Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

14 04 2021Красное Знамя

БРОСОК НА ВОСТОК

Как создавалась первая глава трудовой истории Томского завода режущих инструментов


Во второй половине июля 1941 года, после воздушных налетов немецкой авиации на столицу, Государственный Комитет Обороны принял решение о частичной эвакуации ряда московских предприятий в восточные районы страны. Организацию работы возложили на Московский городской комитет КПСС и соответствующие ведомства. Однако с приближением фронта встал вопрос уже о полной эвакуации,  и осенью 1941 года из столицы и Московской области было вывезено  почти 500 промышленных предприятий союзного и республиканского подчинения. В их числе эвакуировали в Томск и завод режущих инструментов «Фрезер».

Шестнадцатого октября 1941 года работы во всех цехах завода, за исключением двух, прекратились. Предстояло решить задачу огромной сложности – эвакуировать 1528 металлорежущих станков, сырье, материалы, незавершенное производство, документацию, личный состав работников. Куда ехать, было уже известно, так как  в Томск помимо специалистов, командированных для выбора места в другие города за Уралом, был своевременно направлен начальник цеха фрезеров А.Н. Фоменко. Уроженец города, Анатолий Николаевич быстро сориентировался в обстановке и вскоре телеграфировал: «Есть казармы, конюшни военного городка на окраине Томска, на берегу Томи».
Первые эшелоны отправляли в дорогу в октябре-ноябре 1941 года в тяжелейших условиях близости фронта, в самый разгар битвы за Москву. Оборудование демонтировали в авральном режиме, станки не успевали упаковать и порой даже не укрывали. С невероятными усилиями добывали платформы и вагоны и тем не менее выполнили план эвакуации в строго установленные сроки. С эшелонами в Сибирь отправились 729 работников завода с членами семей. Отгрузили заводское имущество на сумму 28 млн 780 тысяч рублей.
Ветераны, кто проделал этот длинный путь, кто пережил суровый теплушечный быт с нарами и примитивными печками, очередями за кипятком на станциях и даже похоронами умерших, не могли забыть его до конца своих дней. И всегда в юбилейные даты завода, вспоминая те героические времена, говорили, насколько утомительно и тяжко было сидеть сутки напролет в тупиках, дрогнуть на пронизывающих насквозь холодных ветрах Барабинских степей, без конца и края маневрировать по забитым воинскими эшелонами станциям.
Между тем даже в пути эшелоны «Фрезера» настигали телеграммы с военных заводов с требованием: «Немедленно по прибытии отгружайте инструмент». Страна вела смертельную схватку с гитлеровской Германией и ее сателлитами. Инструменты нужны были как оружие и боеприпасы.
Станция Томск-I, куда прибывали эшелоны «Фрезера» с оборудованием, а затем и с людьми, находилась в нескольких километрах от бывшего военного городка, занимавшего территорию, ограниченную нынешними улицами Учебной, Вершинина, Кулева и берегом Томи. Березовая роща росла там, где сейчас размещается жилой заводской микрорайон на улицах Осипенко, Котовского и Красноармейской. Предстояло в кратчайшие сроки подготовить бывшие казармы и конюшню к размещению оборудования, а прежде всего, его доставить, перетаскивая станки на стальных листах вручную волоком. Люди при этом находили силы шутить, называя себя «вридло» - временно исполняющие обязанности лошади. Но никакие трудности не могли остановить энтузиастов в стремлении запустить завод и начать выпуск продукции, в которой так остро нуждалась страна.
Не менее важно было обустроить быт людей после перенесенных дорожных лишений. Найти каждому крышу над головой, приспособить помещение под столовую. Местные партийные и советские органы власти помогли обеспечить жильем, дали разрешение на заселение пустующих квартир, аварийных домов, подселяли на квартиры томичей, которые гостеприимно принимали семьи с детьми.
