Миссия школы меняется, отвечая на запросы динамично развивающегося общества и вызовы времени. Каким должен быть современный учитель, обсудили на II Межрегиональном форуме молодых педагогов «Молодой профес-сионал Сибири», прошедшем в середине октября в Томске. В нем приняли участие более 400 делегатов из 10 сибирских регионов — Алтайского и Красноярского краев, Республик Алтай, Бурятия, Хакасия, Иркутской, Новосибирской и Омской областей и конечно же томичи. Организаторы форума — администрация региона, областной департамент общего образования, Региональный центр развития образования (РЦРО), а также областная Ассоциация молодых учителей.
«Будущее в руках тех, кто учит и учится» — так была обозначена главная тема форума, в рамках которого прошло 26 образовательных событий, прозвучало семь открытых лекций ведущих ученых, состоялось знакомство с моделями четырех авторских школ. Также участники провели марафон проектов молодых учителей, посетили восемь интерактивных площадок в образовательных организациях, имеющих статус ресурсно-внедренческих центров инноваций или федеральных инновационных площадок Министерства образования и науки РФ. Логическим продолжением форума стал трехдневный V Слет молодых учителей области, прошедший на базе санатория «Космонавт».
Внимание тем, кто на старте
Первый межрегиональный форум молодых педагогов Сибири проходил в Новосибирске, где участниками было принято решение сделать этот форум ежегодным и передавать эстафету на его проведение в следующем году активному региону-участнику. Так, принимать второй форум выпала честь Томской области, и это не случайно. Здесь создана система работы по привлечению, адаптации и закреплению молодых учителей, признанная лучшей в стране, реализуется региональная программа «Три горизонта», создана и активно работает ассоциация молодых педагогов, проходит ежегодный конкурс «Педагогические горизонты» для тех, кто делает первые шаги в профессии, оказываются меры соцподдержки молодым кадрам. Существует также программа поддержки наставничества для педагогов со стажем, которые помогают молодым адаптироваться в профессии. Словом, у территории накоплен хороший опыт, которым можно делиться с коллегами.
— Форум - это более 400 молодых педагогов, педагогов-наставников, профессиональных экспертов, представителей органов власти, общественности и СМИ регионов Сибирского федерального округа, объединившихся для обсуждения, оценки и продвижения лучших идей, перспективных практик, современных образовательных технологий, инфраструктурных и интеллектуальных решений, — отмечает Надежда Лыжина, директор РЦРО. — Форум стал платформой для развития диалога по актуальным проблемам настоящего и будущего нашего образования в век цифровой экономики и технологий. Это большой труд совместного и индивидуального осмысления роли, места и соответствия сегодняшних педагогов вызовам времени.
Сегодня региональные власти обращают внимание на проблемы, связанные с дефицитом педагогических кадров в системе образования. Это обусловлено и ростом численности детей в школах, и увеличением педагогической нагрузки с вводом ФГОС.
— Мы работаем над созданием условий, которые помогли бы молодым педагогам понять, что они на правильном пути, помогли бы им остаться в профессии и сохранить огонек в глазах, — подчеркивает Ирина Грабцевич, начальник областного департамента общего образования. — Качество образования зависит от качества подготовки учителя. Наша задача — чтобы качество соответствовало запросам, предъявляемым обществом.
Каких абитуриентов сегодня ждут ведущие вузы, а следовательно, и экономика будущего, как меняется содержание модели образования, и, наконец, как готовить школьников, чтобы они на выходе были готовы к дальнейшему обучению на уровне мировых стандартов — в открытой лекции «Классический университет в неклассическое время», рассказал ректор НИ ТГУ Эдуард Галажинский. Своим видением современных трендов в педагогическом образовании поделился ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко. Словом, уровень обсуждению был задан достаточно высокий.
«Не для школы — для жизни учимся»
Образование будущего уже сегодня реализуется в школах, работающих по авторским методикам. Шансом выхода из педагогического тупика и основой формирования нового мышления назвал эмоциональное образование автор модели школы-лицея, директор Губернаторского Светленского лицея, народный учитель России Александр Сайбединов.
Как в реалиях ежедневно меняющейся картины мира, когда слова «реформа образования» стали повседневностью, развиваться школе? Насколько школа готова принять эти вызовы третьего тысячелетия, стать местом, где детей не просто учат — где их учат учиться?
— Это возможно, если мы понимаем, что приоритетность уроков в школе сильно преувеличена. Если понимаем, что творческое мышление, необходимое для создания эффективной экономики, возможно только при появлении человека-творца, — считает Александр Геннадьевич. — А для этого нужно иное образование, эмоциональное, направленное на системное развитие человека и его качеств. Эмоциональная составляющая должна стать доминирующей в образовании, над этим как раз и работает наш лицей. Это путь, который мы предлагаем современному образованию.
Подробнее познакомиться с работой авторской школы, соединяющей систему общего образования и систему творческого развития личности, участники форума смогли во время посещения Губернаторского Светленского лицея.
Интерактивными площадками, представляющими свой опыт, также стали томские школы №16, гимназия №13, лицей №1 имени А. С. Пушкина, школа «Эврика-развитие», а также Зональненская школа Томского района.
Своими авторскими методиками во время панельной дискуссии поделились гости из других регионов. О модели школы гуманной педагогики, где переходят «от школы знаний к школе навыков», рассказала Ирина Путинцева, директор образовательного центра-гимназии №6 «Горностай» из Новосибирска.
