Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

14 09 2021Красное Знамя

Из поколения первых

Путь Рафика  Бикбавова от мастера до генерального директора

 

Истории успеха профессионалов всегда будут привлекать внимание современников. Потому что их опыт не описан в книгах. Тем значимее для  нас их воспоминания.
Томская область в 1970-1980-е годы из отсталого региона, который обошла индустриализация, становилась регионом – лидером страны. И невозможно представить, что когда-то  предшественник Егора Кузьмича Лигачева мечтал ликвидировать нашу область, объединив ее с Новосибирской.
Вспоминает Николай Кириллов, возглавлявший  в то время отдел по науке Томского обкома КПСС: - Лигачев  четко понимал, что если сделать ставку на нефтегазовый комплекс, как основное звено развития, он вытащит всю цепь. Развивать по убеждению  нужно было все комплексно. Именно тогда заново были созданы крупные строительные организации, предприятия индустрии с крупными проектными институтами. На заводах полным ходом шла реконструкция. В Томске, Стрежевом, Северске возводились новые дома  и жилые кварталы.  На то время пришлось строительство Томского нефтехимического комбината, газопровода Нижневартовск - Парабель - Кузбасс и нефтепровода Александровское - Анжеро - Судженск.

Звездный час в Стрежевом
 Такие времена неизбежно формируют людей, особый тип руководителей, которые не боятся трудностей и с чистого листа создают новое. Иначе невозможно, когда все вокруг поражено «вирусом созидания». Это время подвижников, которым суждено вершить славные дела. Один из  них - Рафик Бикбавов, выпускник Томского политехнического. Он был распределен в институт интроскопии. Но нужно было зарабатывать квартиру. Друзья посоветовали обратиться в Дирекцию строящихся нефтепроводов в Томске. Решение о строительстве магистрали Александровское - Анжеро-Судженск было принято в 1971 году. Стройка началась и должна была закончиться в кратчайшие сроки – за полтора года. Бикбавов, посоветовавшись с женой Лидией, педагогом, решил уехать на север:  в Стрежевом дали жилье. Правда,  в неоштукатуренном деревянном доме,  с туалетом на улице. Центральное отопление было слабым: спасали шубы и валенки. Так  встречали Рафика Ахметовича жена  с маленькой дочкой, когда он возвращался на вертолете в Стрежевой с Центрального  товарного парка, который находился в двадцати пяти километрах от города. Дороги не было: только вертолетом можно было преодолеть  это мизерное по современным меркам расстояние.  Рафик Ахметович работал  мастером,  обслуживал линейную автоматику, от которой зависела безаварийная работа насосной станции на  нефтепроводе Александровское – Нижневартовск протяженностью 78 километров. Нефтепровод Александровское – Анжеро-Судженск продолжал строиться в тяжелейших условиях бездорожья, в непроходимых болотах. Магистраль пересекала  более ста рек.  В намеченные сроки, в апреле 1972 года, он был запущен в эксплуатацию. 
Бикбавову, несмотря на отсутствие опыта, хватало знаний, полученных в Томском политехническом. Он сравнивал себя со специалистами, которые приезжали для обслуживания нефтепровода из Татарии с опытом работы на нефтепроводе «Дружба». Многие из тех, кто приезжал  на три года, оставались на всю жизнь. Сибирь покоряла своей романтикой, слаженной работой совсем молодых нефтяников и их наставников, больших профессионалов - Георгия Самуиловича Арнапольского, Ивана Михайловича Марухина – его непосредственных руководителей, которые научили многому.
– Из-за сжатых сроков строительства нового нефтепровода было  много  брака, недоделок, – вспоминает Рафик Ахметович. - Например, не было камер приема и запуска очистных устройств, вдольтрассовых линий электропередачи, был выявлен строительный  брак.  Приходилось создавать недостающие элементы магистрали. Например, была построена основная насосная станция, а подпорная станция, которая должна была брать нефть из резервуарного парка и направлять ее  на основную насосную станцию, - отсутствовала. И тогда мы приняли решение собственными силами построить временную станцию с помощью одиннадцати насосов. Помогали строители, нефтяники. За год благодаря этой станции мы  перекачали восемь миллионов тонн нефти. Работали напряженно, без выходных. Бывало, подолгу не удавалось повидаться с близкими.
Тем временем аварии на запущенном в эксплуатацию нефтепроводе буквально преследовали нефтяников. То обнаружены разливы нефти, о которых сообщали вертолетчики или рыбаки, то труба всплывет на реке. Владимир Мангазеев, в то время второй секретарь Стрежевского горкома партии, вспоминает, как однажды на одной из аварий был поражен тем, что Бикбавов контролировал ход сварочных работ, стоя на трубе, рискуя упасть с огромной высоты. Оказывается, полость трубы в те времена  перекрывалась так называемым глиняным тампоном, что было очень опасно. Этот тампон мог взорваться в любой момент, сварщики всегда с опасением приступали к работе, и Бикбавов поддерживал их моральный дух, находясь рядом. Уже тогда Мангазеев открыл для себя  незаурядного, напористого руководителя.
В середине 1970-х  Рафик Ахметович закончил курсы повышения квалификации в двух ведущих   вузах по подготовке нефтяников - в Уфимском и в столичном Губкинском. Тогда, после  учебы, спустя двенадцать лет работы на севере, следующей  ступенью в карьерной лестнице стала должность главного инженера Александровского нефтепроводного управления. В 1988 году он возглавил это подразделение УМНЦС.
 Через год Мангазеев предложил Бикбавову баллотироваться на должность генерального директора Управления магистральных нефтепроводов Центральной Сибири. К тому же Рафик Ахметович был уже дипломированным выпускником Академии народного хозяйства Совета Министров. В те годы  было принято  демократическим путем выбирать руководителя. Делегаты конференции от трехтысячного коллектива отдали свои голоса Рафику Ахметовичу, для которого начался новый этап в жизни.

