тема Христа, веры и безверия, ученичества и предательства  воплощена в сложной многофигурной композиции. И хотя работа еще не завершена, но от нее уже исходит энергия мудрости. А незавершенность работы подчеркивает неостановимый процесс творения.
- В любом деле важен фундамент.  Есть фундамент, можно возводить любые стены, делать любой формы крышу. Крепкий фундамент - дом не рухнет. Не все современные художники понимают эти азбучные истины. Сейчас есть такое понятие в моде, которое освобождает от ответственности: «У меня «изм». У меня такое виденье мира». И этим ограничивают себя. Но профессионального художника одурачить этими «измами» невозможно. Я могу принять «свое виденье мира», если оно сделано профессионально. Однажды в моей мастерской народный артист Владимир Варенцов спорил с известным художником из Красноярска Юрием Заварзовым о «Черном квадрате» Малевича. Я работал, но слушал их спор. А потом вмешался, чтобы прекратить эти бесконечные препирательства. Что такое «Черный квадрат»? Это не произведение живописи. Это графика, более того, это плакат, который исполнен одной краской - черной. «Черный квадрат» - плакат в стиле минимализма. Имеет ли ценность «Черный квадрат»? Да. Так считаю.
…На открытие выставки пришли актеры, с которыми художник дружит много лет. Пришли художники, которые раньше не принимали творчество Асланяна, а сейчас гордятся дружбой с ним. Но больше всех было его учеников. И те, кого он учил в колледже культуры, и кого учит на факультете культуры и искусств ТГПУ.  Не смогли приехать только те, кто сейчас учится в Санкт-Петербурге. Но они навестили своего учителя в дни зимних каникул.
Один любопытный факт: до приезда Асланяна в Томск никто из молодых художников, окончивших Томский колледж культуры, не поступил в Академию художеств им. Репина. Сейчас там учатся  девять человек, образовалась целая томская группа. На форуме ТГПУ профессору  Рафаэлю Асланяну студенты поставили самые высокие баллы за «способность донести материал», «чувство юмора», «увлекательность предмета», «практическую пользу предмета». И оставили отзыв: «Это чудесный Человек, Художник и Педагог».
- Почему, когда слушаем французскую, итальянскую песню, мы наслаждаемся? Хотя слов не знаем и не понимаем, о чем поется в песне. Гармония музыки покоряет нашу душу. Так и художник предлагает зрителю непонятный язык, но если человек почувствовал гармонию, если картина отозвалась в нем, зазвучала, то диалог состоялся.
Татьяна ВЕСНИНА.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б