Как создавалась первая глава трудовой истории Томского завода режущих инструментов
Во второй половине июля 1941 года, после воздушных налетов немецкой авиации на столицу, Государственный Комитет Обороны принял решение о частичной эвакуации ряда московских предприятий в восточные районы страны. Организацию работы возложили на Московский городской комитет КПСС и соответствующие ведомства. Однако с приближением фронта встал вопрос уже о полной эвакуации, и осенью 1941 года из столицы и Московской области было вывезено почти 500 промышленных предприятий союзного и республиканского подчинения. В их числе эвакуировали в Томск и завод режущих инструментов «Фрезер».
Шестнадцатого октября 1941 года работы во всех цехах завода, за исключением двух, прекратились. Предстояло решить задачу огромной сложности – эвакуировать 1528 металлорежущих станков, сырье, материалы, незавершенное производство, документацию, личный состав работников. Куда ехать, было уже известно, так как в Томск помимо специалистов, командированных для выбора места в другие города за Уралом, был своевременно направлен начальник цеха фрезеров А.Н. Фоменко. Уроженец города, Анатолий Николаевич быстро сориентировался в обстановке и вскоре телеграфировал: «Есть казармы, конюшни военного городка на окраине Томска, на берегу Томи».
Первые эшелоны отправляли в дорогу в октябре-ноябре 1941 года в тяжелейших условиях близости фронта, в самый разгар битвы за Москву. Оборудование демонтировали в авральном режиме, станки не успевали упаковать и порой даже не укрывали. С невероятными усилиями добывали платформы и вагоны и тем не менее выполнили план эвакуации в строго установленные сроки. С эшелонами в Сибирь отправились 729 работников завода с членами семей. Отгрузили заводское имущество на сумму 28 млн 780 тысяч рублей.
Ветераны, кто проделал этот длинный путь, кто пережил суровый теплушечный быт с нарами и примитивными печками, очередями за кипятком на станциях и даже похоронами умерших, не могли забыть его до конца своих дней. И всегда в юбилейные даты завода, вспоминая те героические времена, говорили, насколько утомительно и тяжко было сидеть сутки напролет в тупиках, дрогнуть на пронизывающих насквозь холодных ветрах Барабинских степей, без конца и края маневрировать по забитым воинскими эшелонами станциям.
Между тем даже в пути эшелоны «Фрезера» настигали телеграммы с военных заводов с требованием: «Немедленно по прибытии отгружайте инструмент». Страна вела смертельную схватку с гитлеровской Германией и ее сателлитами. Инструменты нужны были как оружие и боеприпасы.
Станция Томск-I, куда прибывали эшелоны «Фрезера» с оборудованием, а затем и с людьми, находилась в нескольких километрах от бывшего военного городка, занимавшего территорию, ограниченную нынешними улицами Учебной, Вершинина, Кулева и берегом Томи. Березовая роща росла там, где сейчас размещается жилой заводской микрорайон на улицах Осипенко, Котовского и Красноармейской. Предстояло в кратчайшие сроки подготовить бывшие казармы и конюшню к размещению оборудования, а прежде всего, его доставить, перетаскивая станки на стальных листах вручную волоком. Люди при этом находили силы шутить, называя себя «вридло» - временно исполняющие обязанности лошади. Но никакие трудности не могли остановить энтузиастов в стремлении запустить завод и начать выпуск продукции, в которой так остро нуждалась страна.
Не менее важно было обустроить быт людей после перенесенных дорожных лишений. Найти каждому крышу над головой, приспособить помещение под столовую. Местные партийные и советские органы власти помогли обеспечить жильем, дали разрешение на заселение пустующих квартир, аварийных домов, подселяли на квартиры томичей, которые гостеприимно принимали семьи с детьми.
