Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

17 04 2017Выходной

ЗНАМЕНИТЫЙ И ЛЮБИМЫЙ

Девятого апреля концерт, посвященный 70-летию народного хора Томского электролампового завода, собрал вместе все поколения певцов и слушателей. Сказать, что это был аншлаг – ничего не сказать. Зал облсовпрофа едва вместил всех желающих вновь услышать, как поет знаменитая и любимая «Лампочка».  На сцену поднимались представители городской и областной власти, заводской администрации, профсоюзной организации, друзья коллектива, поздравляли, чествовали.
И вновь звучали песни, которые многие из слушателей знали наизусть. Которые уводили в то время, когда хор электролампового завода был визитной карточкой не только художественной самодеятельности области, но и визитной карточкой томской культуры в целом. С экрана на свое детище смотрели Евгения Бабицкая, создатель и художественный руководитель хора, и душа хора, его композитор Владимир Лавриненко. И, казалось, они тоже участвуют в этом юбилейном торжестве.

«У нас на «Лампочке»
На заводе пели всегда. Песня в цехах «Лампочки» зазвучала еще во время войны. Девчонки-подростки пели за работой. Пели, чтобы не уснуть. Чтобы поднять настроение, укрепить дух. Позже одна из певиц, Алла Клещеногова, станет не только ведущей солисткой хора «Лампочки», но и будет приглашена в постоянный состав знаменитого на всю страну хора имени Пятницкого.
- Часто прохожие останавливались под окнами завода и слушали. Уже сумерки над городом сгустятся, у нас ночная смена, мы поем себе, а с улицы доносятся просьбы: «Еще, девчонки, спойте!». «Про «Лампочку» давай!» – вспоминает Анна Малкова, чей рабочий стаж и стаж в хоре почти равны. Она пришла на завод в 1957 году вслед за своей двоюродной сестрой и в том же году оказалась в хоре, где уже пела ее сестра.
Хору к тому времени уже исполнилось 10 лет, был он хорошо известен, носил звание победителя городского смотра художественной самодеятельности, и как один из образцовых заводских хоров готовился к поездке в Москву. Уже были в репертуаре песни Владимира Лавриненко, которые звучали по всей Сибири – «К северу от Томска» (в 60-е ей предстояло стать музыкальным приветствием областного радио). Уже вся область и соседние города знали, что «у нас на «Лампочке» работа дружная, что работают там люди «лицом суровые, а сердцем нежные».
Последняя песня вызывала неизменный интерес у разных слушателей не только своей зажигательной мелодией, но и своими озорными рифмами. Однажды во время гастролей по томскому северу к хористам подошли местные жители и спросили: «А почему вы про «Лампочку» поете?». И услышали от каждого, что «работаем на «Лампочке», потому и поем о себе». К слову сказать, первый директор завода Алексей Иванов очень гордился, что в хоре – 80 процентов рабочих. А в Дании (эти гастроли случились уже в конце 60-х) хористам пришлось делом доказывать, что у исполнителей есть рабочая профессия. На фабрике в Копенгагене, где выступал хор, один из солистов с разрешения датских рабочих продемонстрировал полную сборку лампочки.
- В хор я пришла, как домой, - продолжает рассказ Анна Сергеевна. – Он и стал моим домом, частью семьи. Ведь здесь я встретила мужа, который после армии поступил работать на завод, а в хоре пел и плясал. Сюда привела петь и своих внуков. Что чувствовала, когда пела? Радость. Стоишь и слышишь себя и того, кто позади тебя стоит. И наши голоса сливаются. Слышать друг друга нас учили Евгения Ароновна Бабицкая и Владимир Федорович Лавриненко. У Владимира Федоровича был такой острый слух… Не дай Бог кто-то где-то сфальшивил! Он сразу останавливал репетицию. Мы уже понимали, где-то соврали. Чтобы мы пели чисто, Евгения Ароновна организовала для нас уроки нотной грамоты. Мы уже не просто на слух, но умом понимали, что такое аккорд, кода, кантилена. Бабицкая подавала голос вторым голосам, первым.. Лавриненко растягивал меха своего аккордеона, давал тональность - и мы вступали. Каждый соответственно своему голосу.
Но тогда, в 57-м, в Москву на Всесоюзный конкурс ее не взяли.
- Поехала моя двоюродная сестра. А мы провожали ее на вокзале и просили: «Не подкачай!» - продолжает вспоминать Анна Малкова.- И не подкачали! Хор завоевал второе место и право на культурное обслуживание Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Одиннадцать концертов дали в столице. Хору предложили остаться, некоторых солистов переманивали в другие коллективы, мою сестру тоже звали, но в Томске ее ждал жених, будущий муж. Должна сказать, что из нашего хора в прославленные хоры Омска, Новосибирска, в Уральский хор ушло несколько ярких солистов. Некоторых благословила сама Бабицкая.

