Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

08 12 2018Выходной

ПРИРУЧИТЬ СТЕКЛО

Стекло как женщина, требует к себе внимания, любви и терпения. Потому что природа у стекла, как психика женщины, хрупкая. Зато рука у стеклодува должна быть твердой, как при стрельбе из пистолета. Спина ровной, как в балете, а настроение – радостное и спокойное, как во время медитации. С медитацией в каком-то смысле и можно сравнить процесс изготовления стеклянной бусины. Или с колдовством. Тут все зависит от точки зрения и восприятия.

Когда я смотрела, как работает Ирина Вертикова, то на память приходили Гефест, Прометей, Увертюра Андрея Петрова к фильму «Укрощение огня», вспомнился эпизод из белорусского спектакля «Вечера на хуторе близ Диканьки», где кузнец Вакула орудовал возле печи. Одни мужские образы вспоминались, и только промелькнула в памяти женщина – учительница из фильма «Весна на Заречной улице», которая смотрела, как ее взрослые ученики варят сталь в мартеновской печи. Огонь требует сильных мужских рук – это бесспорно. И стекло, рождающееся из огня и с его помощью, тоже…
Парадокс, однако, в том, что ручное изготовление художественного стекла и требующее проявления мужских качеств, причисляют к женскому рукоделию. Название этого рукоделия - спаянные в одно два английских слова - «лампа» и «работа», так как раньше плавили малые формы с помощью масляной горелки – лампы. Но сегодня «лэмпворк» подразумевает не просто «работу с лампой», а изготовление бусин и других малых форм из стекла.
Художник Ирина Вертикова делает из стекла при помощи горелки (русский синоним «лэмп») замечательные бусинки, которые потом собираются в бусы, серьги, подвески и бусинки в форме различных фигурок зверей или волшебных существ.
Глядя на изделия, в которых много оттенков разных цветов, некоторые думают, что это роспись по стеклу. На что Ирина всегда отвечает, что это не последующая роспись по готовому изделию, вроде эмалей.
- Все происходит за один раз, – поясняет художница, – рисунок создается стеклом разных цветов в момент создания самой бусины. Поэтому этот узор или рисунок не выгорает, он никогда не потускнеет от времени и не сотрется.
Все великолепие роскошных изделий «от Вертиковой» можно сейчас увидеть на выставке «Мягкое и хрупкое» в Первом музее славянской мифологии. Там же, во время открытия выставки, можно было видеть, как Ирина «медитирует» над горелкой.
- Вкратце это выглядит так: бусины формируются из стеклянных прутков, - поясняла Ирина, - которые разогревают в пламени горелки и наносят на спицу, покрытую специальным составом, предотвращающим прилипание стекла к стали, формируют и декорируют. На изготовление одной бусины может уходить от нескольких минут до нескольких часов. Затем готовое изделие должно пройти отжиг в муфельной печи. После чего практически готовую бусину снимают со спицы, чистят, моют, и уже после этого, бусина может становиться частью украшения.
Когда слушаешь, как Ирина увлеченно и с юмором рассказывает о своем любимом деле, хочется сразу же сесть за горелку и освоить технику лэмпворк. И однажды я это сделала. Прослушала технику безопасности, которая в живом и веселом Иринином исполнении не казалась глупой или заумной. Надела защитные очки фиолетового цвета, и все стало… нет, не фиолетово, а отчетливо ясно.
Важно видеть кончик пламени, ибо в него и следует помещать стеклянную палочку и спицу. Все вроде бы просто: сиди ровно и спокойно, крути спицу в темпе andante, то есть «шагом», и никаких ускорений и порывов! Тогда все получится, как у Ирины, – красиво и ровно. Но уже через две минуты мне становится скучно и сильно хочется ускорить темп хотя бы до allegretto moderato – умеренно оживленно. И тогда я начинаю задавать вопросы об истории этого ремесла.