Вот что писал о тех событиях в своем очерке об экономическом и социальном развитии завода Л.Д. Будницкий: «В казармах поставили деревянные опоры, по ним такие же прогоны, подперли перекрытия, и на обоих этажах смонтировали станки. В одной из казарм организовали производство сверл, в другой – метчиков. В конюшнях поставили деревянные столбы в один или два ряда, по ним деревянные прогоны, настил и слой земли для сохранения тепла». Лев Давыдович прибыл в Томск одним из первых «фрезеровцев» - технологов и конструкторов, разрабатывавших технологические планировки будущих цехов. Он внес большой вклад в развитие и становление завода, особенно в качестве руководителя предприятия с 1962-го по 1988 годы. Его заслуги отмечены высоким званием Героя Социалистического Труда.
Монтаж вентиляции, компрессорной и трубопроводов сжатого воздуха вели группа монтажников мастера В.А. Власова и рабочие соответствующих цехов. Они же изготавливали нестандартное оборудование и технологическую оснастку. Всеми монтажными работами руководил главный механик завода П.И. Савин, в дальнейшем директор завода, главный инженер и начальник Главинструмента Минстанкпрома СССР.
Сложнейшую задачу решали энергетики. В кратчайшие сроки надо было построить силовые кабельные линии, трансформаторные подстанции, подать электроэнергию в корпуса, выполнить электромонтажные работы, подключив оборудование, смонтировать приборы для регулировки температуры термических печей и многое другое. Организаторами этой важной и большой работы стали главный энергетик П.Д. Западаев и его заместитель Н.Г. Захаров.
Качество металлорежущего инструмента определяется качеством термообработки. Возникли проблемы с оборудованием термического цеха, разместившегося в бывшем вещевом складе. Стены там кирпичные, а потолок деревянный, пожароопасный. Потребовалось срочно восстановить чертежи на ванны и другое оборудование, оставшееся в Москве. Группа работников под руководством Е.А. Смольникова по памяти восстановила чертежи на оборудование термички. Критически важно было отладить систему регулирования температуры термических печей, тарировать и ремонтировать пиротехнические приборы для этой цели. Эту работу много лет с успехом выполняли С.А. Сахаров и Б.П. Баблишев.
В экстраординарных условиях проявился организаторский талант первого директора нового Томского завода режущих инструментов С.И. Блохина. С 1938 года он возглавлял Новокраматорский завод тяжелого машиностроения. Война застала на ответственном посту в Наркомате тяжелого машиностроения СССР. Получив назначение, Блохин прибыл в Томск в то время, когда «фрезеровцы» перетаскивали на листах станки и оборудование. Сергей Иванович сделал очень многое, чтобы в самые жесткие сроки организовать запуск производства, обустроить людей, улучшить их быт и питание. По заданию директора снабженцы объезжали окрестные колхозы вплоть до Нарымского края, добывая картофель, рыбу, муку, мясо. К новому 1942 году оборудовали заводскую столовую, где стали давать передовикам талоны на дополнительное питание – суп с галушками.
Весной заводу отвели земли под огороды. Практические все семьи заводчан посадили картофель. За Семилужками организовали подсобное хозяйство. Чтобы обеспечивать другими товарами, создали ОРС – отдел рабочего снабжения. По свидетельству Л.Д. Будницкого, С.И. Блохин проявил себя способным организатором, общительным человеком, в короткое время заслужил высокий авторитет как на заводе, так и в городе.
В марте 1942 года изготовил первую продукцию цех нестандартного инструмента, где начальником был Г.А. Алексеев, будущий заместитель министра станкостроительной и инструментальной промышленности СССР. Во втором квартале вводились в действие цех за цехом. В апреле удалось выполнить месячный план. Но «узких» мест на производстве оставалось еще много. Вагоны со сталью и материалами прибывали на станцию Томск-I , а как доставлять на производственную площадку? Весь транспорт зимой 1942 года составляли малорослые, лохматые лошадки.
