Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

24 06 2013Выходной

Открыть простор воображению

Как получать удовольствие от знакомства с произведениями изобразительного искусства? Как проникнуть в замысел автора? Как «расшифровать» тайные знаки, которые художник оставил зрителю на полотне? Окруженные с детства наставлениями, по большей части запретительными («руками не трогать», «не влезай – убьет»), мы не знаем, как вести себя в небанальных ситуациях. Например, в залах музея. Просто скользить взглядом по изображению, улавливая в общих чертах сюжет, жанр и колорит? Хорошо, если рядом экскурсовод, он подскажет. А если один на один с картиной?


Нужен проводник, наставник, который даст умному зрителю в руки инструменты, снабдит сведениями, настроит его зрение определенным образом, чтобы заметить подробности и открыть простор воображению. Он научит не только обращать внимание на детали, но и любоваться ими. Как говорил Владимир Набоков, стылый свет обобщений хорош только после того, как при солнечном свете собраны все мелочи. В процессе сотворчества с самим зрителем, исподволь, помимо его воли, начинают происходить перемены. Возможно, такие, какие пережил герой очерка Глеба Успенского «Выпрямила». Был «скомканной перчаткой», постоял у Венеры Милосской - и распрямилась его душа. И,  что самое важное,  даже воспоминание о встрече с шедевром  распрямило душу. 

Такую возможность новой встречи с шедеврами, даже не в стенах музея, дарит альбом «Искусство XVI -  начала XX веков. Собрание Томского областного художественного музея». Богато иллюстрированный, с подробными комментариями, с историей картин, которые увлекательны, как детектив, он адресован широкой публике. И тем, кто много раз бывал в музее и прекрасно знает, что в первом зале постоянной экспозиции их ждет встреча с очень известной картиной фламандца Давида Тенирса Младшего «Жертвоприношение Авраама», и что солнечный луч на портреты супругов Мазуриных кисти великого портретиста Тропинина падает справа. И тем, кто идет в музей на свидание с «Хан-Алтаем» Гуркина и «Иерусалимом» Поленова, с «Портретом А.А. Касьянова» кисти Серова, и  «Севастопольским базаром» Коровина. И тем, кто решит начать знакомство  с Томском с музеев и конкретно: с ТОХМа. Тогда, кроме удивления, сколько же произведений знаменитых живописцев и скульпторов хранится в одном месте, он узнает и тайну этого места.  

Тайны начинаются с порога. О здании, которое было  построено в 1905 году (начали строить в 1901) по проекту известного томского архитектора Константина Лыгина для томской купчихи второй гильдии Наталии Ивановны Орловой, ходят легенды. Рассказывают о привидениях. Но и реальная история этого федерального памятника архитектуры весьма любопытна. Через пять лет после «приема здания в эксплуатацию» Орлова первый этаж сдала в аренду редакции газеты  «Сибирское слово», здесь же располагалась типография, а верхние этажи с 1905-го занимало Управление железной дороги, с библиотекой, с больницей и родильным отделением. В 1982 году все три этажа лыгинского шедевра обком КПСС, который здесь был хозяином несколько десятилетий, передал тогда еще молодому художественному музею. Сегодня, входя под его своды, мы готовимся к встрече с новыми тайнами. 

О некоторых секретах сотрудники музея рассказали прямо на презентации альбома, которая случилась на днях. Главный – где взяли деньги на такое роскошное издание, которое по дизайнерскому решению, по полиграфическому исполнению, по научно-познавательному содержанию не уступает изданиям крупнейших музеев России, - раскрыла директор художественного музея Ирина Ярославцева. Секрет прост: если вы умеете работать с инвесторами и у вас  профессиональный коллектив, который может все - и коллекции исследовать, и дизайн-макеты создавать, и верстку осуществлять, и корректурой заниматься. К слову, верстку, дизайн и корректуру взяла на себя Наталья Потехина. Два томских фотографа Алексей Почеревный и Михаил Уразов потратили немало часов, снимая каждый шедевр, добиваясь точной цветопередачи. 

- Музей только в мечтах грезил о таком издании, -  призналась  Ирина Викторовна.

В результате совместных усилий издание вышло подарочным во всех смыслах. Одна обложка чего стоит! Она сделана будто холст:  кажется, держишь в руках не толстый фолиант, а картину. Если точнее, то пейзаж Николая Маковского «Вид города» (1884) - именно он воспроизведен на обложке. Оказывается, среди авторского коллектива было много споров, какой сюжет, чью работу делать «лицом» альбома. Городской пейзаж Николая Егоровича Маковского, потомственного живописца, сына основателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества, одного из учредителей Товарищества передвижников, получил большинство голосов и в силу жанровой своей природы, роднящий город архитектора Маковского с Томском архитектора Лыгина, и в силу своей биографии (картина поступила в Томск в 1929 году из Государственного московского фонда через Третьяковскую галерею), и в силу колористического решения.

Тексты, которыми сопровождаются иллюстрации произведений, тоже приоткрывают завесу тайной жизни полотен. Да-да, именно тайной. Картина оживает в тот момент, когда на нее смотрят, а до этого и после у нее своя, интимная, жизнь, о которой знает узкий круг посвященных – хранители, реставраторы, искусствоведы. Но даже специалистов, кто живет рядом с тайной уже более 30 лет и профессионально погружен в изобразительное искусство, некоторые работы могут удивить и заинтриговать. И тогда начинается кропотливый, трудоемкий, но увлекательный и плодотворный поиск. Об удивительных и драгоценных открытиях, когда сотрудники музея – Лилия  Овчинникова, Инна Тюрина, Ирина Евтихиева, Ирина Проваленок – устанавливали авторство, дату, историю создания произведения, возвращали ему первоначальное название, о спасенных реставраторами шедеврах – обо всех этих почти детективных историях языком строгого научного факта рассказывают комментарии. 