Модель «школы взросления», которая реализуется в гимназии «Универс» в Красноярске, представила психолог гимназии и преподаватель кафедры психологии развития и консультирования Сибирского федерального университета Дарья Шторк. Девиз гимназии «Не для школы — для жизни учимся», а также принцип «то, что в одной возрастной ступени было результатом, в следующей должно стать средством достижения цели» захотели взять на вооружение многие участники форума.
Наставничество и марафон проектов
— Мы приехали сюда для обмена опытом, посмотреть, как выстроена система поддержки молодых педагогов в разных регионах Сибири и показать свою модель, — говорит один из делегатов форума Леонид Кулик, председатель Совета молодых педагогов Иркутской области, учитель истории из Шелеховского района. — Хотелось бы найти точки соприкосновения, и если что-то у нас проходит трудно, то перенять полезный опыт коллег, чтобы быстрее запустить процесс успешной адаптации и закрепления молодых педагогов в системе образования.
«Новые дети», «меняющаяся картина мира», «вызовы цифровой экономики» — эти формулировки часто звучали на форуме в связи с новыми требованиями к качеству образования. В этих условиях у молодого педагога все меньше права на ошибку: даже если педагогическое сообщество может отнестись к ней снисходительно, то родители и дети не будут терпеливо ждать, пока начинающий учитель превратится в профи. И здесь особенно важна роль старших коллег. Лучшие практики, находки и опыт педагогов-наставников обсудили за «круглым столом».
В Томской области уже разработана целая система поддержки и сопровождения деятельности учителей-наставников, и она периодически пополняется новым опытом. Так, учитель Белоярской школы №1 Верхнекетского района Наталья Мурзина рассказала о совместном обучении с молодым педагогом на курсах повышения квалификации. Этот путь позволяет решить многие проблемы профессиональной адаптации молодого специалиста, да и наставнику помогает, по словам Натальи Мурзиной, «расширять горизонты».
Поделились своим опытом и соседи. Порой в отношениях «наставник — молодой педагог» может возникнуть психологическое несовпадение. Чтобы его избежать, в Омской гимназии №43 родился проект «Педагогическая команда», о котором рассказала директор Ольга Мячина. Опытом наставнической работы в районе, где школы расположены отдаленно друг от друга, поделилась Инна Копцева, директор ресурсного информационно-методического центра Любинского муниципального района Омской области.
Показать образцы и технологии проектирования, поддержать инициативу молодых педагогов в поиске нестандартных решений, дать мотивацию для дальнейшего участия в проектном движении был призван «Марафон проектов». Здесь учителя поделились своими ноу-хау, как сделать уроки и жизнь в школе интереснее.
Так, Иван Сипий и Татьяна Баландина из Омской области для развития познавательной активности учащихся используют отрывки из отечественных кинофильмов. Они разработали методический материал, где буквально посекундно рассчитали, какие фрагменты и как можно использовать на том или ином этапе урока. А учитель географии из Томска Елена Сивкова, автор проекта «85 кадров о России», инициировала создание визуальной энциклопедии страны.
— Мы попробовали создать пилотный учебный фильм о своем регионе силами учителей и школьников, — рассказывает Елена Сивкова. — Провели региональный конкурс «Видеооткрытка моего района», создали видеокаталог уникальных мест области. Получилось здорово: откликнулся 81 участник из 9 муниципалитетов. Проект вышел за пределы региона: уже поступило пять заявок от других субъектов, даже из Сахалинской области. Сейчас разрабатываем единые требования к учебным фильмам, чтобы получилась настоящая видеоэнциклопедия, которой могли бы пользоваться во всех российских школах.
Слет в «Космонавте»
Продолжением форума стал V Слет молодых учителей Томской области, к работе которого также присоединились представители Омска и Республики Бурятия. Содержание слета, организованного РЦРО, было посвящено современным технологиям, которые транслировали для участников на мастер-классах, тренингах, педагогических мастерских руководители и методисты РЦРО и Детского технопарка «Кванториум», преподаватели ТГУ, проектные команды и лучшие учителя области - победители федеральных и региональных профессиональных конкурсов .
Воспитание грамотного читателя через технологию продуктивного чтения, использование технологии проблемного обучения в формате дискуссионного клуба, эффективное применение цифровых технологий, реализация сетевых телекоммуникационных проектов, развитие критического мышления через чтение и письмо, искусство эффектно и эффективно публично выступать и многие другие — стали темами для обсуждения на мастер-классах и педагогических мастерских.
Юлия Емельянова, учитель английского языка школы №5 Колпашева, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «i Учитель 2016» была приглашена в качестве ведущей одной из мастерских как педагог, успешно использующий информационные технологии.
— Моей целью было познакомить молодых учителей с существующими цифровыми технологиями, которые можно эффективно применять в образовании, — рассказывает Юлия Олеговна. — Мы говорили о дополненной реальности, скачивали приложения, рассматривали объекты в 3D. О том, как можно использовать QR-коды, о технологическом процессе создания видеороликов и сайта педагога, о скайп-конференциях. На мастерскую собрались учителя разных предметов — физкультуры, физики, химии, и каждый потом предлагал идеи, как можно на их уроках все это применить.
Со слета молодые педагоги возвращались с багажом новых идей и «портфелем» технологий.
Юлия КЛИМЫЧЕВА.