Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

13 07 2016Красное Знамя

Жизненная школа Стрежевого

Когда я приехал в Стрежевой в 1971 году, город был деревянным. Каменных строений не было, за исключением столовой «Брусничка». Дорог тоже не было, мы ходили в болотниках все лето — это была главная обувь. В 1989 году, когда я уезжал из Стрежевого после того, как прожил там 17 с половиной лет, это уже был красивый и благоустроенный современный город с населением в 50 тысяч жителей, многоэтажными домами, горячим водоснабжением и асфальтированными улицами.


На севере области появились крупные нефтедобывающие предприятия, буровые управления, строительные тресты, нефтетранспортные подразделения. Север начал притягивать людей не только высокой зарплатой, но и  возможностью раскрыться в труде, стать высококлассным специалистом, обрести карьерный рост.

Стрежевой стал хорошей жизненной школой для многих будущих руководителей городского, областного и федерального уровня. Сегодняшний наш губернатор Сергей Анатольевич Жвачкин — тоже воспитанник Стрежевого. Томский север дал старт и руководителям союзного масштаба, таким как министр нефтяной промышленности СССР Леонид Иванович Филимонов, министр топлива и энергетики России Виктор Иванович Калюжный. Жизненную закалку прошли в Стрежевом и такие руководители крупных томских предприятий, как Владимир Егорович Шафтельский, Владимир Павлович Мангазеев, Артур Александрович Фрицлер, Анфис Алексеевич Гельманов, Фанзиль Галимзянович Гарипов и многие другие.

Закалку севером прошел и будущий первый секретарь Томского обкома КПСС, депутат Государственной Думы России В.И. Зоркальцев. Виктор Ильич к нам в Стрежевой приехал из Колпашева. Стрежевские коммунисты его избрали первым секретарем горкома партии. Именно с его избранием в 1978 году началось бурное развитие столицы нефтяников области. Стабильно развивалась нефтедобыча, год за годом росли показатели у буровиков, строители возводили много нефтяных объектов. Но особенно выросли и обустроились объекты социального характера: тепличный комбинат, молокозавод. Жилищное строительство в начале 1980-х годов прошлого столетия получило большое развитие. И все это было построено, возведено в трудных условиях, где не было дорог, не было железнодорожного сообщения, грузы приходили в основном водой, пока шла навигация. 

Но, несмотря на это, жизнь в Стрежевом продолжалась и бурно развивалась. Был построен аэропорт в Пионерном, одновременно получил большое развитие аэропорт и в самом Стрежевом. Построили новое здание, расширили взлетно-посадочную площадку, это дало возможность принимать крупные самолеты. Теперь стрежевчанам, чтобы попасть в Москву, не надо было ехать в Томск или Новосибирск. Регулярные прямые рейсы Стрежевой — Москва, Стрежевой — Уфа, Стрежевой — Омск, Стрежевой — Тюмень стали обыденными. 

Крупным объектом строительства в те годы была радиорелейная линия Парабель — Стрежевой. После окончания ее строительства появилась надежная телефонная и телевизионная связь со всем миром. Теперь стрежевчане могли спокойно смотреть телевизор, в том числе красивые футбольные матчи. За пять лет своей работы на томском севере Зоркальцев сделал для Стрежевого и стрежевчан очень много, и было бы правильно увековечить его вклад в развитие и строительство столицы нефтяного севера присвоением его имени одной из улиц в этом городе и открытием мемориальной доски. 

Тогда многие предприятия возводили социальные объекты в Стрежевом. Только в составе титульного списка строительства нефтепровода «Александровское — Томск — Анжеро-Судженск» было пять детских садов — в Стрежевом, Каргаске, Парабели, Молчаново, Томске, два больших Дома культуры на 400 мест в Каргаске и Парабели, больница в Парабели и другие социальные объекты.

На север пришла большая могучая ЛЭП. Сейчас трудно представить, что еще 40 лет назад электричество в северных поселках вырабатывали дизельные электростанции, а свет включали только на время по графику. Лишь с началом нефтедобычи здесь появилось постоянное электричество. Словом, область получила колоссальный импульс для развития. 

Развитие нефтяной промышленности преобразило не только Стрежевой, изменилась к лучшему вся Томская область, был дан импульс для развития крупных промышленных предприятий. Например, «Сибкабель» стал производить для нефтяников высокотехнологичный кабель, который они заказывали. Для скважин нужен был особый кабель — стойкий, прочный, не разлагающийся от соприкосновения с нефтью. На предприятии его стали выпускать не только для томских нефтяников, но и для всей Западной Сибири. Получил развитие и манометровый завод, выпускающий необходимые для нефтяников измерительные приборы.

Сам я в то время работал главным инженером в Александровском районном нефтепроводном управлении. Одним из производственных наших объектов был Центральный товарный парк (ЦТП), который включал в себя головную нефтеперекачивающую станцию «Александровская» с крупным резервуарным парком, на ЦТП также находился цех подготовки нефти, который принадлежал объединению «Томскнефть». 

На ЦТП со всех промыслов объединения «Томскнефть» стекалась нефть. Кроме того, по двум нефтепроводам «Нижневартовск — Александровское» и «Самотлор — Александровское» мы получали тюменскую нефть. Подготовленную товарную нефть принимали, проверяли ее на качество и отправляли по нефтепроводу на нефтеперерабатывающие заводы страны. Несмотря на большое количество резервуаров и большой объем нефти, ЦТП был экологически чистым объектом, мы за этим пристально следили. Наш центральный товарный парк был образцовым объектом, который показывали всем почетным гостям Стрежевого. 

Однажды сказали, что к нам в Стрежевой приехал член ЦК КПСС Ульянов — именно так его представили. Оказалось, что это известный и всенародно любимый артист Михаил Ульянов. Гостя сопровождал Егор Кузьмич Лигачев, первый секретарь Томского обкома КПСС. В тот момент руководитель нашего предприятия был в отпуске, и мне на правах хозяина пришлось принимать знаменитого артиста на ЦТП. По дороге Ульянов и Лигачев говорили о литературе. Как раз тогда вышла книга Василия Шукшина «Я пришел дать вам волю» — о Степане Разине. Мы привыкли считать Разина народным освободителем, выступавшим против эксплуататоров, а в книге он был показан как разбойник. По тем временам — очень смелая мысль, об этом как раз и шел разговор. 

Михаил Ульянов — мой земляк, уроженец Омской области. Правда, я с юга, а он с севера, с Тары. Свою карьеру он начинал в Омском драмтеатре. И после того, как я познакомил его с работой нашего ЦТП, решил признаться, что я тоже омич. Михаил Александрович обрадовался нежданной встрече с земляком, да так искренне, что все вокруг сразу заулыбались. 

С 1971 года я неизменно трудился в Управлении магистральных нефтепроводов Центральной Сибири Главтранснефти Миннефтепрома СССР. С 1989 года на его базе было создано производственное объединение «Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири», одно из дочерних предприятий ГК «Транснефть». Работал на инженерных должностях, с 1985 года возглавил Александровское районное нефтепроводное управление, а в 1989 году был избран генеральным директором объединения «Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири». С нефтяной промышленностью связан 33 года, из них 17 прошли в Стрежевом. Эти годы стали хорошей жизненной школой, и я нисколько не жалею об этом, потому что она мне в последующей жизни очень помогла.

Рафик БИКБАВОВ, почетный работник

нефтяной промышленности.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б