Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

25 02 2016Красное Знамя

Ушел за горизонт

…До рассвета 21 февраля оставалось несколько часов. Утром он собирался вместе с друзьями серьезно подумать о поездке в Крым. А в 3.45 он отправился в свое последнее, бесконечное путешествие, оставив на этой стороне жизни друзей, картины, любимых женщин, любимое дело и  добрую память о себе.

На его похороны пришли речники, охотники, рыбаки, художники, профессора разных вузов, ученые, артисты, музыканты, писатели, журналисты, искусствоведы, соседи, врачи, геологи, путешественники, библиотекари, архитекторы, чиновники…  Даже после смерти жизненная энергия, щедрость души Германа Завьялова проявили его редкий человеческий дар - умение объединять, собирать людей, самых разных, делать их нужными друг другу. Казалось, каждый чувствовал, слышал и подчинялся завьяловскому чуть с хрипотцой голосу. И каждый понимал, что его профессия, его статус абсолютно в момент прощания не имеют значения. Значения имел только тот случай, когда Герман Завьялов вошел в их судьбу и остался в ней навсегда.  И каждый вспоминал.
«Убежденный и искренний носитель академических ценностей», «классик», «эпоха в художественной жизни Томска» представал в этих рассказах как человек невероятной трудоспособности, щедрый, добрый, веселый, хороший рассказчик, заядлый охотник и рыбак, внимательный к молодым талантам. Речники вспоминали, как помогали ремонтировать катер Завьялова, и как художник на их глазах делал эскизы и дарил их. Картины были такой убедительной правды, что капитану одного судна пришлась прикрутить натюрморт на саморезы, потому что матросы думали, что стакан, стоящий около бутылки, настоящий, и все время норовили взять его в руку… Искусствовед из Парабели Александр Дащенко рассказывал, что 20 февраля в Парабельской картинной галерее открылась персональная выставка Завьялова, и уже на следующей день она стала первой посмертной. Говорил, что Нарым был для художника своеобразным Барбизоном, что в Парабели хранится самая большая коллекция его работ – более 600 живописных и графических работ.
Из воспоминаний и рассказов рисовался портрет художника, живой портрет абсолютно живого и счастливого человека. Вот такой парадокс.
Творчество Германа Завьялова - явление в отечественном искусстве абсолютно самостоятельное и уникальное. В 2011 году он вошел в десятку лучших художников страны. У него множество регалий и почетных званий, в том числе звание заслуженного художника РФ (2011), золотая медаль Академии художеств России (2012). За полувековую творческую жизнь этот большой мастер создал более 3000 произведений. Самые авторитетные искусствоведы страны называют его мастером  эпического таланта.
Завьялов - один из тех художников, для которых всегда была важна география. Она во многом определяла биографию. Герман Николаевич родился 8 октября 1937 года в д. Зарянка Омской области. Родился у реки. В два года научился плавать. И вся жизнь его прошла невдалеке от воды. Все его путешествия, а начал он колесить по свету еще мальчишкой, так или иначе связаны с речными или морскими просторами. Он покорил самые мощные реки Сибири - Обь, Лену, Енисей. И они покорили его, на долгие годы став источником вдохновения. В молодости в охоте за пейзажами он прошел (на боте под парусом) вдоль побережья Северного Ледовитого океана из Тикси до Новосибирских островов.
Путешествовать Завьялов начал не по собственной прихоти. Его родители - учителя народов Севера – часто переезжали. С высокой миссией просвещения их посылали в самые глухие места. А потом поводом для путешествий стала учеба. Из городка Алдан, что стоит на Амур-Якутской магистрали, шестнадцатилетний Герман Завьялов самостоятельно отправился в Пензу поступать в художественное училище. Пока учился, каждое лето навещал родителей. На дорогу уходило 28 суток. По пути следования случалось немало происшествий и встреч, которые потом стали сюжетами его картин. Знакомство с якутскими оленеводами, с которыми жил на стойбище, с рыбаками Заполярья воплотилось в первую персональную выставку.
