На этой неделе гостем нашей редакции вновь стал мэр Томска Иван Кляйн. Несмотря на его плотный график, нам удалось задать градоначальнику много вопросов, в том числе непростых, на которые нет однозначного ответа и решения.
Речь шла о введении новой маршрутной сети и попытках перевозчиков повлиять на решение власти, пожарах и маневренном фонде, застройке исторических территорий, ремонте дорог и озеленении. Мэр был предельно откровенным и не скрывал, что подчас главная задача власти – сблизить позиции людей и найти компромисс.
- Расскажите, как идет работа по введению новой маршрутной сети. Когда состоятся аукционы на новые маршруты?
- Хочу подчеркнуть, что аукционы на право оказания услуг по перевозке пассажиров - один из этапов той большой работы, которую мы проводим вот уже второй год. И главная наша цель - обеспечение безопасных и качественных пассажироперевозок. Вы знаете, что в конце мая аукционы были размещены, но отменены из-за технических ошибок в документации. После этого были внесены изменения в план-график закупок. Аукционы начали размещаться 5 июля, и до конца недели мы планируем разместить их по всем маршрутам. Надеюсь, что все они успешно состоятся. Запас времени у нас есть, так как новая маршрутная сеть, как мы говорили ранее, начнет действовать только с 2017 года.
- Маршрутники в очередной раз выступили с заявлениями о готовящейся забастовке. Какие шаги предпринимает администрация в этой связи?
- Во-первых, хочу отметить, что те люди, которые выступают с такими заявлениями, отнюдь не представляют интересы всех перевозчиков. Большая часть предпринимателей осознает важность работы, которую мы проводим, и понимает, что мы отстаиваем интересы населения. В мае, когда было объявлено о первой протестной акции, мы сделали все возможное, чтобы ее не допустить и обеспечить транспортное сообщение для томичей. В ряде моментов пошли навстречу бизнесу.
Специалисты комитета по транспорту и управления тарифной политики и муниципального заказа консультировали всех желающих принять участие в аукционах, рассказывали о процедуре торгов и документации, которую необходимо предоставить. Также были проведены двухдневные обучающие семинары, где специалисты площадки РТС-тендер объяснили перевозчикам процедуру торгов. Идя навстречу их пожеланиям, мы договорились о том, что в аукционах смогут принимать участие перевозчики, у которых есть автобусы старше 10 лет. В 2017 году на линии будут работать автобусы не старше 12 лет. А на 2018 год мы уже ставим ограничение – не старше 10 лет. Эта годовая отсрочка стала нашим шагом навстречу перевозчикам.
Теперь они выдвигают новые требования: выдать им маршрутные карты. В противном случае после 15 июля, в соответствии с 220 ФЗ, их могут оштрафовать контролирующие органы. Мы провели рабочее совещание с руководством УГАДН по Томской области, которое подтвердило, что штрафные санкции могут быть наложены. Чтобы обезопасить перевозчиков, мы выдадим им временные маршрутные карты. Но по вопросу проведения аукционов отступать не намерены. Задача власти - создать условия для безопасных и качественных перевозок. И все эти требования прописаны в аукционной документации.
- Прокомментируйте ситуацию с застройкой на ул. Источной. В очередной раз застройщик обратился к мэрии, теперь за изменением вида разрешенного использования…
- Да, на прошлой неделе комиссия по застройке и землепользованию дала положительное заключение по предложению застройщика (прим. автора: ООО «Управляющая компания «Томскреставрация»). Оно касалось изменения вида разрешенного пользования земельного участка по ул. Источной, 41, на «Многоквартирные жилые дома в 2-4 этажа». Понятно, что застройщик отстаивает свои интересы. Для членов комиссии (в состав которой входят и депутаты городской Думы, и архитекторы, и общественность) решающим, видимо, был тот факт, что застройщик представил согласование от областного комитета по охране объектов культурного наследия. Комитет, в свою очередь, выдал согласование на том основании, что застройщик предоставил раздел проекта по сохранению объекта культурного наследия.
Публичные слушания носят рекомендательный характер. При этом в них учитываются голоса тех жителей, которые проживают в домах, соседствующих с участком застройки. И не только тех, кто пришел, но и тех, кто представил письменные обращения. Я посмотрел протокол: с учетом письменных обращений проект поддержали 30 человек и 24 были против. За последние дни к нам поступили также обращения от жителей дома по ул. Источной, 46, – это здание-памятник, которые говорят, что строительство уже нанесло ущерб их дому. И боятся, что в дальнейшем стройка только усугубит ситуацию. Понятные опасения – именно поэтому я дал поручение районной администрации обследовать текущее состояние дома, установить строительные «маячки». А департаменту архитектуры дополнительно оценить проект с точки зрения влияния строительных работ на соседнее здание. Также думаю было бы хорошо заключить соглашение между строителями и жителями дома, где будет прописана ответственность застройщика на случай ухудшения состояния дома по ул. Источной 46.
