Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

17 05 2019Пятница

«Считаю трамвай… другом»

В начале мая в истории томского электротранспорта произошло важное событие - 70 лет исполнилось со дня открытия трамвайного движения в Сибирских Афинах. В начале прошлого века томичи для движения по городу могли только нанимать извозчика, потом передвигаться на омнибусе – большой карете с лошадьми. Идея развития в Томске электрического трамвая пробивала себе дорогу почти полвека, в результате чего 1 мая 1949 года два трамвая тронулись в путь от пересечения современных проспектов Кирова и Комсомольского.

С тех пор происходило немало событий – прокладывали новые пути, доставляли с уральского завода новые вагоны, появлялись дополнительные маршруты и остановки. Неизменным оставалось одно - за штурвалом всегда сидели настоящие профессионалы, ответственно подходящие к своей задаче – перевозить томичей с комфортом и безопасностью. Одна из таких – вагоновожатая Екатерина Руди, водительский стаж которой превышает 30 лет.
«Водитель трамвая – это профессия для людей», – уверена Екатерина Александровна. Приехав из Тамбовской области в Томск однажды погостить, 17-летняя Катя осталась в городе навсегда.
«Мне Томск тогда, в конце 60-х годов, понравился. Он уже в то время был таким уютным, зеленым, молодежным. Конечно, я сразу влюбилась в этот уголок нашей страны. Тут как раз узнала о том, что объявлен набор на курсы водителей трамвая, да и общежитие предоставляли. А что еще нужно?» – вспоминает Екатерина Александровна.
В марте 1971 года девушка вышла на линию самостоятельно. Начинала она на «четверке», которая тогда связывала площади Южную и Батенькова с улицами Нахимова и Советской. Сегодня добрая половина горожан и не вспомнит, что такой маршрут был. Потом, когда трамвайную сеть модернизировали, Екатерина Руди пересела на другие маршруты, в том числе и «пятерку», на котором горожане добирались с Южной площади в пос. Восточный через ул. Лебедева. Но любимым маршрутом женщины остался второй, хоть и нелегким он был: взбирались тогда «двойки» в гору по Дальнеключевской улице.


Трамвайное движение было открыто в Томске 1 мая 1949 года, троллейбусное – почти на 20 лет позже. Первые вагоны «Томский трамвайный трест» закупал в Челябинской области на Усть-Катавском вагоностроительном завод им. Кирова. Сегодня на предприятии  трудятся  800 человек, из которых 298 – работники  трамвайного депо. ТТУ обслуживает пять трамвайных и шесть  троллейбусных маршрутов с инвентарным количеством подвижного состава 128 единиц, из которых 45 – трамваи. Общая протяженность маршрутов горэлектротранспорта составляет 228,1 км, в том числе, 70,7 км – трамвайные.  Ежедневно услугами электротранспорта пользуются более 40 тыс. томичей.

 

«Пассажиропоток тогда был, конечно, очень большим, с сегодняшним и не сравнить. Бывало, по два вагона полностью были забиты, едешь и думаешь: «Как садить, как высаживать?», остановки ведь проезжать нельзя. Вообще томичи в советское время трамваи любили, к водителям относились с уважением. Тогда и центры притяжения были другими – заводы да поликлиники. И мы свою работу так строили, чтобы после окончания смен на заводах по проспекту Кирова или Красноармейской улице развести заводчан домой. Бывало, и до двух часов ночи по городу курсировали, а как иначе? На те же Черемошники ни на чем другом было не уехать, не бросать же нам людей. Пусть водитель трамвая и не самая высокооплачиваемая работа, но уж точно одна из самых ответственных и нужных», – рассказывает ветеран томского «Трамвайно-троллейбусного управления».
Как и любое советское предприятие, коллектив «Трамвайно-троллейбусного управления» принимал активное участие в общественной жизни города. Вместе работали, вместе отдыхали: весной на традиционные майские шествия выходили, летом в ведомственный детский лагерь на реке Басандайке ребят отправляли. Когда страна активно пропагандировала здоровый образ жизни и занятия спортом, «ттушники» целыми семьями участвовали в лыжных соревнованиях. Стараются не сидеть на месте и сейчас – не пропускают томские праздники, выходят на субботники.
Сегодня по Томску уже давно ездят современные вагоны, администрация города постоянно прорабатывает вопросы расширения транспортного парка. «Многие водители считают трамвай другом, компаньоном. Он как живой. Приходишь на смену и разговариваешь с ним, как с человеком, договариваешься, чтобы трудился без поломок», – поделилась Екатерина Александровна.
В 2008 году женщина оставила работу вагоновожатой и стала водителем-наставником. Вместе с начинающими водителями она ездила по городу, проводила для них инструктажи. В этой работе она требовала с них главное – быть внимательными, вежливыми и соблюдать правила дорожного движения.
«Водитель трамвая – это человек, который отвечает за жизни десятков людей. Несмотря на кажущуюся простоту, управлять вагоном довольно сложно. Да, в кабине нет руля, зато в вагоне есть несколько дверей, которые у невнимательного водителя обязательно зажмут пассажира. Еще есть автомобилисты, которые так и норовят стукнуться о вагон, нельзя забывать про систему тормозов. Резкая остановка приведет к тому, что пассажиры могут упасть. В общем, не каждый справится с такой техникой», – поясняет  Екатерина Александровна.
Со временем она стала экипировщиком. Ежедневно на улицы Томска выходят порядка 40 трамваев, и каждый из них нужно качественно подготовить: проверить наличие табличек указателей номера и пути следования маршрута, выдать экипажу каждого вагона микрофоны, рации, диэлектрические перчатки, проверить сроки годности аптечек и огнетушителей. Можно сказать, отчасти благодаря Екатерине Александровне и ее добросовестному отношению к работе, ездить в городских трамваях безопасно.
Работа, конечно, отнимает уже не столько времени и сил, как раньше. Сегодня Екатерина Руди может уделить время и на себя: она замечательно вышивает (ее работы – нередкие участники творческих выставок ветеранов Советского района Томска), выращивает цветы, уважает японские кроссворды, летом с удовольствием посещает фестиваль «Чеховские пятницы», много гуляет по городу.
«Сегодня приятно видеть, как изменяется Томск, благоустраиваются его парки, скверы и дворы. Взять хотя бы наш Советский район – появляются уютные маленькие уголки со скамейками и цветами, здесь приятно остановиться, отдохнуть, много детских площадок для ребят разного возраста теперь можно увидеть. В таком городе хочется жить», – уверяет Екатерина Александровна.
В целом же женщина своей жизнью довольна и нисколько не жалеет о том, что однажды судьба привела ее в Томск, где она нашла дело по душе, встретила вторую половину, воспитала детей. И Птица Счастья с ней живет в ладу – ее Екатерина Александровна выложила из алмазной вышивки сама.
Вера МИХНЕНКО.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б