Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

28 04 2020Красное Знамя

Все пройдет, а любовь останется

Музыканты Томской филармонии выходят в прямой эфир


Английское слово «live» (живой, прямой) хорошо знакомо телевизионщикам и радийщикам – оно означает прямой эфир. С 17 апреля этот термин выучили и онлайн-зрители, которые три раза в неделю по понедельникам, средам и пятницам заходят на сайт Томской филармонии и наслаждаются возможностью в режиме реального времени слушать музыку.

Сначала это были концерты органной музыки Дмитрия Ушакова, которые он сам же и вел. И то, и другое делал замечательно. Публика на удаленке аплодировала лайками и оставляла отзывы в чатах. 22 апреля филармония сделала еще один шаг, чтобы иллюзия присутствия в зале (теперь виртуальным залом стала любая квартира) стала еще бесспорнее.
В прямой эфир вышли солисты Томской филармонии – Юлия и Павел Шинкевичи, Ирина Макарова, Екатерина Клеменс, Евгений Штейнмиллер, Вячеслав Клименко и музыковед Василина Сыпченко. Другой музыковед, автор абонемента «ВСтиле» и программы «Любовь останется» Вера Тимофеева включалась в прямой эфир прямо из своей квартиры.  Как сказала в заключении Василина Сыпченко, любовь к публике собрала музыкантов вместе в Органном зале (при соблюдении всех норм безопасности). И, конечно, желание творить, петь, играть, пусть и для виртуальной аудитории. Ведь собственно в этом смысл профессии музыканта – дарить свое творчество миру, делиться радостью, которую испытываешь сам, с другими.
Думается, радостью наполнены были сердца всех исполнителей. Они испытывали наслаждение, выходя на привычную сцену Органного зала. И это чувствовалось даже дистанционно! 
Конечно, радостью и любовью была проникнута и музыка, которую включила в программу Вера Тимофеева. Для завершения абонементного цикла «ВСтиле» она выбрала вокальные сочинения Георгия Свиридова и Валерия Гаврилина, которые были музыкальными лидерами во второй половине ХХ века, которые пришли в мир с глубинным ощущением и знанием русской музыки, русского слова, подлинности русской речи.  Вера Сергеевна рассказывала об их творчестве не только как музыковед, но и как очевидец эпохи, когда их вокальные и инструментальные сочинения звучали впервые. Когда она говорила, с каким нетерпением ждали вокальных циклов Свиридова или песен Гаврилина, то в ее голосе звучала убежденность человека, сопричастного к событию, звучал юношеский восторг от знакомства с новыми произведениями композиторов.
Ключом к программе и ее названием Вера Тимофеева сделала песню Валерия Гаврилина «Любовь останется», где в один эмоциональный поток слились  талая вода и любовь, звучащая рефреном. Все так. Любовь – символ весны, ее самое сущностное воплощение. Хотя вначале прозвучали и «Зимняя дорога», и романс из фильма «Метель». Первый свиридовский романс на стихи Пушкина исполнил Вячеслав Клименко (аккомпанировал Павел Шинкевич), второй в переложении для фортепиано – Павел Шинкевич. Когда они звучали, думалось, что метель – это не столько погодное явление, по крайней мере, у Пушкина, сколько внутреннее состояние России (вспомните, метель и дорога – в «Капитанской дочке», в «Метели», в многочисленных стихах. В том же смысле метель употребляется и у постмодерниста Владимира Сорокина). Что-то метельное звучало и во фрагментах к музыке из фильма «Время, вперед!», но в то же время в блестящем исполнении Павла Шинкевича этой известной всем музыки чувствовался весенний напор, слышалась энергия обновления жизни.
Через пушкинский образ России музыканты вышли на признание в любви к России уже в песнях на стихи Сергея Есенина и Александра Блока. И тут два понятия «любовь» и «весна» объединились в чувстве радости. Символом этой радости стал есенинский «Октоих» на музыку Георгия Свиридова. Вслушиваясь в исполнение Евгения Штейнмиллера этой песни, думала о том, что и стихи, и музыка одновременно – настоящий русский миф о сотворении мира. Какой космический, пантеистический образ: «Несу, как сноп овсяный, я солнце на руках!» Спасибо солисту, который специально для этого концерта приготовил этот вокальный шедевр из свиридовского цикла «Отчалившая Русь».
Другой образ России был явлен в песне «Невеста» на стихи Александра Блока. Это была женская ипостась России – страны, небесной заступницей которой является Богородица. Ирина Макарова пела, как молитву читала, с той же одухотворенностью.
Слова Блока о России, которые процитировала Вера Тимофеева: «Для многих Россия – это пространство тишины, покоя, необыкновенного внутреннего душевного света» – стали переходом к творчеству другого композитора – Валерия Гаврилина. По мнению музыковеда, они лучше всего характеризуют его творчество. Вместе с писателями Федором Абрамовым, Василием Шушкиным, Валентином Распутиным композитор стал частью «новой фольклорной волны». Как когда-то авангардисты 20-х годов обратились к фольклору, к лубку, к народному театру, так и шестидесятники припали к этому же чистому роднику.
Эти родники били в прозвучавших в исполнении Павла Шинкевича «Часиках» из фортепианного цикла «Зарисовки», и в песне «Черемуха», которую a capella спела Екатерина Клеменс, и в песне «Сею, вею» из цикла «Русская тетрадь» в исполнении Юлии Шинкевич, они напоили и нас, слушателей поколения онлайн, самыми чистыми и возвышенными чувствами. Эти произведения Гаврилина стали своеобразной перекличкой с «Русской песней» Георгия Свиридова, которую в начале концерта исполнила Юлия Шинкевич. Да, оба композитора как бы вразрез с научно-техническим прогрессом не стилизовали народные мелодии, но создали свои, сохранив традиции. Сегодня эти песни, по сути, для новой, молодой аудитории стали открытием композитора, который впервые зазвучал на всю страну в оттепельные (вот опять образ весны!) шестидесятые. 
И еще одно имя шестидесятника было включено в концерт – имя Александра Володина, которого знают как драматурга и сценариста «Осеннего марафона», «Пяти вечеров», «Дульсинеи Тобосской». Лирик, живущий и в его пьесах, взял верх. И мы услышали в исполнении Ирины Макаровой замечательную песню «Простите меня». А ведь и музыка Гаврилина столь же театральна, как и лирична драматургия Володина!
После володинского романса любовь вышла на коду. И вот уже ее разные обличия явлены на сцене Органного зала – любовь к матери в песне «Мама» (Евгений Штейнмиллер), любовь к жизни – в  «Не бойся дороги» (Юлия Шинкевич и Вячеслав Клименко), любовь мужчины и женщины – в «Любовь останется» (Екатерина Клеменс), и в озорной и милой «Шутке» (Екатерина Клеменс и Евгений Штейнмиллер).
Этой любовью и весной нельзя было не заразиться. И это лучший вирус, который можно подхватить. В конце хотелось всех обнять и расцеловать. И тех, кто остался за кадром тоже, – режиссера трансляции Дмитрия Ушакова, оператора Игоря Волка, звукооператора Андрея Старостина, системного администратора Александра Овсянникова. Они сделали возможным соучастие нас, онлайн-зрителей, в этом концерте.
Как весенние талые воды очищают землю и поят ее, так и любовь к жизни и людям очищает душу и усиливает иммунитет, столь необходимый нам. Да, как поется в песне, все пройдет, а любовь останется.
Татьяна ВЕСНИНА.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б