Вот что писал о тех событиях в своем очерке об экономическом и социальном развитии завода Л.Д. Будницкий: «В казармах поставили деревянные опоры, по ним такие же прогоны, подперли перекрытия, и на обоих этажах смонтировали станки. В одной из казарм организовали производство сверл, в другой – метчиков. В конюшнях поставили деревянные столбы в один или два ряда, по ним деревянные прогоны, настил и слой земли для сохранения тепла». Лев Давыдович прибыл в Томск одним из первых «фрезеровцев» - технологов и конструкторов, разрабатывавших технологические планировки будущих цехов. Он внес большой вклад в развитие и становление завода, особенно в качестве руководителя предприятия с 1962-го по 1988 годы. Его заслуги отмечены высоким званием Героя Социалистического Труда.
Монтаж вентиляции, компрессорной и трубопроводов сжатого воздуха  вели группа монтажников мастера В.А. Власова и рабочие соответствующих цехов. Они же изготавливали нестандартное оборудование и технологическую оснастку. Всеми монтажными работами руководил главный механик завода П.И. Савин, в дальнейшем директор завода, главный инженер и начальник Главинструмента Минстанкпрома СССР.
Сложнейшую задачу решали энергетики. В кратчайшие сроки надо было построить силовые кабельные линии, трансформаторные подстанции, подать электроэнергию в корпуса, выполнить электромонтажные работы, подключив оборудование, смонтировать приборы для регулировки температуры термических печей и многое другое. Организаторами этой важной и большой работы стали главный энергетик П.Д. Западаев и его заместитель Н.Г. Захаров.
Качество металлорежущего инструмента определяется качеством термообработки. Возникли проблемы с оборудованием термического цеха, разместившегося в бывшем вещевом складе. Стены там кирпичные,  а потолок деревянный, пожароопасный. Потребовалось срочно восстановить чертежи на ванны и другое оборудование, оставшееся в Москве. Группа работников под руководством Е.А. Смольникова по памяти восстановила чертежи на оборудование термички. Критически важно было отладить систему регулирования температуры термических печей, тарировать и ремонтировать пиротехнические приборы для этой цели. Эту работу много лет с успехом выполняли С.А. Сахаров и Б.П. Баблишев.
В экстраординарных условиях проявился организаторский талант первого директора нового Томского завода режущих инструментов С.И. Блохина. С 1938 года он возглавлял Новокраматорский завод тяжелого машиностроения. Война застала на ответственном посту в Наркомате тяжелого машиностроения СССР. Получив назначение, Блохин прибыл в Томск в то время, когда «фрезеровцы» перетаскивали на листах станки и оборудование. Сергей Иванович сделал очень многое, чтобы в самые жесткие сроки организовать запуск производства, обустроить людей, улучшить их быт и питание. По заданию директора снабженцы объезжали окрестные колхозы вплоть до Нарымского края, добывая картофель, рыбу, муку, мясо. К новому 1942 году оборудовали заводскую столовую, где стали давать передовикам талоны на дополнительное питание – суп с галушками.
Весной заводу отвели земли под огороды. Практические все семьи заводчан посадили картофель. За Семилужками организовали подсобное хозяйство. Чтобы обеспечивать другими товарами, создали ОРС – отдел рабочего снабжения. По свидетельству  Л.Д. Будницкого, С.И. Блохин проявил себя способным организатором, общительным человеком, в короткое время заслужил высокий авторитет как на заводе, так и в городе.
В марте 1942 года изготовил первую продукцию цех нестандартного инструмента, где начальником был Г.А. Алексеев, будущий заместитель министра станкостроительной и инструментальной промышленности СССР. Во втором квартале вводились в действие цех за цехом. В апреле удалось выполнить месячный план. Но «узких» мест на производстве оставалось еще много. Вагоны со сталью и материалами прибывали на станцию Томск-I , а как доставлять на производственную площадку? Весь транспорт зимой 1942 года составляли малорослые, лохматые лошадки. 
