Когда в отделение реабилитации центра «Огонек» привели шестилетнего Максима, мальчик с ментальными нарушениями прятался от окружающих под столом, в коробочках или в палатке, не хотел контактировать с детьми, обедать и гулять по расписанию. Через три месяца занятий ребенка было не узнать: он активно играл с другими ребятишками, получил навыки самообслуживания и социализации. Как происходили день за днем в особенном ребенке эти перемены, как они прорастали, подобно нежному побегу из семени? Трехмесячную историю реабилитации Максима, подкрепленную видеороликами и фотографиями, воспитатель «Огонька» Татьяна Иванова представила в одном из заданий Международного конкурса имени Льва Выготского. Показав свое профессиональное мастерство, она стала победителем в номинации «Педагог».
Конкурс проходил в пятый раз, в нем приняли участие более 21 тысячи педагогов из 85 регионов России и 50 стран мира. Томичка вошла в число 150 победителей престижного педагогического конкурса.
— Даже маленький успех особенного ребенка – для нас уже победа, — говорит Татьяна Иванова, которая работает с детьми возраста от 3 до 8 лет. — Для реабилитации детей мы используем все - от простых педагогических методов и приемов и заканчивая сенсорно-интегративным подходом.
В «Огонек» на реабилитацию приходят сложные дети с тяжелыми нарушениями здоровья, в том числе с аутизмом. Сенсорно-интегративный подход, который практикуют в «Огоньке», помогает им научиться воспринимать окружающий мир более целостно. Для этого группы оснащены необходимым оборудованием.
— Например, у нас есть «чулок совы»: он сшит из эластичной ткани, ребенок в таком «чулке» обучается лучше ощущать свое тело и управлять им, у него развивается координация движений, укрепляются мышцы и связки, — рассказывает Татьяна Николаевна. — Ребенок в целом чувствует себя более комфортно и защищенно.
На стене в группе – визуальное расписание в виде передвижных картинок. На одной изображено мытье рук, на следующей – тарелка с едой. Ребенку с аутизмом понятна последовательность действий, он видит наглядно переход от одной деятельности к другой, и спокойно готовится к следующему шагу. Точно так же в расписании в своей последовательности изображены игра, прогулка, занятия. Все это помогает ребенку урегулировать поведение. Ребенок с аутизмом, как правило, всегда боится – он не понимает, что произойдет дальше. Здесь дети видят все наглядно, учатся воспринимать последовательность действий, и тревожность постепенно уходит.
В отделении реабилитации Центра социальной помощи семье и детям «Огонек» Татьяна Иванова работает три года, до этого четверть века проработала учителем начальных классов. Накопленный педагогический опыт помог победить в конкурсе. А еще педагоги центра постоянно учатся и повышают квалификацию. Недавно Татьяна Николаевна получила диплом дефектолога. Помогло и участие в конкурсе в прошлом году: к победе оно не привело, но дало богатейший опыт, знакомство с различными педагогическими технологиями и возможность по-новому взглянуть на свою работу. Вдохновили и успехи коллег – это уже третья победа томичей в конкурсе, в 2019 и 2020 годах педагоги этого же центра Наталья Макаревич и Ирина Севастьянова уже становились его победителями.
Конкурс проходил дистанционно.
- Мы постоянно изучаем опыт наших коллег, зарубежных и отечественных, и все самое действенное, что дает результат, стараемся внедрять, - говорит директор центра «Огонек» Татьяна Молькина. — В отделение реабилитации приходят дети с разными патологиями, необходимо найти подход к каждому, а для этого надо знать множество разных техник и технологий.
В «Огоньке» проходят реабилитацию дети от 3 до 18 лет. В течение учебного года на занятия, а курс составляет три месяца, приходят детсадовцы. Летом группы школьников набирают на месяц. Какие качества важны в работе с особенными детьми?
— Любовь к детям, терпение, желание помочь этим ребятишкам, — перечисляет Татьяна Иванова. — Дать им возможность развиваться, чтобы ребенок чувствовал себя хоть и маленьким, но человеком, личностью. Чтобы ему было комфортно и у нас, и дальше в его жизни.
И особенные дети в ответ раскрываются — в конце каждой «смены», как в пионерлагере, проходит творческое событие. До ограничений на него приглашали родителей, сейчас мамы и папы смотрят на успехи своих детей дистанционно. А те самые дети, которые три месяца назад хотели спрятаться и не желали контактировать, охотно участвуют в постановке, даже в главных ролях. Дети, от которых никто не ожидал, что они способны близко подойти к сверстникам, выступают наравне с другими.
Когда в «Огоньке» в гостях побывала известная актриса и кинорежиссер Наталья Бондарчук, она как раз попала на постановку сказки-мюзикла «Золушка» в отделении реабилитации, и была удивлена, что дети с аутизмом исполняли главные роли. В «Огоньке» же в этом не видят ничего удивительного: здесь используют множество подходов, приемов и технологий, развивающих особенных детей.
Гордость центра — сенсорный сад, специальное коррекционно-развивающее пространство на территории «Огонька», созданное благодаря грантовой поддержке СИБУРа и СХК. В 2020 году работа с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в сенсорном саду стала лучшей практикой в номинации «Новые возможности» на Всероссийском форуме «Вместе — ради детей!».
Сенсорный сад представляет собой несколько зон — клумбы с яркими цветами для развития зрения, для развития слуховых ощущений — зона с большим ксилофоном, по которому можно стучать, кормушки и скворечники для привлечения певчих птиц. А еще – дизайнерская беседка, где дети могут посидеть и послушать шум листвы. Есть своя зона с качелями и специальными тренажерами для развития вестибулярного аппарата. И, наконец, садовая зона с грядками и тепличкой, где летом растут более 30 видов овощей, цветов и лекарственных трав. В сенсорном саду с детьми работают логопеды, психологи, другие специалисты по своим профилям.
- С февраля здесь началась садовая терапия – дети в группах высаживают семена на рассаду. Это и трудотерапия, и развитие сенсорных систем, и навыков коммуникации – детки же сообща все делают. У них речь становится лучше, приобретаются навыки самообслуживания. Им интересно следить, как вызревают овощи: у нас же с душой каждое семечко проращивается, поэтому и урожай всегда радует.
То же самое, наверное, можно сказать и о работе педагогов с особенными детьми: плоды ее радуют, потому что в работу наряду с профессионализмом вложена душа.
Юлия КЛИМЫЧЕВА.