С помощью наркома танковой промышленности В.А. Малышева удалось достать две отремонтированные автомашины. Опять-таки мало. Тогда решили строить собственными силами железнодорожную ветку от станции до завода. Власти города поддержали инициативу. Сотрудники Московского института инженеров транспорта, эвакуированного в Томск, составили проект.
Вот когда инструментальщики в полной мере ощутили всестороннюю помощь горожан в этом начинании, поняли, насколько глубоко томичи осознают значение завода для города и обороны страны. Ветку строили всем миром с участием студентов, курсантов, рабочих. Рельсы и необходимое оборудование достали на Кузнецком металлургическом заводе. В 1942 году строительство закончили, и первому вагону с грузом устроили праздничную встречу.
В октябре 1942 года за успешный труд коллектив завода был награжден переходящим знаменем ГКО – Государственного Комитета Обороны. Вручать его приехал в Томск нарком станкостроения А.И. Ефремов. Тысячи томичей собрались на торжественный митинг, состоявшийся на центральной площади города.
А в следующем 1943 году за образцовое выполнение заданий правительства по выпуску инструментов для оборонной промышленности Томский инструментальный завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Хочу особо подчеркнуть, что в годы Великой Отечественной войны самоотверженно и ударно, не жалея сил и здоровья, трудились тысячи рабочих, инженеров и служащих многих предприятий. Томск с честью заслужил право называться городом трудовой доблести. Однако в военные годы только Томский завод режущих инструментов был удостоен столь высокой награды.
Вспоминая о трудовом подвиге юного поколения тех лет, Л.Д. Будницкий сказал: «Они пришли в цеха – дети фрезерцев, дети фезеушников из Томской и других областей. Многим было тогда лишь 14 лет. Мальчишки и девчонки, сыновья и дочери завода, так же как сыновья полков, они делили с взрослыми все тяготы, лишения и не отставали в труде. Помню, на митинге по случаю награждения завода орденом Красного Знамени директор С.И. Блохин поднял над трибуной 14-летнего подростка-стахановца Володю Меркулова: «Вот он, наш тысячник! Вот кем план перевыполняем!»
Так начиналась трудовая история нового для Томска предприятия – завода режущих инструментов, одного из крупнейших инструментальных заводов СССР. Эту первую главу биографии, отмеченную орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», создавали Томскому заводу режущих инструментов своим трудом и энергией тысячи рабочих, инженеров, сотрудников как «фрезеровского ядра», так и коренных томичей.
Хотелось бы назвать имена руководителей и главных специалистов, тех, кто в годы войны вложил много труда, энергии и инициативы. Это С.И. Блохин, Л.Н. Худяков, Н.С. Дегтеренко, И.А. Соколовский, А.Н. Фоменко, П.И. Савин, В.П. Котельников, В.И. Воробьев, К.П. Анкудинов.
Среди руководителей подразделений, мастеров, специалистов, высококвалифицированных рабочих отличились: Л.Д. Будницкий, Г.А. Алексеев, Я.А. Князев, А.К. Стельмащук, В.П. Туменко, Д.И. Клейман, А.П. Слуцкер, Е.А. Смольников, Д.И. Дедиков, И.М Островский, Л.М. Стрельчук, П.Д. Западаев, Ф.И. Филькин, Н.Н. Букин, И.П. Кондрашов, Ф.А. Юрицын, С.А. Сахаров, Н.Г. Захаров, В.А. Власов, В.В. Борбунов, В.П. Шилов, П.В. Милицын и многие другие.
В 60-70-е годы прошлого века коллектив завода провел коренную реконструкцию и техническое перевооружение, построил десятки жилых домов и объектов социального назначения. За производственные достижения был награжден орденом «Знак Почета».
Предприятие и в наши дни, в условиях рыночной экономики, при другой форме собственности, на новых площадях продолжает свою трудовую историю, так успешно начатую почти 80 лет назад в годы Великой Отечественной войны.
Сергей НИКИТЕНКО,
директор завода в 1988-1999 годах,
заслуженный машиностроитель РСФСР.