С помощью наркома танковой промышленности В.А. Малышева удалось достать две отремонтированные автомашины. Опять-таки мало. Тогда решили строить собственными силами железнодорожную ветку от станции до завода. Власти города поддержали инициативу. Сотрудники Московского института инженеров транспорта, эвакуированного в Томск, составили проект.
Вот когда инструментальщики в полной мере ощутили всестороннюю помощь горожан в этом начинании, поняли, насколько глубоко томичи осознают значение  завода для города и обороны страны. Ветку строили всем миром с участием студентов, курсантов, рабочих. Рельсы и необходимое оборудование достали на Кузнецком металлургическом заводе. В 1942 году строительство закончили, и первому вагону с грузом устроили праздничную встречу.
В октябре 1942 года за успешный труд коллектив завода был награжден переходящим знаменем ГКО – Государственного Комитета Обороны. Вручать его приехал в Томск нарком станкостроения А.И. Ефремов. Тысячи томичей собрались на торжественный митинг, состоявшийся на центральной площади города.
А в следующем 1943 году за образцовое выполнение заданий правительства по выпуску инструментов для оборонной промышленности Томский инструментальный завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Хочу особо подчеркнуть, что в годы Великой Отечественной войны самоотверженно и ударно, не жалея сил и здоровья, трудились тысячи рабочих, инженеров и служащих многих предприятий. Томск с честью заслужил право называться городом трудовой доблести. Однако в военные годы только Томский завод режущих инструментов был удостоен столь высокой награды.
Вспоминая о трудовом подвиге юного поколения тех лет, Л.Д. Будницкий сказал: «Они пришли в цеха – дети фрезерцев, дети фезеушников из Томской и других областей. Многим было тогда лишь 14 лет. Мальчишки и девчонки, сыновья и дочери завода, так же как сыновья полков, они делили с взрослыми все тяготы, лишения и не отставали в труде. Помню, на митинге по случаю награждения завода орденом Красного Знамени директор С.И. Блохин поднял над трибуной 14-летнего подростка-стахановца Володю Меркулова: «Вот он, наш тысячник! Вот кем план перевыполняем!»
Так начиналась трудовая история нового для Томска предприятия – завода режущих инструментов, одного из крупнейших инструментальных заводов СССР. Эту первую главу биографии, отмеченную орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», создавали Томскому заводу режущих инструментов своим трудом и энергией тысячи рабочих, инженеров, сотрудников как «фрезеровского ядра», так и коренных томичей.
Хотелось бы назвать имена руководителей и главных специалистов, тех, кто в годы войны вложил много труда, энергии и инициативы. Это С.И. Блохин, Л.Н. Худяков, Н.С. Дегтеренко, И.А. Соколовский, А.Н. Фоменко, П.И. Савин, В.П. Котельников, В.И. Воробьев, К.П. Анкудинов.
Среди руководителей подразделений, мастеров, специалистов, высококвалифицированных рабочих отличились: Л.Д. Будницкий, Г.А. Алексеев, Я.А. Князев, А.К. Стельмащук, В.П. Туменко, Д.И. Клейман, А.П. Слуцкер, Е.А. Смольников, Д.И. Дедиков, И.М Островский, Л.М. Стрельчук, П.Д. Западаев, Ф.И. Филькин, Н.Н. Букин, И.П. Кондрашов, Ф.А. Юрицын, С.А. Сахаров, Н.Г. Захаров, В.А. Власов, В.В. Борбунов, В.П. Шилов, П.В. Милицын и многие другие.
В 60-70-е годы прошлого века коллектив завода провел коренную реконструкцию и техническое перевооружение, построил десятки жилых домов и объектов социального назначения. За производственные достижения был награжден орденом «Знак Почета».
Предприятие и в наши дни, в условиях рыночной экономики,  при другой форме собственности, на новых площадях продолжает свою трудовую историю, так успешно начатую почти 80 лет назад в годы Великой Отечественной войны.
Сергей НИКИТЕНКО,
директор завода в 1988-1999 годах,
заслуженный машиностроитель РСФСР.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б