Внимательно разглядывая натюрморт, который художник И. Матейсен расположил почти на переднем плане «Школы воров», кандидат искусствоведения Лилия Овчинникова сделала предположение, что автор принадлежит бельгийской школе. Она также предположила, что источником вдохновения для художника послужил роман В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». Кропотливая и упорная работа в архивах подтвердила оба предположения! Сегодня полотно бельгийца заняло достойное место в основной экспозиции. Но в 1993 году, когда составлялся первый каталог собрания западноевропейской живописи областного художественного музея,  рядом с указанием «бельгийская школа» стоял знак вопроса. Следует заметить, что «Школа воров» И. Матейсена – единственно известное в музеях мира полотно этого мастера.

Своими художественными достоинствами заметно выделяется «Портрет Екатерины II», разгадка авторства которого может принести в будущем много открытий. Это самый совершенный по уровню мастерства в ряду портретов XVIII века в собрании музея. Над атрибуцией авторства работало несколько научных сотрудников, в том числе и Инна Тюрина. Ей тоже принадлежат несколько «открытий». Почти 70 лет своего пребывания в Томске живописное полотно замечательного русского пейзажиста М.К. Клодта существовало под условным названием «Пейзаж» и приписывалось кисти неизвестного немецкого художника второй половины XIX века. Разгадать тайну удалось в 1996 году. Занимаясь научным описанием небольшого этюда М.К. Клодта, Тюрина обнаружила в справочной литературе воспроизведение картины «Вид на острове Валааме» Клодта 1857 года, абсолютно идентичной «Пейзажу». Дальнейшие исследования вернули картине ее славную историю и автора. «Но до конца тайна пейзажа Клодта не разгадана, - предупреждает Инна Петровна. - На международном художественном рынке стали появляться полотна художника с этим сюжетом под другими названиями».

- Часто на экскурсиях меня спрашивают: скажите, как научиться отличать XV век от XVI, а XVI от XVII? У вас это так легко получается… Раскройте  секрет, и мы будем отличать. Ну что ж, раскрою, - иронично заинтриговала Ирина Евтихиева свидетелей презентации. –  На примере двух ликов Владимирской Богоматери. На иконе XVI века мы видим мягкую, плавную карнацию – наложение охры, так называемое «вохрение». Такие мягкие тональные переходы характерны для московской иконописной школы. Изысканность, «певучесть» силуэтов – это тоже знаки абсолютно московской школы. А на другой Владимирской Богоматери из так называемых «украшенных списков», которая датируется приблизительно 1660-1670 годами, мы видим совсем другую живопись. Какие резкие карнационные переходы! Какой резкий, почти жесткий, переход от вохрения к свету! И как много золота, причем самого разного – сусального и твореного, оно занимает три четвертых площади иконы. Золото – символ божества. Я считаю, обе иконы, вошедшие в альбом, составили бы честь любому музею, даже знаменитому музею Андрея Рублева. 

Секреты коллекции декоративно-прикладного искусства, о которых поведала Ирина Проваленок, напрямую связаны с формированием этой коллекции музея. Из областного краеведческого музея в 1982 году в создаваемый художественный было передано 250 разрозненных экспонатов, и не было того, что называют «ядром коллекции». Таким ядром стала коллекция художественного стекла, и его формировали уже сотрудники ТОХМа, работая напрямую с художниками или закупая в фондах. Ирина Геннадьевна рассказала о тайном «рецепте» декорирования вазы, которую изготовили на Императорском стекольном заводе в 1850 году.  

Художественный альбом «Искусство XVI -  начала XX веков» по общему признанию - подарок для широкой аудитории. Подарок для именитых гостей. Как заметил Алексей Пушкаренко, начальник департамента по высшему профессиональному образованию,  многие высокопоставленные гости имеют тонкий вкус и по достоинству оценят альбом. О том, что посетители из других городов проявляют глубокие познания в живописи, подтвердила и Инна Тюрина, которая водила экскурсии для министров, инспекторов и других особо важных персон. А Елена Сидорова, директор художественной школы Северска, призналась, что раньше возила в подарок своим друзьям «Деревянную архитектуру Томска», а теперь будет дарить альбом Томского художественного музея. 

…Напрасно «старики-разбойники», Евстигнеев и Никулин, воровали картину из музея.  Лучше уносить впечатления – и легче, и не криминально. А еще лучше – приобрести альбом. Для расплавления души.

Татьяна ВЕСНИНА.


комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 
htdioe
LfGDf6 <a href=\"http://hejpmwoxjemf.com/\">hejpmwoxjemf</a>, [url=http://znmmovrfflzl.com/]znmmovrfflzl[/url], [link=http://iycalawsdntg.com/]iycalawsdntg[/link], http://gvozqlumbstm.com/
qxccxpeias
AScgr1 <a href=\"http://cxtcdaikibah.com/\">cxtcdaikibah</a>, [url=http://uzujzquixdci.com/]uzujzquixdci[/url], [link=http://zvxaxljonrxk.com/]zvxaxljonrxk[/link], http://ymkdiyipmvtn.com/

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б