Конечно, есть сторонники позиции: а давайте вообще запретим им строить.
Но в этом случае при отсутствии законных оснований такое решение будет очень легко опротестовано в суде. А главное - развитие территории будет отложено еще лет на 10. Потому что в бюджете на это денег нет.
Это одна сторона. А есть и другая. Причем ее также высказывают простые люди. У нас есть обращения от жителей Татарской слободы (где-то около 200 подписей), где говорится, что они поддерживают проект, потому что в шаговой доступности для них появятся детские и спортивные площадки, благоустроенная территория.
Одним словом, простого и однозначного решения здесь нет. Мне кажется, надо искать компромисс, сближать позицию людей. Будем продолжать эту работу – встречаться с жителями, застройщиком, выслушаем еще раз позицию комитета по сохранению объектов культурного наследия.
- В конце июня на пер. Шегарском произошел большой пожар. Люди остались без крыши над головой. И в очередной раз это обострило проблему маневренного фонда…
- Да, это был серьезный пожар. Слава богу, обошлось без жертв. Во многом благодаря тому, что подоспели сотрудники ГИБДД и вневедомственной охраны. Естественно, со всеми погорельцами сразу же начала работать администрация района – восстанавливать документы, решать вопросы с расселением, выделением материальной помощи.
Этот порядок в районах отработан четко, поскольку горят дома, к сожалению, часто.
Искренне сочувствую тем, кто потерял свой дом. И искренне удивляюсь, когда люди в такой ситуации устраивают шоу для телекамер.
Семьям с детьми мы всегда идем навстречу. Им предлагают лучшие имеющиеся варианты. В этом случае тоже было предложено 3-4 варианта маневренного фонда, в том числе в отремонтированном деревянном доме на ул. М. Горького, 48. Комнаты там небольшие, но условия для проживания хорошие. Чисто, светло, санузел и даже мягкая мебель есть. В итоге на этот вариант, как мне сообщили вчера сотрудники районной администрации, согласились две семьи погорельцев. Одну семью разместили на пер. Кольцевом, 43/4. У троих есть жилье в собственности, и одна семья разместилась у родственников и отказалась от маневренного фонда. Размер материальной помощи составил от 42 до 84 тысяч рублей на семью – в зависимости от количества членов. Если говорить в целом о маневренном фонде города, то сегодня это 225 жилых помещений. За последние два года мы создали 73 новых помещения – в домах по ул. Лебедева, 5 (52 квартиры) и М. Горького, 48 (21 квартира). И будем продолжать эту работу.
- Лето - жаркая пора для городских служб. Расскажите, как идет ремонт дорог?
- Действительно, у наших дорожников и коммунальщиков сейчас горячая пора. Я поставил задачу - в основной массе завершить работы по замене асфальтобетонного покрытия до 15 августа. И если не мешают дожди, эта работа идет. На сегодняшний день выполнен ремонт 112 тыс. кв. м. дорог и тротуаров. В том числе на всю ширину проезжей части покрытие заменено на Комсомольском проспекте, ул. Витимской и Кузнечном взвозе.
В настоящее время работы ведутся на ул. Савиных, пр. Фрунзе, на ул. Карпова, пер. Карповском, ул. О. Кошевого, ул. Л. Толстого. Замена покрытия идет и на тротуарах. Уже завершены работы по улицам Усова и Советской. Продолжаются работы по улицам Нахимова и 79-й Гв. дивизии. Всего планируем отремонтировать за лето тротуары по 23 улицам.
Не забываем и о частном секторе. По просьбам жителей ежегодно отсыпаем проезжую часть асфальтобетонным сколом. Эти работы уже выполнены на девяти улицах площадью 18 тысяч кв. метров. В этом году муниципалитет выделил на ремонт 310 млн рублей. Еще 80 млн рублей составила субсидия из бюджета области на приведение в порядок подъездных путей к объектам социальной сферы. В план работ включены 65 учреждений. Работы выполнены уже примерно на треть. Хотел бы затронуть еще одну тему. В июне у меня состоялись традиционные встречи с коллективами районных администраций, и один из вопросов, который мне задавали везде, был связан с возобновлением программы ремонта внутриквартальных проездов. В последний год средства были выделены только на содержание внутрикварталки. Но покрытие ветшает, и люди жалуются, что не могут проехать в микрорайонах. Я полагаю, нам нужно серьезно подумать об этом при формировании бюджета следующего года. Реально на это требуется порядка 15-20 млн. рублей на каждый район в год. Думаю, что депутаты, которые много общаются с жителями на округах и знают о реальном положении дел, нас поддержат.