Без них ничего бы не звучало
Такой профессиональный подход к работе самодеятельного коллектива, где пели люди без специального музыкального образования, объяснялся профессионализмом его руководителей.
О Евгении Ароновне Бабицкой говорили так: «Без нее не было бы ничего». В декабре 1946 года диспетчер завода, киевлянка по рождению, ставшая томичкой в результате эвакуации, она прошла по цехам в поисках народных талантов, чтобы выступить в районном смотре художественной самодеятельности. А в 1948-м году хор «Лампочки», художественным руководителем которого уже была Евгения Бабицкая, стал лучшим на городском конкурсе.
К этому времени хор, в который изначально вошли 15 певцов, уже состоял из 70 человек, которые четко были разбиты по голосам – сопрано, альты, тенора, баритоны, басы, меццо… В пик расцвета (60-70-е) в хоре пело до 100 человек, причем не только рабочие, но и сотрудники заводоуправления. Уговорила их петь все та же Евгения Ароновна. Впрочем, «уговорила» - не то слово, не подходящее к железной воле худрука. Отказать Бабицкой было невозможно, ни в чем.
Бабицкая и хор – понятия неотделимые друг от друга. Так говорят сегодня все. Тот, кто знал Евгению Ароновну, кто знаком с историей томской «Лампочки», такое заявление принимает, как аксиому. Незаурядный талант организатора Бабицкой цементировал коллектив. Силе воле этой женщины поражались все.
- Я с Евгенией Ароновной познакомилась, уже когда она была сильно в преклонном возрасте. Но никакие недомогания, проблемы со здоровьем не могли ее оставить дома, если где-то выступал ее хор или проходил какой-то областной или городской праздник, фестиваль, - рассказывает Ольга Радионова, работавшая в 90-е годы в концертном отделе ОДНТ «Авангард».
Душой хора стал мягкий, деликатный и очень талантливый баянист Владимир Лавриненко. Он пришел на «Лампочку» как аккомпаниатор, а вскоре стал штатным композитором. И в той самой песне «У нас на «Лампочке» есть строчка – про него. Когда выпускник Томского музыкального училища аккомпанировал, то казалось, играл целый оркестр. В своем композиторском даровании поначалу сомневался. И всегда просил друзей или жену, Лилию Ивановну, послушать, «что получилось». «Разбудит среди ночи и просит: «Вот что написал, послушай», - вспоминает сегодня Лилия Лавриненко.
Славу как композитору Лавриненко принесла песня «К северу от Томска». Хотя автором музыки Владимир Федорович стал благодаря случаю. В то лето 1953 года вместе с «Лампочкой» должен был ехать на гастроли по Оби известный композитор и руководитель Сибирского хора Валентин Левашов, но семейные обстоятельства не позволили ему это сделать. И тогда начинающий композитор в самых походных условиях стал сочинять мелодию к уже известным стихам К. Лисовского. Он писал, а потом просил солистку Марию Сюбор (позже Смирнову) выйти на палубу и пропеть куплет или даже несколько фраз. Писал с учетом ее голоса. «Да там и сочинять-то было нечего, - вспоминал позже сам Лавриненко, - записывал гудки пароходов, паровозов, и все это стало начальной фразой…» Чуть позже в Новосибирске состоялся конкурс среди композиторов на эти стихи Лисовского, и музыка Лавриненко пришлась по сердцу и членам жюри, и слушателям. Самодеятельный композитор победил профессионалов.
Впрочем, о профессиональной состоятельности композитора Владимира Лавриненко говорит такой факт - его песни звучали в исполнении Академического хора имени Пятницкого, Омского народного хора, Сибирского народного хора. Фирма «Мелодия» выпустила пластинку с 20 песнями Лавриненко.

«На Руси никогда не умолкнут гармони»

Прологом к юбилейному концерту стал документальный фильм о хоре «Лампочки», снятый Западно-Сибирской студией в 1963 году, в самый звездный час коллектива, который уже обрел не только всесоюзную славу, но и познал международное признание. Когда заграничные гастроли в Польшу, Румынию, Германию были делом реальным.
Зал всматривался в эти черно-белые кадры, где все еще молодые, радостные, где энергия пятилеток органично переплавлялась в песни. Пафос созидания был вполне уместен. Смотрели, слушали, вспоминали.
С судьбой хора связаны личные и творческие судьбы многих известных томских поэтов, журналистов, певцов, танцоров. Для «Лампочки» писал стихи замечательный журналист и поэт Александр Соловьев. Именно с его песнями хор покорял нефтяную столицу области Стрежевой. Для хора сочинял Джон Анфиногенов.
Известная сегодня балетмейстер, заслуженный работник культуры, создатель ансамбля «Русские забавы» Ольга Алексеева с профессиональным образованием хореографа пришла работать на завод обычной рабочей, чтобы оказаться в творческом составе хора, при котором были созданы и танцевальные группы.
Многие из приглашенных могли бы рассказать о случаях, как хор вошел в их жизнь. На концерте прозвучали и песни той поры, когда руководство хором перешло к Анатолию Денисенко. На его долю выпала нелегкая миссия возрождения коллектива после распада страны. Кризис 90-х годов коснулся не только производства, но и творческих коллективов, которые были созданы при заводах. Возрождение хора «Лампочки» началось в 1997 году, когда было решено отметить 50-летие коллектива. Тогда инициативу по сбору ветеранов взяли на себя Музыкальное общество Томска и активисты хора.
 - Никого не приходилось уговаривать, - рассказывает Анна Малкова. - Я позвала тех, кто начинал, с кем много лет в хоре пела. С каждой репетицией нас становилось все больше и больше. С приходом Анатолия Денисенко хор был возрожден в составе 35 человек. И мы почувствовали в себе готовность вновь выходить к зрителям.
- Юбилейный концерт решили провести в БКЗ, - уточняет Ольга Радионова – Меня поразили сплоченность и спетость коллектива. На первой же репетиции они встали и запели. Как будто и не было провала в десять лет. К тому юбилею мы выпустили третий сборник песен Владимира Лавриненко «На Руси никогда не умолкнут гармони».
Программа юбилейного концерта была выстроена так, что каждая песня звучала как напоминание об определенном этапе жизни коллектива. Каждая танцевальная композиция с одной стороны возвращала в минувшие годы, а с другой свидетельствовала о том, что потенциал сегодняшнего состава хора, который возглавляет Александр Севастьянов, и танцевальных групп настолько мощный, что «Лампочка» еще долго будет светить. Тем более что сам завод давно уже перешел на выпуск светодиодных ламп, срок годности которых измеряется десятилетиями.
Татьяна ВЕСНИНА.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б