От мечты до воплощения
Покинув в юности студенческий вузовский Томск, Бикбавов всегда оставался в душе исследователем. Неразрешимой проблемой в его «нефтяной биографии» были электроприводы Тульского завода. С их помощью закрывались задвижки на трубе, когда нужно было регулировать наполнение  резервуаров  или самой трубы нефтью. Действующие на нефтепроводе – тульского производства – имели много недостатков. Не покидала мечта о новых, надежных…
- Как правило, поздно вечером или ночью, или в выходные дни случались такие ситуации, - вспоминает Рафик Ахметович. - Пора закрывать задвижку, а электропривод не срабатывает: закрыть ее невозможно. Зимой в электроприводы попадала влага, так как они были негерметичные, да к тому же очень тяжелые - шестьсот килограммов. Ремонтировать их приходилось в тяжелых полевых условиях.
Мечту   о новых электроприводах помог воплотить в жизнь случай. Однажды на выставке оборудования для промышленных предприятий Рафик Ахметович  увидел чертеж  электропривода на ватмане. Его представляли бывшие работники приборного завода Борис Хохряков с товарищами. Как выяснилось, после аварии на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) запретило использование злополучных электроприводов тульского производства на объектах атомной энергетики. Министерство машиностроения поручило разработать электропривод  Томскому приборному заводу, который переживал не лучшие времена, точнее - последние дни.  Рафик Ахметович  вместе с главным инженером назначил ребятам встречу.  Обсудили  будущий электропривод с учетом его герметичности, надежности, возможностью дистанционного управления. Дальнейшим шагом стало создание Бикбавовым специального конструкторского бюро. Работа закипела. Первые образцы были  далеки от идеала, но основные пути уже обозначены. Нужно было получить хорошие станки, обеспечивающие  высокую точность изготовления продукции. Рафик Ахметович неоднократно общался со своим непосредственным руководителем – президентом «Транснефти» Семеном  Вайнштоком - и убедил его, что  томичи  смогут обеспечить электроприводами всю отрасль. В Томск отправились эксперты «Транснефти» и после детального ознакомления с  проектом дали  ему высокую оценку. И вот уже  станки для будущего производства  едут в Томск. Объем задач давно перешагнул стены конструкторского бюро. Рождался Томский завод  электроприводов, первым директором которого был назначен в прошлом работник приборного завода  Виктор Васильев. И закипела работа. На всех нефтепроводах «Транснефти» сегодня  установлены  томские электроприводы, причем  для самого широкого спектра запорной арматуры. Ее выпускают сотни работников, среди которых специалисты высочайшего уровня. Рафик Ахметович перевернул эту счастливую страницу своей жизни. Его мечта сбылась.

