Минтруд начал разрабатывать законопроект о статусе самозанятых. Соответствующее уведомление опубликовано на портале нормативно-правовых актов. Окончательно определиться, как выводить самозанятых из налоговой тени, власти должны до октября этого года. Как пояснил «Парламентской газете» министр труда Максим Топилин, новые поправки в Трудовой кодекс, в частности, касаются заключения письменных трудовых договоров самозанятыми.
Позиция Минтруда такова — заключение таких договоров необязательно. «Мы за то, чтобы между самозанятыми и физлицами не заключался трудовой договор. Мы подготовили такие поправки в Трудовой кодекс. У самозанятых нет как таковых проблем с работодателями — предполагать, что семья будет заключать с нянечкой или репетитором письменный трудовой договор, бессмысленно. Поэтому исходим из того, что в таких отношениях трудовой договор не целесообразен», — сказал Максим Топилин.
При этом он уточнил, что основный пакет поправок, касающихся статуса самозанятых, готовит Минфин. «Воспользуются ли нашими предложениями в Минфине в пакетном режиме или не воспользуются, будет зависеть от того, как они пропишут свои предложения в законодательство», — пояснил министр.
Между тем первый вице-премьер и глава Минфина Антон Силуанов, выступая 9 июля на парламентских слушаниях в Госдуме, заявил, что будет разработан специальный налоговый режим на профессиональный доход. Ранее в мае замминистра финансов Илья Трунин озвучил такую схему легализации: три процента с доходов самозанятые будут платить, если они оказывают услуги гражданам, и шесть процентов — если работают с юридическими лицами. При этом в эти суммы будут закладываться и страховые взносы. Из-за них, собственно, самозанятых и стали выводить из тени: так как они официально числятся безработными, то взносы в фонды обязательного медицинского страхования платят за них региональные бюджеты.
В конце июля глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мишустин рассказал, что оплатить новый налог можно будет через специальное мобильное приложение. Также устанавливаются маркеры, по которым люди будут подпадать под налоговый спецрежим — например, это доход не выше 10 миллионов рублей в год. А сферу деятельности станут определять от противного: прописывать намереваются только те области, которые не будут относиться к специальному фискальному порядку.
У самозанятых нет как таковых проблем с работодателями — предполагать, что семья будет заключать с нянечкой или репетитором письменный трудовой договор, бессмысленно.
Механизм в экспериментальном режиме заработает с января 2019 года в четырех регионах России: Москве, Подмосковье, Татарстане и Калужской области.
Вопрос о самозанятых в законодательном поле должен быть решен к октябрю этого года — именно тогда будут вноситься корректировки в федеральный бюджет на будущий год. Однако пока что единой позиции нему у парламентариев и правительства нет. Например, предложения Совета Федерации о патентной системе для самозанятых (по идее сенаторов, патент можно было бы приобретать по невысокой стоимости один раз за определенный срок) разработчики правительственного законопроекта проигнорировали.
Как пояснил один из авторов идеи, глава Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин, сенаторы выступают за смешанный подход: регионы сами должны определять, где использовать налог и оплачивать его через мобильное приложение, а где — патент. «В лучшем случае выплаты через мобильное приложение приживутся в таких регионах, как Москва и Санкт-Петербург. Будет ли оплачивать через него налог на свой доход пастух или садовник в отдаленных поселениях, которым для этого надо приобрести смартфон? Вопрос, думаю, риторический. Поэтому использование только одного механизма нам представляется невозможным», — заявил сенатор.
В палате регионов предлагают комбинированный вариант — использовать разные варианты легализации для разных категорий самозанятых. Сергей Рябухин рассказал, что такую позицию Совета Федерации частично поддерживают в Федеральной налоговой службе — по его словам, в ведомстве согласны с тем, что только патентом или только мобильным приложением невозможно охватить всех самозанятых в России. Поэтому сенатор убежден, что в итоге возобладает позиция о дифференцированном подходе к налогообложению самозанятых.
Отметим, что самозанятых, для которых их деятельность является основной работой в России, по оценкам экспертов, насчитывается восемь миллионов человек. А тех, для кого такой доход является подработкой, — 25 миллионов человек.