Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

12 07 2016Красное Знамя

Развитие в условиях конкуренции

Многие индивидуальные предприниматели и малые предприятия хотели бы поставлять свою продукцию и представлять свои услуги в закрытом Северске. Но одни не знают, как к этому подступиться, ведь ЗАТО все еще окружает забор из колючей проволоки, другие боятся сложности процедур, а третьих беспокоит недостаток информации о требованиях заказчиков. Хотя в период бурного развития интернета все эти опасения не должны стать существенными препятствиями для развития взаимовыгодного бизнеса.


Тем более, когда правительство и российские парламентарии подготавливают все больше законодательных актов для поддержки российского малого бизнеса, определяя для него немалые квоты в перечне обязательных закупок как для местной власти, так и государственных предприятий и госкорпораций. Так, например, для муниципалитетов – и Северск здесь не исключение – определен минимум в 15 процентов, который должны составить контракты именно для «субъектов малого предпринимательства».

Начальник отдела муниципального заказа администрации ЗАТО Северск Марина Соловцова поделилась официальной статистикой по закупкам. В 2014 году было проведено 953 конкурса, аукциона и прочих процедур по закупкам, в том числе 234 – для малого бизнеса. Общая сумма предполагаемых контрактов составила 905 миллионов рублей, в которых 181 миллион – для СМП. Всего было заключено контрактов 787 на общую сумму в 752 миллиона рублей, в том числе доля малого бизнеса составила 217 контрактов на 150 миллионов. А в прошлом году объявленная сумма закупок составила уже 1 миллиард 57 миллионов рублей, в том числе для «малых» - 240 миллионов. Всего было заключено 663 контракта на 839 миллионов рублей, из которых на малый бизнес пришлось 237 договоров на 163 миллиона. Первый квартал текущего года, по оценкам специалистов, из-за обилия праздников и отчетов не является показательным, но тем не менее тенденцию развития подтверждает. В Северске муниципалитет объявил о закупках по 95 контрактам на 125 миллионов, в том числе 41 из них на 47 миллионов предназначался для индивидуалов и МП. Было заключено 87 на 95 миллионов, в том числе по малому бизнесу 32 на 37 миллионов. Как свидетельствуют цифры, муниципалитет Северска охотно и активно делится работой с предпринимательским сообществом. В том числе и потому, что устраивают предлагаемые малым бизнесом цены. Как показывает опыт, экономия в таких конкурсах бывает выше, нежели с участием более крупных игроков.

К сожалению, официальная статистика и в администрации ЗАТО, и на Сибирском химическом комбинате, являющемся градообразующим предприятием для Северска, не делит бизнес на северский и томский. Поэтому узнать истинный масштаб экспансии томичей в закрытый город не представляется возможным, как и то, насколько они составляют конкуренцию местным предпринимателям. Зато доподлинно известно, что, например, в прошлом году поставщиками товаров и услуг для Сибирского химического комбината являлись 379 компаний из Томской области. Ими было заключено контрактов на 3 миллиарда 800 миллионов рублей. Это означает, что примерно 26 процентов от объема закупок СХК остается в нашем регионе. Томичи составляют 41 процент от общего числа поставщиков.  Хотя бесспорно в силу специфики предприятия, в том числе и секретной составляющей, доля москвичей также является существенной. Впрочем, московское присутствие на электронных торгах по любому поводу вряд ли кого-то удивит, но вот в последнее время на северский рынок все упорнее пытаются  зайти в том числе и малые предприятия соседнего Новосибирска. И хотя транспортное плечо для них длиннее, чем для предприятий Томска, но это не останавливает конкуренцию.

Впрочем, для местных есть все-таки некие преференции. Например, обучающие семинары, которые для представителей Томска и Северска проводят администрации ЗАТО и СХК. На них можно, как говорится, вживую познакомиться с начальниками отделов закупок, хотя это ничего не изменит в процедурах, но есть возможность задать все накопившиеся вопросы. И многие из них касаются тонкостей закупочной документации.