В кратком изложении многовековой путь гутного промысла – так в России с XVII века называют стеклоделие – представал, как… воспоминания об Италии. Ключевым словом было «Мурано». Именно на этом острове, что находится близ Венеции (можно сесть на вапаретто и домчаться до этой мекки стекольного промысла), еще в Х веке начали изготавливать стекло. Шли годы, пролетали века, и в XV веке Венеция стала мировым центром по изготовлению муранского стекла. Рецепты держались в тайне, открывать производство чужакам запрещалось. Муранское стекло ценилось высоко, а секреты его производства - еще выше. На секреты можно было выменять аристократическое звание: дочерей стеклодувов с охотой брали замуж аристократы. И внуки обычного стеклодува становились дворянами, не утратив связи с ремеслом.
Но как ни хранили секреты муранские мастера, информацию на острове не утаишь. В России гутный промысел был трудоемким, ибо все делалось вручную. Изделия создавались непосредственно у печи, с помощью стеклодувной трубки и различных инструментов. Некоторые дополнительно обрабатывали с помощью резцов, нанося гравировку. Сейчас тоже резцы используются. Но и инструменты (лопатки, штампы, пинцеты, щипцы и прочее) тоже ручной работы, делаются в определенном месте. Год назад Ирина попросила меня привезти их из Москвы, куда они были доставлены из Германии. Сегодня самым «писком» считаются инструменты от итальянского мастера Роберто Дона. У Ирины есть его трубка для выдувания стекла, пресс и пара ножниц. Но и в других местах делают инструментарий для лэмпворка, так как эта технология очень популярна сейчас в мире.
К слову, в аэропорту таможенники страшно заинтересовались этими железными предметами, пришлось посвятить их в тонкости гутного ремесла, заодно показать вертиковские шедевры, которые всегда ношу на себе. Поверили и пропустили. Пролистнув историю промысла еще на несколько веков вперед, Ира и я вместе с ней оказались сразу в XXI веке. Технология «лэмпворк» в России появилась около десяти лет назад.
-  А я стала осваивать эту технологию в 2009 году. Обстоятельства сложились так, что из студии анимации «Пилот» под руководством Александра Татарского, где я работала с 2005 года, пришлось уйти, и надо было думать, чем заниматься дома, в Томске. Тогда искала, чем закрыть образовавшуюся брешь. Нужно было занятие, которое давало бы выход энергии и позволяло творить. Вот тогда и вошел в мою жизнь лэмпворк.
На первый взгляд, между мультиками (анимацией) и лэпмворком нет никакой прямой связи. Но если вы поглядите на ее ворон, медведей, котов, драконов, которых она в последние два года изготавливает в невероятных количествах, то причинно-следственная связь с «Пилотом» станет совершенно очевидной.
- Любовь к анимации подталкивает меня на создание забавных персонажей из стекла, хочется, чтобы в моих бусинах были характер и даже какой-то сюжет.
Про «характер» и «сюжет» Ирина заговорила не случайно. Филолог в ней тоже не умер, а проявляется именно в ее хрупких персонажах.
На филфак ТГУ Ирина поступила, потому что не надо было сдавать математику, зато можно и нужно читать много художественной литературы. Но на художника, к сожалению, на филфаке не учат. В то время в томских вузах художественных специализаций не было, поэтому пришлось ей учиться и окончить 20-й лицей. Филолог с художественным образованием несколько лет находила применение своим творческим силам в графическом дизайне.
Но рекламный дизайн не давал простора для воплощения желаемого, а мысль и желание обучиться классической анимации заставляли искать новые возможности. И тут великий интернет подсказал, что открываются курсы аниматоров. Поехала сначала в Петербург, потом в Москву. Не будем рассказывать, как Ирина попала в студию «Пилот», скажем только, она была не единственной ученицей. Жаждущих поучиться в студии Александра Татарского было огромное количество, но до конца обучения дожили только семеро. Среди них и наша героиня. Училась, работала, проявляла творчество и постигала тайны профессии аниматора. Однажды она предложила идею, которую одобрили мэтры и поручили ей воплотить ее в несколько экранных кадров.