- По вашему поручению был разработан механизм передачи деревянных домов инвесторам за символическую плату для их восстановления и последующего использования. Как движется эта работа?
- На сегодняшний день все необходимые нормативные документы разработаны. В качестве пилотных проектов мы выставили на аукцион два здания - ул. Пушкина, 24, и пр. Ленина, 25/1. По ним результаты аукционов будут известны к началу августа. В ближайшее время предложим инвесторам посредством торгов еще семь объектов.
Вообще я ставил задачу - предложить инвесторам для восстановления 15 деревянных зданий. И до 1 августа мы это сделаем. Хотя это направление, конечно, требует индивидуальной и точечной работы с инвесторами. Большая часть зданий будет объектами исторической среды.
- Вопрос уже много раз обсуждался, но все-таки… есть какие-то подвижки по зданиям на ул. Никитина, 8, и пр. Кирова, 49?
- Здание на пр. Кирова, 49, будет новым образовательным учреждением и включено в программу создания дополнительных ученических мест, на которую мы планируем получить федеральное и региональное софинансирование. Для реализации этих планов нам необходимо решить вопрос с сокращением границ санитарно-защитной зоны. По последней информации, НПЦ «Полюс» уже подготовил и в ближайшее время готов передать в Роспотребнадзор проект сокращения границ СЗЗ. Следующий этап - получение заключения и проведение в течение девяти месяцев замеров, чтобы подтвердить проектную санзону. Так что эта работа медленно, но идет. Без сокращения СЗЗ учреждение не сможет получить лицензию на образовательную деятельность. Поэтому мы начали работу с предприятиями заранее. На капитальный ремонт этого здания требуется порядка 620 млн рублей.
По ул. Никитина, 8, хотел бы озвучить такой же перспективный план, но его пока нет. В среду мы побывали там еще раз вместе с представителями администрации Советского района, департаментов архитектуры и капитального строительства. Периметр территории охраняется, на расчистке мусора там работают студенты стройотряда.
Я дал поручения поднять документы по техническому состоянию каждого здания комплекса. При необходимости дообследовать их. После этого можно будет понять, какой объем средств необходим для подготовки проектно-сметной документации. В результате должна родиться дорожная карта, где будет прописано, какие здания, и главное - в какие сроки мы будем предлагать инвесторам, какие будем поэтапно восстанавливать сами. Также определились, что эта территория будет использоваться преимущественно как спортивно-рекреационная.
- А какие общественные пространства появятся в Томске в этом году?
- Их будет немало. И большую часть мы обустраиваем на средства бизнеса или в содружестве с ним. Вы помните, что в соответствии с программой «Наш Томск» мы взяли на себя обязательство создать порядка 100 новых общественных пространств за пять лет. Пока эти темпы выдерживаем. Конечно, не все эти пространства такие масштабные, как площадь ССО. Где-то это небольшие скверы, зоны отдыха. В этом году, как и планировали, приступили к созданию общественных пространств на территориях, освобожденных от стихийных уличных рынков. На ул. Дзержинского делаем асфальтирование, тротуары, парковки, подрезку аварийных деревьев. Здесь сохранится одностороннее движение. На пер. Плеханова будет небольшой пешеходный бульвар – от Ленина до ул. Гагарина. Здесь появятся небольшой фонтан, скамейки, красивые фонари, много зелени. В будущем здесь можно будет оборудовать уличное кафе в европейском стиле со столиками под открытым небом, а зимой устанавливать елку и делать рождественскую ярмарку. На пер. Карповском будет проведено асфальтирование, сделаны тротуары и парковки. Везде привлекаем средства бизнеса.
Помимо этого до осени стоит задача - благоустроить Белое озеро. Мы нашли инвесторов, которые профинансируют большую часть работ по ремонту покрытия дорожек, установке детской и спортивной площадок.
Есть ряд продолжающихся проектов. Это дендропарк в Тимирязевском (проект финансирует компания «Лама»). Сквер на пл. Батенькова. В этом году администрация Советского района планирует обустроить здесь еще один зеленый уголок тихого отдыха и запустить фонтан. На ул. Мокрушина продолжится благоустройство территории – появится новая спортивно-оздоровительная зона. Будут завершены работы на улице А. Иванова, здесь появятся детская площадка, озеленение и тротуар до Аллеи пивоваров.