Социальной важности
Пройдя путь от мастера до генерального директора, Бикбавов был убежден, что если хочешь стать хорошим специалистом, нужно знать все этапы  работы на производстве.
-  После окончания  Томского политехнического я распределился в Александровский район, на нефтепровод, - вспоминает Анатолий  Иванов, управляющий делами администрации области. - Рафик Ахметович предложил мне должность электромонтера. Мы вместе составляли мой производственный план. Я работал в двадцати пяти километрах от Стрежевого на ЦТП, и Бикбавов, приезжая туда, всегда находил меня, вникал в мою работу и определял дальнейшие задачи.  Так я продолжал овладевать практическими знаниями. Стал   дежурным инженером смены, инженером. Позже работал в комсомольской, партийной организациях, в профсоюзе. И всегда, всю жизнь с благодарностью вспоминаю Рафика Ахметовича – этого великого организатора.
Ежегодно, будучи уже генеральным директором, он отправлялся на трассу вместе со своим заместителем Русланом Келеговым.
- Мы доезжали до самых удаленных уголков, на Игольско-Таловское месторождение, где рабочие жили в вагончиках, - рассказывает Руслан Юсупович. - Здоровался с людьми на трассе, знал их всех по именам и кто чем живет, какие трудности. Причем, это были не дежурные разговоры, а искреннее участие, помощь. Люди не боялись быть открытыми, рассказывали о своих проблемах, и Бикбавов все записывал в блокнот. Позже возвращался к этим записям, пока все не решит. Он умеет быть и внимательным, и требовательным одновременно. Это уникальный профессионал высочайшего уровня. Я работал с девятью генеральными директорами, и мне есть с кем сравнить.
1992-1993 годы были временем тотального дефицита, большие трудности с продовольствием. И Бикбавов рискнул создать свою ферму, открыть колбасный цех. В Парабели  вместе с администрацией организовал производство кирпича, чтобы помогать своим работникам строить жилье в Парабели, Каргаске и  Молчанове.
В  нашей беседе юбиляр  постоянно называл имена  людей, с которыми свела его судьба. Каждый из них помогал становиться ему профессионалом. Таким был Александр  Поморов, который тонко чувствовал науку и мечтал, как и Бикбавов, о самых современных технологиях на нефтепроводе. С нескрываемым восхищением вспоминает и секретаря Стрежевского горкома партии Виктора Ильича Зоркальцева.
В 1999 году по одномандатному округу от Томской области в Государственную Думу РФ баллотировался Егор Кузьмич Лигачев. К началу избирательной кампании он пережил  политическую  опалу. Но Бикбавов поддержал кандидата. И томичи, отдавая должное заслугам бывшего  руководителя региона, избрали его депутатом. По сей день Лигачев  остается для Бикбавова  глыбой, руководителем ярким, мощным.
– Здесь, в Томске, был звездный час Лигачева. Как же его можно не уважать, – говорит Рафик Ахметович.
– А ваш звездный час  где пробил? – спрашиваю  юбиляра.
– В Стрежевом. Это были трудные восемнадцать лет жизни. Но мы были молодыми и не боялись трудностей. Столько всего было сделано!
В свои восемьдесят лет  он активно участвует в онлайн-конференциях, которые проводит профессор Кириллов, читает  любимые на протяжении десятков лет  газеты «Красное знамя», «Аргументы и факты» и «Новую газету». Смотрит канал «Культура» или спортивные передачи.  Много ходит пешком, плавает в  бассейне. Сын Марат и дочь Светлана – выпускники ТГУ. Дочь  пошла по стопам матери, закончила ТГУ, филолог. Марат работает экономистом в Уфе, в системе нефтепроводов. Внучка – доктор. Три младших внука еще требуют заботы и внимания, и Рафик Ахметович теперь переживает за их успехи. А за свои достижения награжден орденом Почета, медалью «За освоение нефтегазового комплекса Западной Сибири», является Почетным нефтяником.
Елена КИРИЧЕНКО.
Редакция «Красного знамени» присоединяется к многочисленным поздравлениям юбиляру.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б