Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

14 12 2015Выходной

ПОД НАСТРОЕНИЕ И С ДУШОЙ

Известная классическая картина «Охотники на привале», где изображены трое приятелей, травящих байки за импровизированным застольем на траве, в работе резчика по дереву Александра Ромашова обретает выпуклость и объем. В отличие от художественного полотна, здесь нет красок, есть только дерево и его фактура. Эту скульптурную композицию хочется рассматривать со всех сторон и бесконечно удивляться мастерски воспроизведенной мимике бывалых охотников, их непринужденным позам, окружающему пейзажу, проработанному вплоть до травинки. И трудно поверить, что это произведение вырезано из  цельного куска кедра, от которого мастер отсек все лишнее. 

Вдохновляет фактура
Угадывать в дереве будущие сюжеты  Александр научился давно. «У меня есть кусок дерева, в котором я увидел «Девятый вал» Айвазовского, — говорит он. — Но пока нет времени его довести до совершенства. В дереве уже сейчас просматриваются и  вздыбленная волна, и плывущая сломанная мачта». Он  действительно видит в сучковатом фрагменте бревна бушующий шторм и трагедию погибающих в разгуле стихии мореходов. Но чтобы другие не только это увидели, но и почувствовали все эмоции, потребуется  три или четыре месяца: именно столько времени уходит у мастера на работу  над будущими деревянными скульптурами. 
— Вырезать из дерева несложно, многое  делается под настроение, — делится творческими секретами Александр. — Когда работал над «Охотниками на привале», как-то раз сидел пару часов: ус приподнимал одному из участников беседы, в котором на картине художник Перов изобразил сам себя. Вечером дома думаю: а не сильно ли я этот ус приподнял? Пожалуй, завтра приспущу. Конечно, детали приходится  прорабатывать вплоть до травинки, а на это требуется время.  
Его вдохновляет фактура дерева. Однажды знакомый показал Александру фрагмент ствола березы с капом, который остался у него после заготовки дров и лежал уже года три без дела. «Надо — забирай!». Забрал, поставил дома на рабочий стол и понял: это Нептун.  Бородатый покровитель морской стихии поднимается на гребнях волн. Когда царь морей и речных потоков  только появлялся из-под резца мастера, Александр вдруг увидел, что внизу, из-под трезубца, выглядывает голова морского дракона на изгибающейся чешуйчатой шее, с которым Нептун ввязался в поединок и вот-вот победит его. Добро и зло сцепились в смертельной схватке и замерли.  
И «Нептун», и «На привале», и «Утро в сосновом бору», и другие произведения Александра Ромашова в жанре художественной резьбы не раз демонстрировались на областных выставках народного творчества. Год назад, в ноябре 2014-го, Ромашов  побывал со своими работами  в Сочи, где проходил Первый всероссийский съезд мастеров декоративно-прикладного искусства. На этом форуме мастер представлял своим творчеством нашу область.
— Люди из других регионов подходили и, еще не читая табличек, говорили: «Деревянная резьба — ну это точно из Томска, там все дома с резными наличниками!» —  вспоминает Александр. — Работа по дереву — это наш бренд, здесь нельзя ударить лицом в грязь.

 

