Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

16 02 2016Красное Знамя

Дом станет крепостью

Тема ЖКХ без преувеличения – одна из вечных, постоянно бьет рекорды в разных рейтингах по актуальности. Вопросов у жильцов не счесть, с годами они только прибавляются. Какой способ управления домом выбрать? Как формируются тарифы на обслуживание дома? Почему в кране вода холодная, хотя платим за горячую? Как поменять управляющую компанию, если не устраивает качество услуг предыдущей?
Увы, другого пути, как разбираться во всех этих вопросах, нет.

Собственник в законе
-Мы живем  в рыночных условиях, отсюда и исходят наши взаимоотношения как хозяев жилья с поставщиками услуг, - рассуждает зав. лабораторией правовых исследований в сфере ЖКХ при ТГАСУ, руководитель РОО «Томский союз собственников жилья» Чингис Цыренжапов. – Это в советское время государство «спонсировало» 90% стоимости жилищно-коммунальных услуг, и мало кого волновало, из чего состоит цепочка поставки услуг. Сейчас собственник платит за все.
Сегодня вполне подходящий момент для того, чтобы сориентироваться в хитросплетениях жилищно-коммунальной пучины, уверяет Чингис Дымбрылович: «Многое в стране зависит от главного регулятора на рынке ЖКХ. В 2013 году впервые за последние десятилетия на федеральном уровне появился специализированный и сильный управленец в этой отрасли – Министерство строительства и ЖКХ. Государство стало заниматься вопросами отрасли, принята Стратегия развития ЖКХ до 2020 года. Все последние решения – в эту копилку: расселение аварийного жилья, фонд капремонта, лицензирование управляющих компаний, положение о советах многоквартирных домов, создание госинформсистемы ЖКХ и справочных порталов, в частности, томск-жкх.рф. В 2013 году появился федеральный национальный Центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ-контроль», практически в каждом субъекте федерации есть его представительства. В Томской области эту функцию выполняем мы, «Томский союз собственников жилья».
Общественники мониторят состояние ЖКХ в регионе, помогают в спорных ситуациях, вплоть до составления актов проверок после проведения экспертизы. Огромная часть работы – просвещение и обучение. «Школу управдома», открытую пять лет назад, прошли уже более тысячи томичей, пожелавших стать «правильным» хозяином своего дома или квартиры (тел. «горячей линии» «ЖКХ-контроль» 25-08-08, эл. адрес: kontrolgkh70@gmail.com.).
- Информированность населения растет. Думаю, Томск по активности в отношении своего жилья от других городов отличается в лучшую сторону, но вот в глубинке пока похуже, - утверждает Ч.  Цыренжапов. – Раньше на наших занятиях по жилищному просвещению и людей было мало, и возраст слушателей был пенсионный, и все стрелки в решении проблем они норовили перевести «наверх», мол, за наш дом отвечает мэр, УК, но не мы сами. Сейчас в «Школу управдома» приходит молодежь, люди среднего возраста. Они хотят научиться эффективно управлять своими квадратными метрами. Но это непростое дело.
 Недавно некоммерческое партнерство «ЖКХ-Контроль» провело исследование и сделало рейтинг  проблем жилищно-коммунальной сферы, подытожив тематику обращений граждан в приемные центров (почти 32 тысячи за 2015 год). Первые три места заняли проблемы начисления платы за ЖКУ, управления многоквартирным домом и качества поставляемых услуг.
- В Томске расклад примерно такой же. Люди звонят, пишут, приходят в общественную приемную томского представительства «ЖКХ Контроль», - комментирует Владимир Бузмаков,  руководитель  общественной жилищной инспекции. -  Томичи не понимают, за что платят, почему цены постоянно растут, а качество услуг не меняется. К сожалению, пока усилия органов власти по повышению прозрачности начислений не дали ощутимых результатов. Самая запутанная статья расходов – начисления за тепло. Вопросы управления также остро стоят, это еще связано с введением в 2015 году лицензирования управляющих компаний. Участились конфликты в связи со сменами УК.
Проблемных тем много, здесь и пользование общим имуществом многоквартирного дома, и общедомовые приборы учета, и судьба аварийного жилья, и пресловутый ОДН.
-  Во многом результат зависит от активности жильцов, от их желания, готовности и умения решать эти вопросы, у настойчивых все получается, -  говорит Ч. Цыренжапов. – Хорошо, если  дом дружный, а совет дома активный и не ангажирован поставщиками услуг. Но придется потрудиться, познакомиться с законодательством в сфере ЖКХ, узнавать, какие фирмы работают в этом поле, какие у них тарифы на услуги и так далее. Актив дома или совет ТСЖ должен контролировать работу поставщиков услуг, вплоть до того, какие трубы заносят при ремонте системы отопления.
Одни летают,
другие пролетают
В прошлом году Томский союз собственников жилья выпустил отличную брошюру для обычных собственников жилья под названием «Как при нашем ЖКХ не остаться в дураках». Часть подзаголовков я взяла из этой брошюры, уж очень точно они отражают суть процессов, происходящих в этой сфере. Хорошее в этой брошюре и сравнение ситуации, в которой оказались жители многоквартирных домов, с полетом на лайнере.
- Представьте: вдруг ни с того, ни с сего принят закон, по которому теперь управлять самолетом должны пассажиры, - зачитывает Ч. Цыренжапов. – Вы недоумеваете: я же не летчик, я не умею. На что вообще нажимать, как вот эта штуковина работает, а что делать с неадекватным соседом и почему я должен приглядывать за пилотами? Так и с многоквартирниками: лететь надо, но чтобы контролировать пилотов и даже управлять самим, надо прочитать килограммы инструкций. И другого пути нет: захочешь жить хорошо – полетишь.
Как говорят общественники, повидавшие за последние годы немало «пассажиров», в этой ситуации одни дома-лайнеры летают, а другие пролетают.
В Томске больше 600 ТСЖ и других жилищных объединений, но лишь половина из них  реально работающие. Иногда до смешного доходит: стоят рядом два одинаковых дома, один – ухоженный, жильцы довольны, как обслуживают дом, во втором – разруха и беспорядок. А просто в первом актив дома эффективно управляет, смог найти УК лучше, составить вместе с ней смету расходов на дом, расставить приоритеты в текущем и капитальном ремонте и проконтролировать выполнение. Во втором жильцы положились на «авось» и отдали свой дом в руки нерадивой УК или «липового» ТСЖ.
Понятно, что картина в совсем ветхих домах, иная, там жильцам в одиночку не справиться. Речь идет о среднестатистическом многоквартирнике. До идеальной ситуации, когда все жильцы в нем  ответственны и с активной гражданской позицией, и в Томске, и в любом другом городе России очень далеко. Но потихоньку ситуация меняется, «пассажиры лайнеров» объединяются, так или иначе осваивают профессию «пилотов», делают из своих домов ухоженные крепости. В этом помогают консультанты разных структур и даже достижения техники: дом сегодня может создать свою страницу в интернете, проводить заочные собрания и голосования, форумы он-лайн. В одном из домов, например, мужчины договорились: если в каком-либо из подъездов намечается хулиганская выходка или незнакомая компания бузит, через «вайбер» всем в подгруппе кто-нибудь скидывает сообщение, и на место происшествия прибегают сразу 10-15 человек.  