По окончании училища в 1960 году Герман Завьялов так же легко, с первого раза, поступил в Московский художественный институт им. Сурикова. Учился в мастерской профессора Д.К. Мочальского. Во время летних практик объездил весь Советский Союз. Каждое путешествие – это новые сюжеты, этюды, наброски.
Суровый стиль вошел в жизнь художника Завьялова сначала как впечатления от могучей природы сибирского Севера, затем как художественный выбор. Суровый стиль - это не просто течение, родившееся в советском искусстве 60-х годов прошлого века, это умение мыслить масштабно. Герман Завьялов научился этому еще в студенческие годы. Красный диплом выпускнику «Суриковки» вручала министр культуры СССР Екатерина Фурцева. Диплом с отличием позволял остаться в столице.
Завьялов выбрал Томск как географический центр страны. Город ему нравился уже тем, что из него одинаково «близко» до юга и севера, до запада и востока. В 1967 году он приехал в Томск, чтобы остаться здесь навсегда. В сухопутном Томске, месте университетской учености и деревянного зодчества, стихия воды напомнила о себе близостью к великим и могучим рекам и поманила в новые путешествия. Вскоре художник по примеру своих томских коллег приобрел катер. И весной, как только реки становились судоходными, Завьялов уходил  вверх по Томи, в Нарымскую заводь, оставаясь там до октября.
Пустынные берега окоема земли у Ледовитого океана, необъятные разливы Оби, Енисея, Лены, стойбища якутов-оленеводов, поселки кетов, зимовья хантов, вахтовые поселки нефтяников, газовиков, строителей - все эти живописные монологи Завьялова о вечной красоте сибирской природы поражают искренностью, глубоким чувством любви. Каждый его портрет - это гимн людям, которые, осваивая сибирские просторы, стали частью этой природы.
Его герои – люди с непростой биографией, крутым нравом и открытым взглядом. Его пейзажи – это сибирские реки, таежная глухомань, маленькие деревушки, притулившиеся к речному берегу моторные лодки и катерки. Завьялов любит писать осень. Рыжая, золотая, огненная, она практически на всех его полотнах. Брутальные натюрморты с дарами леса и реки и обязательной бутылочкой очень точно проявляют характер живописца. «Подножный корм» - рыба, грибы, дичь, прежде чем стать обедом или ужином, служил натурой для натюрмортов. Как воспоминания о нарымских одиссеях в мастерской художника до сих пор висят картины с дарами леса и реки. Даже его мастерская с окнами-иллюминаторами, выстроенная по собственному проекту, напоминает корабль.
Своеобразной мастерской художника в 70-е годы стали областные стройки, нефтяные и газовые месторождения. Он воспевал масштаб и темпы строительства нефтегазовых комплексов в родной Сибири, героев, преображающих сибирский край. И все-таки  грусть по прежней сибирской деревне, нетронутой величавой природе прорвалась лирической нотой в эпическом повествовании. Завьялова-художника узнавали  безошибочно по выбору мотива, по композиционным ходам, по его обращению с цветом. Если живопись раннего Завьялова монументальна, то последние работы наполнены камерностью чувств и настроений. С годами его вкус к полноценной живописи не ослабевал, а только усиливался. И это чувствовалось в его крымских маринах. Крым по стечению личных обстоятельств стал ярким и последним этапом в его творчестве.
И все-таки потомок уральских и сургутских казаков из дружины Ермака Герман Завьялов хранил в душе любовь к своей малой родине. Художника не надо было приближать к жизни, множеству событий как плохих, так и хороших, свершающихся на сибирской земле. Он здесь родился, вырос и работал. Сила и мощь заслуженного художника России Германа Николаевича Завьялова в том, что он неизменно сохранял свое творческое лицо.
Татьяна ВЕСНИНА.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б