Косолапый талисман
С деревом он начал работать, по его признанию, с таких малых лет, что и сам не помнит.
«Вот одна из первых поделок, мне лет пять было, наверное, — протягивает Александр маленький кораблик, смастеренный из мелких дощечек и гвоздиков. — Сам я деревенский, из села Уртам Кожевниковского района. Папа у меня мореман, в морфлоте служил три года, под впечатлением  от его рассказов я и сделал кораблик, даже номер на нем потом написал  лаком для ногтей».  
Мастерить Александр любил всегда, после школы поступил в Томский художественный  лицей, где учился росписи. Потом была армия. «Служил в Чечне, вернулся: думаю, да разве  мужское это дело — дощечки маслом расписывать? — рассказывает о себе Александр. —  Устраивался и охранником, и водителем, и  грузчиком, и на пилораме работал. Побегал-побегал, потом думаю: нет, так и вся жизнь пройдет, а она дается человеку только один раз. Надо заниматься тем, что нравится». То, что ему в жизни нравятся поделки из дерева, он знал давно. Но лишний раз убедился в этом, когда с ним случилась беда. Именно резьба по дереву спасла его тогда от депрессии, от тяжких мыслей. После армии он попал в аварию  —  разбился на мотоцикле.  Когда наполовину обездвиженный лежал в больнице, попросил отца, чтобы тот принес ему из дома резак. Локтем правой руки, которая плохо двигалась, упирался в живот и таким образом фиксировал инструмент, а левой вертел по резаку  деревяшку. Крутил-крутил: и вдруг увидел, что получается медвежонок. На одном медвежонке не остановился —  следом появился второй, третий, четвертый.
Медвежат было много, и  получались они разными — веселыми и грустными, смешными и серьезными. Был мишка — любитель меда  с пчелой на носу - и косолапый рыбак. А вот еще был деревянный сюжет: медведь поймал охотника и несет на спине, вполне себе довольный, а следом медвежонок брошенное охотником ружье еле тащит.
— Однажды знакомый попросил меня вырезать медвежонка в шлеме пилота и с винтом от  самолета в лапах, — рассказывает художник. —  Оказывается, его сын, которому было уже  за  сорок, в молодости  учился на летчика, мечтал о небе, но работает дальнобойщиком — жизнь так повернулась. И вот я сделал забавного такого медведя в летном антураже и подписал: «Мечты сбываются».
Косолапый хозяин тайги для резчика Ромашова — знаковый  художественный образ. К тому же медведь — символ России и Сибири. 

Творчество без мозолей
Он режет не только фигуры животных и сюжетные композиции. Большой резной герб Томска на перекрестке Герцена и Красноармейской, где расположился сквер деревянного зодчества,  — тоже его работа.
А одной из самых необычных работ стал трон, выточенный из ствола засохшего кедра на даче одного из жителей села под Томском. Вместо подлокотников Александр вырезал две медвежьи головы, сверху на козырьке посадил орла, расправившего крылья. Когда же сам уселся на этот трон из дерева, возраст которого, если судить по годичным кольцам, не менее 80 лет, то ощутил себя в самом сердце кедра, прожившего долгую жизнь.
Постепенно мастер обзавелся необходимыми инструментами, построил себе мастерскую-мансарду на крыше гаража. «С материалом проблем нет —  обычно знакомые звонят, говорят, например, что рядом с пилорамой коряга валяется с заковыристым сучком. Еду, смотрю и, конечно, забираю. У меня полная кладовка этого добра».  Когда-нибудь эти заготовки превратятся в выставочные экземпляры. У него такая жажда творить, что, по его словам, было бы шесть рук — все были бы заняты и постоянно делали что-то новое.
Сюжеты специально не придумывает — их диктует сама фактура дерева. «Я вижу, что это красиво, что это можно передать, — отмечает Александр. — Постепенно отсекаешь лишнее, и выплывает красота. Резьба у каждого своя, повторить невозможно.
Я даже сам себя скопировать не могу. Бывает, чувствую, что вдруг сердце забилось чаще, и от этого фреза сразу же идет по-другому. Резьба по дереву у каждого мастера отличается,  ручная работа имеет свой дух, который получить по наследству или приобрести  невозможно».
Самое трудное для резчика по дереву —  долго сидеть без движения. Только резак или фреза движется, а сам мастер замер, застыл без движения, даже вздохнуть лишний раз боится. «Когда поднимаюсь с рабочего места, кажется, что мне не 32 года, а все 74», — усмехается Александр.   
На выставках ему больше всего  нравится наблюдать за реакцией зрителей. Приятно, что люди пристально рассматривают работы, и особенно он радуется, когда ему делают замечания, хотя это — единичные случаи. «Я безмерно благодарен человеку, если он подскажет, что сделано не так, потому что для меня это стимул для роста, — говорит Александр. — Но в основном  всем работы нравятся. Иногда люди глаза округляют, когда узнают, что я — автор работ, говорят: «Не может быть, такой молодой», почему-то им кажется, что автором должен быть человек в зрелом возрасте. А однажды подошел художник и попросил руки показать, удивился: почему нет мозолей. Откуда им быть, если я свои работы делаю по полгода, не спеша, под настроение и с душой?»
Юлия КЛИМЫЧЕВА.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б