- Сибирский химический комбинат сам не пишет положение о закупках – это прерогатива госкорпорации «Росатом», - отмечает начальник отдела закупок предприятия Оксана Котова. -  Это положение утверждается Наблюдательным советом, в который в том числе входят и представители правительства России. Закупочная документация – это самый основной документ, который публикуется на сайте zakupki.rosatom.ru на государственном сайте zakupki.gov.ru и на одной из трех электронных торговых площадок. Кстати, теперь выбрать электронную торговую площадку СХК не может, поскольку было признано, что это коррупционный шаг. Электронная торговая площадка выбирается автоматически при подготовке документации для размещения. Отбор торговых площадок проводится ГК «Росатом» по конкурсу.

«Росатом» признает одной из приоритетных задач – развитие малого бизнеса в регионах. Одной из мер поддержки и является объявление торгов по продукции и услугам для собственных нужд. Если раньше это делалось в общей «обойме», то с прошлого года торги для малого и среднего бизнеса проводятся отдельно. Что нужно сделать предпринимателю, чтобы попасть в заветный список поставщиков? Конечно, внимательно ознакомиться с закупочной документацией. Если вы уверены, что можете выполнить технические условия, то нужно зарегистрироваться на электронной площадке, где проходят торги. С площадкой нужно познакомиться, понять, как она работает и как вам работать в личном кабинете. Если возник вопрос – напишите запрос. До трех запросов по контракту – это нормально, если вы укладываетесь в установленные сроки.

- Вот самые распространенные ошибки, которые допускаются при подаче заявок, - подчеркивает, обращаясь к участникам семинара для предпринимателей, Оксана Котова. - Просим одну конкретную  вещь или услугу, а вы предлагаете аналог. В таком случае нужно подтвердить, что аналог соответствует тем требованиям, которые заложены в техническом задании. Технические задания – это тема болезненная для всех, как и существующие пробелы в законодательстве. Если участвуете в конкурсе, подтвердите выполнение каждого пункта технического задания. Посмотрели все и написали декларативно: «подтверждаю выполнение каждого пункта технического задания». Это минимизирует запросы в ваш адрес. Но даже, подав заявку, будьте на связи с электронной площадкой. Вам в любое время может прийти уточняющий  запрос в Личный кабинет. Вы его не увидели –  вашу заявку отклонили. И все, поезд ушел. Вы не заметили сообщение, которое к вам пришло, не отреагировали на него, вам помочь никто не сможет.

Кстати, иногда при заполнении заявки предприниматели – по ошибке ли, или чтобы повысить собственный статус – неправильно определяют, к какой категории относится их предприятие, и осторожно пишут «средний бизнес». И автоматически вылетают, допустим, из конкурса муниципалитета Северска, где участвуют только малые предприятия. Потому что заказчик верит написанному пером и не обязан проверять достоверность этого пункта заявки. Поэтому проверьте себя на «малость» предприятия. Если выручка за два года не превышает 800 миллионов рублей, численность за три года не перешагнула 100 человек, то вы все же в малом предприятии.

Мы опросили некоторых участников семинара. Практически все готовы работать и с муниципалитетом Северска, и с командой СХК, где требуются самые разные услуги – от швейных товаров до промышленного альпинизма. Пожалуй, лучше всех общие мысли про сотрудничество с Сибирским химическим комбинатом  выразил представитель Северского дата-центра Алексей Волынцев:

- Вообще очень интересно работать с данным заказчиком. Но мы трудимся в отрасли связи, и для нас возможности появляются реже, чем нам хотелось бы. Однако периодически бывают выгодные и удачные контракты. Работа с СХК – знаю и по нашим партнерам – не сложнее, чем с муниципалитетами, а  это схемы уже отработанные. Может быть, есть трудности по первоначальному заходу - в первые разы это сложно чисто организационно. Но потом привыкаешь, и все хорошо получается.

Так что, уважаемые индивидуальные предприниматели и руководители малых предприятий, в Северске есть поле деятельности. И даже если у вас нет пропуска в город, контракт можно выиграть и не заезжая за «колючку».

Доля закупок АО «СХК» у субъектов малого и среднего предпринимательства за 2015 год составила 32% (от годового объема за вычетом закупок, исключение которых предусмотрено Постановлением РФ № 1352 от 11.12.2014). На 2016 год плановый показатель, установленный правительством РФ, составляет 18%, но это не предел, и достижение этого показателя не позволяет комбинату прекратить закупки у малого бизнеса. И эти закупки вполне могут быть выиграны малыми и средними предприятиями Северска и Томской области, а это означает, что средства останутся в регионе, позволяя ему развиваться.

Сергей МАКИЕНКО.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б