Не боги горшки обжигают
Как ни крути, приходится привыкать к мысли, что чем лучше мы управляем своим домом, тем лучше живем, тем дороже в этом доме квартиры. Сначала к мысли привыкнуть, а потом и действовать начать. Кстати, несколько лет назад В. Бузмаков и подумать не мог, что станет сначала продвинутым собственником жилья, а потом и руководителем общественной жилищной инспекции:
- Мне давно не нравилась ситуация в доме по ул. Алтайской, в котором я жил тогда. До УК не достучаться, отмостка у дома разрушалась, дополнительный насос некачественный поставили, и он шумел так, что невозможно спать было. Ну и других проблем хватало. Мое первое высшее образование - в области механизации и автоматизации строительства, поэтому в каких-то вопросах я разбирался, но самостоятельно Жилищный кодекс проштудировать навряд бы ли смог. В «Школе управдома» я смогу обучиться азам управления многоквартирника.
Лекторы разбирали практические случаи, могли сказать, какой нормативный акт или закон посмотреть, чтобы привести зарвавшегося поставщика услуг в чувство. Я стал погружаться в процесс управления домом, нашел единомышленников. В итоге в том доме по ул. Алтайской мы сменили УК, стали решать накопившиеся проблемы – с перепадом воды, энергосберегающими лампами и прочие. Потом я переехал в другой дом, но по старой дружбе помогаю прежним соседям, если вижу юридические  «прорехи», например, в том или ином договоре на поставку услуг. Я прошел курсы общественных помощников государственных жилищных инспекторов, вместе с другими специалистами могу выезжать по заявлениям, консультировать людей, как им лучше выйти из проблемной ситуации, которую создали либо они сами, либо УК и другие поставщики жилищно-коммунальных услуг. Думаю, что если жильцы будут вооружены знаниями, то и УК, и поставщики услуг, в конце концов, будут вынуждены становиться профессионалами, прохиндеи просто не задержатся на рынке.
Так, всего за несколько лет Владимир из спящего пассажира превратился в сертифицированного помощника пилота для своего «лайнера»-дома. А вам еще не захотелось полететь с комфортом?
Наталья ШЕРЕМЕТ.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б