Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

08 06 2016Красное Знамя

Практика в приоритете

В нашей области наблюдается устойчивый демографический рост. Заметно увеличивается число дошколят, власти прогнозируют, что количество школьников ежегодно будет прирастать на пять тысяч детей и к 2025 году увеличится до 36 тысяч. Томский государственный педагогический колледж, осуществляющий подготовку по двум направлениям — «Дошкольное образование» (воспитатель) и «Преподавание в начальных классах» (учитель начальных классов) - занимает лидирующие позиции в этой деятельности. Это касается  как качественной, так и количественной подготовки педагогических кадров в сфере дошкольного и начального общего образования. За годы своей работы учреждение подготовило более 20 тысяч специалистов.

Школа подготовки учителей начальных классов и воспитателей в Томске  начала складываться с 1922 года, когда было открыто русское педучилище. Сегодня педагогический колледж, в котором обучаются 1100 студентов, сохраняет традиции и совершенствует образовательный процесс. Главными  преимуществами называют практический характер образования, тесную связь с работодателем и максимум образовательных возможностей, соответствующих тенденциям инновационного развития региона.

Престиж профессии
В соответствии с майскими Указами президента РФ Владимира Путина и решениями губернатора Сергея Жвачкина в сфере образования формируется значимость профессии учителя и воспитателя, что приводит к росту количества выпускников школ, желающих поступить в педагогический колледж. Количество студентов в колледже за последние пять  лет увеличилось почти в два раза. Среди поступающих конкурс вырос с 1,5  до 4,6 человека на место. Средний балл аттестатов у абитуриентов также увеличился с 3,4 до 4,6 балла.
В связи с ростом потребности в педагогических кадрах учредителем колледжа — областным департаментом профессионального образования — принят политический шаг по увеличению бюджетных мест. По специальности «Дошкольное образование» была добавлена бюджетная заочная форма обучения, которой ранее не было. Именно здесь в 2015 году был самый высокий конкурс при поступлении — 4,6 человека на  место. Соответственно, увеличился и выпуск специалистов —  вырос более чем в 2 раза (с 89  до 189 человек). 
Выпускники педколледжа получают ряд преимуществ. Во-первых, после вступления в силу  майских указов президента РФ специалисты имеют гарантированную заработную плату в размере среднего дохода по региону. Кроме того, молодые педагоги получают определенные законом социальные гарантии и льготы. 
Во-вторых, прием в колледж осуществляется по конкурсу аттестатов, что дает возможность поступить на бюджетную форму обучения ребятам из сельских и отдаленных районов области. Около 70% обучающихся — выпускники из сельской местности, которые потом возвращаются домой, где они востребованы и где их ждет работа. Кстати, поступить в педагогический колледж можно на базе как 11, так и 9 классов.
— Мы прогнозируем, что потребность в наших выпускниках в ближайшее время будет только расти. Сегодня в школах области 27% учителей начальных классов — старше 55 лет, в дошкольных учреждениях — 14% воспитателей пенсионного возраста, — говорит директор Томского государственного педагогического колледжа Татьяна Микуцкая. — Им нужно готовить смену. В связи с тем, что «демографическая яма» пройдена, количество учеников из года в год увеличивается, переход школ на обучение в первую смену тоже повысит  потребность в кадрах.

С первого курса — к детям
Своим преимуществом в педагогическом колледже называют также практикоориентированность обучения. Практика у студентов начинается с первого курса, второкурсникам уже дается возможность самим попробовать себя в роли учителя или воспитателя, а на преддипломной практике студенты могут реализовать свой творческий подход, придумать и внедрить что-то новое.
— Когда мы готовим графики ознакомительной, учебной, производственной и преддипломной практик на базе работодателей, делаем так, чтобы наш выпускник попрактиковал себя  в разных детских садах или  школах, — говорит заместитель директора Евгения Зырянова. — Таким образом, наши студенты получают широкий спектр дополнительных компетенций — различных педагогических приемов и педагогических технологий воспитания, обучения, развития и оздоровления детей.
В педагогическом колледже создан центр по трудоустройству, который занимается планированием и распределением выпускников. «Официально распределения не существует, но у нас оно сохранилось, — отмечает директор колледжа. — Как только наши студенты выходят на практику, работодатель начинает к ним присматриваться и в большинстве случаев предлагает заключить договор целевого обучения, чтобы гарантированно получить подготовленного специалиста. В конце мая у нас выпускники  вернулись с преддипломной практики, и на сегодняшний день уже 80% из них  гарантировано трудоустройство.

World-Skills
для воспитателей
Томский педагогический колледж присоединился к международному движению  World-Skills. В декабре 2015 года прошел первый региональный чемпионат  по компетенции «дошкольное воспитание», в котором приняли участие четверо студентов ТГПК и один участник из Северского промышленного колледжа.
— На базе нашего колледжа создан специализированный центр компетенций по подготовке  участников чемпионатов World-Skills по «дошкольному воспитанию», — рассказывает Евгения Зырянова. — Мы пошли дальше: подали заявку, чтобы стать межрегиональным центром компетенций, и выиграли этот конкурс. У нас есть и технические, и кадровые условия. На нашей базе проходит подготовка экспертов, будущих чемпионов, а также повышение квалификации для участников чемпионатов из ближайших регионов — Новосибирской и Кемеровской областей, Алтайского края. Ближайший к нам такой же центр находится в Ангарске Иркутской области.
Сейчас администрация и специалисты педагогического колледжа разрабатывают проект организации  движения Junior-Skills, которое начинается со школьной скамьи. Уже есть ряд школ, которые готовы сотрудничать с колледжем в рамках внеурочной деятельности. Движение Junior-Skills носит еще и профориентационный характер, а значит, в колледж придут  мотивированные на получение педагогической профессии  абитуриенты.