- Тринадцать секунд я рисовала четыре месяца, - продолжает Ирина. - Зато корабль всплывал из живой воды. И вот когда на горизонте замаячил вопрос: а что же я буду делать в Томске, когда вернусь, вот тогда ответ и нашелся в новом рукоделии.
Когда Вертикова поняла, что искусству стеклоделия можно обу-читься и творить дома, не раздумывая, записалась на обучение к Ирине Сергеевой (Петербург) и Андрею Миколенко (Украина), которые как раз в это время приехали с курсом по лэмпворку в Москву. С первого дня обучения влюбилась в это искусство. Приобретя необходимые инструменты и материалы, уже в Томске доукомплектовала свою мастерскую. И с осени 2009 года начала творить. Через год выставила первые свои работы на продажу. И тут ее заметила Софья Кугаевская, которая выступила в роли агента по продвижению искусства в массы.
- Ира - собранный и трудолюбивый человек и, конечно, безумно талантливый! К стеклу относится трепетно. Работы ее достойны музеев мира! – убеждена организатор выставки «Хрупкое и мягкое». – Бусины, вошедшие в историю ремесла, - Спящий Мишка, Заяц курит трубку, Мышка в поле. Это мультики из стекла. И у Ирины много таких «мультиков».
Как удается Ирине делать эти объемные мультяшные фигурки – уму непостижимо! Потому что никогда не знаешь, что выйдет из твоих трудов. У меня одна бусина раскололась напополам во время отжига. Можно было бы объяснить слабым знанием «матчасти», несоблюдением технологии изготовления, но Ирина сразу и точно поставила «диагноз»: во время работы потеряла спокойствие, душевное равновесие, испытала какую-то дисгармонию внутри, вот и бусина раскололась. Потому что стекло очень чутко к психологическому состоянию человека, который его делает. Волноваться, нервничать во время процесса категорически запрещено. Разрешены радость, любовь, умиротворение.
- Уже много лет я испытываю трепет и восторг перед стеклом в огне, - признается Ирина, - думаю, что это увлечение не может наскучить. Множество различных техник работы, много еще свойств стекла не раскрыто, много существует материалов для декорирования. А фантазия дарит массу возможностей для самореализации. Лэмпворк дает мне ни с чем не сравнимые ощущения. Любимое дело приносит радость не только тебе, но и окружающим!
По словам Ирины, количество людей, приобщающихся к этому искусству, с каждым годом растет, но если у мастера есть собственный стиль, и он не углубляется в тиражирование и копирование, бояться конкуренции не стоит.
- Общению влюбленных в стекло единомышленников не мешают расстояния, и люди, которых объединяет любимое дело, поддерживают связь с друг другом, посещают выставки и мастер-классы, просто приезжают друг к другу в гости! Мастера всегда готовы поделиться информацией, помочь друг другу советом и дать совет новичкам, поддержать их.
В отличие от средневековых мастеров с острова Мурано Ирина готова делиться секретами изготовления муранского стекла даже с такими ищущими, как я. В процессе работы открыла для себя еще один секрет Ирины Вертиковой: что роднит стрельбу и лэмпворк. Выдержка и твердость руки. Стрельба, как и анимация, – проходящая любовь Ирины.
К слову о Мурано и брендах. Муранским стеклом в Венеции торгуют повсюду, как и венецианскими масками. Вначале я «зависала» около каждого прилавка, рассматривая стеклянных омаров, рыб, различные вазы. Остановившись около одной витрины, нечаянно заметила взгляд продавца. Венецианка внимательно рассматривала мой кулон «от Вертиковой» - это была ее мультяшная ворона. «Где вы это взяли? – на ломаном английском спросила меня продавец. «Это делает мастер из Томска», - на таком же ломаном иностранном ответила я. Больше у витрин с муранским стеклом не останавливалась. Я шла с убеждением, что и в Томске есть мастера, которые могут удивить стеклодувов из Венеции.
 Татьяна ВЕСНИНА. 

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б