модель колледж-вуз
Задача Томского педагогического колледжа — подготовка высококвалифицированных и конкурентоспособных педагогических кадров, и педколледж представляет своим студентам максимум образовательных возможностей. Именно поэтому здесь разработали модель интегрированной  подготовки высокоспециализированных, конкурентоспособных педагогических кадров. В связи с этим было заключено соглашение с Томским государственным педагогическим университетом.
— Студенты поступают к нам на очную форму обучения по конкурсу аттестатов на базе 11 классов, — раскрывает особенности новой модели Татьяна Микуцкая. — В октябре, когда в вузах начинается заочное обучение, наши студенты имеют право  поступить на заочную форму в педагогический университет. Три года идет интегрированное обучение — на базе колледжа очное, в вузе заочное. Через три года наш студент получает диплом о среднем профессиональном образовании и трудоустраивается по полученной специальности, и ему еще остается год-полтора, чтобы завершить учебу по заочной форме и получить диплом о высшем образовании.
Модель «колледж-вуз» начала работать всего год назад, но сразу же оказалась востребована — по этой программе в ТГПК обучаются 43 студента.  Преимущество ее в том, что в вузе обучение идет по ускоренной программе — поскольку специальность одна и та же,  и дисциплины те же. Второе (высшее) образование студенты получают платно, но по соглашению с ТГПУ: 50% берет на себя вуз, а 50% — студент колледжа. Таким образом, выпускник через 4-4,5 года имеет диплом учителя начальных классов (воспитателя), один год стажа работы в образовательных учреждениях, а также получает высшее образование.

Программы
переподготовки
В педколледже осуществляется реализация программ дополнительного профессионального образования по профессиональной переподготовке и повышению квалификации педагогических работников в сфере образования в соответствии с новыми требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональных стандартов и требований работодателей.
Кроме того, реализуются программы по получению дополнительных компетенций педагогическими кадрами для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами и частными детскими организациями.

Педагогический десант
В связи с поручением губернатора Сергея  Жвачкина  о разработке программы подготовки педагогических кадров в сфере образования в апреле-мае 2016 года под руководством областного департамента профессионального образования Томский педколледж провел масштабную  акцию «Педагогический десант».
— Мы побывали во всех муниципальных образованиях и городских округах области, вместе с главами  и  руководителями управлений образования районов обсудили механизмы и модели подготовки педагогических кадров для школ и детских садов с учетом проблем и особенностей социально-экономического  развития  самих территорий, — рассказывает Татьяна Микуцкая. — Это общение оказалось очень полезным и продуктивным. Хотелось бы лично поблагодарить за участие в выработке предложений, форм подготовки повышения квалификации педагогических кадров,  глав муниципальных образований: Асиновского района — Александра Евгеньевича Ханыгова, Кожевниковского района — Александра Михайловича Емельянова, Шегарского района — Вольдемара Фридриховича Маргерта, Чаинского района — Владимира Николаевича Столярова, Каргасокского района — Андрея Петровича Ащеулова, Молчановского района — Владимира Николаевича Киселева. Особенную заинтересованность в развитии и внедрении конкурсов и школ профессионального мастерства (движения World-Skills и Junior-Skills) заявили главы муниципальных образований: Александровского района — Игорь Сергеевич Крылов, Асиновского района — Александр Евгеньевич Ханыгов, Каргасокского района — Андрей Петрович Ащеулов, Молчановского райна — Владимир Николаевич Киселев, города Томска - Иван Григорьевич Кляйн.
— Мы благодарны и мэру Томска Ивану Григорьевичу Кляйну. Представители городского департамента общего образования обеспечили прохождение производственной практики выпускников педагогического колледжа с последующим гарантированным трудоустройством в школе, — продолжает Татьяна Микуцкая. — Также прошла встреча с выпускниками педагогического колледжа, где наши студенты узнали об условиях, заработной плате и мерах социальной поддержки для молодых специалистов. Сотрудники городской администрации выразили готовность организовать целевое обучение в педагогическом колледже выпускников школ, развивать наставничество и заключить соглашение с педагогическим колледжем о стратегическом партнерстве.
По результатам проведенной акции «Педагогический десант»  колледж разработал новую программу и определил приоритеты и модели подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для образовательных учреждений области на период 2016-2020 годы, в том числе для малокомплектных школ. Реализация программы будет направлена на сохранение лидирующих позиций по количеству и качеству подготовки высококвалифицированных, практикоориентированных и конкурентных педагогических кадров с использованием инновационных технологий.
Подготовить таких педагогов, которые с детского сада будут формировать знания, умения и навыки детей, способных в процессе непрерывного образования реализовать свой личностный потенциал в интересах поступательного развития России, общественного и личного прогресса, и конечно же воспитать личность — главный капитал для нашего региона,  инновационного территориального кластера «ИНО-Томск», — такую цель поставил педколледж на ближайшую перспективу.
Юлия КЛИМЫЧЕВА.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б