Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

12 12 2015Выходной

Пифагор оставляет редуты…

Общественная палата нашей области недавно провела публичные слушания на тему «Общество. СМИ. Власть. Поиск оптимальных форм сотрудничества». Меня попросили на них рассказать о значении социальных функций СМИ в современных условиях и в недавнем прошлом. Возможно, некоторые мысли, высказанные мною, так сказать, в узком кругу - членам палаты, ее экспертного совета, журналистам, могут заинтересовать и читателей нашей газеты.

Аргументированную оценку выполнения современными СМИ социальных функций можно дать лишь в итоге серьезного исследования. Разумеется, таким исследованием я не занимался, но, поработав в журналистике почти семьдесят лет, вправе высказать некоторые соображения.
Важнейшим показателем состояния дела является общепризнанный факт падения интереса значительной части населения к СМИ, причем это утверждение относится не только к гражданам бывшего СССР, но и ко всему миру. Правда, в России мы воспринимаем это явление по-особому.
Наш народ, когда-то «самый читающий», «самый активный», «самый заидеологизированный», ныне по этим показателям вышел, так сказать, на мировой мещански-обывательский уровень. Но если где-нибудь в Афганистане или Зимбабве так или даже хуже было всегда, то происходящее у нас представляется настоящим обвалом.
Смириться и успокоиться? Посчитать, что мы и здесь наконец-то «вошли в мировую цивилизацию»? Но даже если так, то остаются задачи, в решении которых глобальность и мир ни при чем, у нас немало своих проблем.
Первая - содержательная составляющая работы СМИ.
Да, интерес к СМИ падает. А почему, собственно, он должен существовать? Зачем у меня в квартире стоит этот «ящик»?  Одно из предназначений – отдых, например, кино. С помощью интернета можно заранее сделать выбор телепрограмм, поинтересовавшись содержанием того, чем именно нас порадуют сегодня. Смотрю. Можно выбрать какой-нибудь из тринадцати идущих на разных каналах сериалов, только это надо было начать не с четвертой или двадцать четвертой серии, а закабалиться с первой. Это не для меня. Предлагается шестнадцать обычных фильмов. Одиннадцать из них - голливудская фантастика, триллеры, секс, убийства, насилие. Оно мне надо?
Что еще в программе? Испанский детектив, гонконгский боевик. На этом фоне даже российская психологическая драма с изящным названием «Похороните меня за плинтусом» и когда-то нашумевшая «Маленькая Вера» уже как-то не привлекают. Смотреть нечего. Перед войной у нас в деревне мальчишки кричали: «Кина нет! Кинщик заболел!» А и вправду, не заболело ли наше кино?
Тревожит структура телепрограмм. Например, 28 ноября Игорь Прокопенко в «Территории заблуждений» рассказывает, что американцы убеждены, будто первый спутник запущен США, первым космонавтом был Алан Шепард, а первой женщиной, побывавшей в космосе, была Салли Райд (она это сделала в 1983 году, через двадцать лет после Валентины Терешковой). Ведущий суховато и четко комментирует убедительно подобранный видеоряд. Ясно, что пропаганда в  США  работает хорошо, никуда не денешься. И, видимо, по этой причине Прокопенко сменяет голливудский режиссер Эрик Бревер с фильмом «Путешествие к центру Земли». Вдумайтесь! Что останется в голове у юного зрителя, конечно, не читавшего романа Жюль Верна, от которого в фильме действительно остались одни «мотивы»? Зато фильм американский, это вам не какое-то первенство в космосе, он и поставлен в нужном месте. Граждане, где мы живем?
В программах еще много всякой шелухи, вроде пошлых псевдоюмористических передач и ежедневных дискуссий о разводах, женитьбах, изменах, брошенных и больных детях, о «звездах» и о сильных мира сего. Надо ли об этом говорить и это показывать? Да, несомненно, обывателю это шибко интересно. Но не в такой же дозировке! И за кого вы нас принимаете?
Правда, сегодня есть еще очередная серия «Неизвестной войны», можно будет подумать над «Правом голоса» с убедительным Романом Бабаяном, посмотреть новости, но это все-таки для вполне определенной категории телезрителей.
А что, так сказать, для трудящихся, для молодежи? А ничего! «Не включайте телевизор! От него только вред!» Вот и «падение интереса», и, может быть, молодежь права, что вас не смотрит!
Вторая проблема - достоверность информации.
Люди не верят СМИ. О всякого рода фальсификациях сегодня не говорит только ленивый, созданы комиссии, комитеты, «ведется борьба». Не стану углубляться в эту тему, ограничившись двумя примерами. Не раз говорил и писал, что у нас, людей, переживших Великую Отечественную войну, сердце сжимается от боли, когда в День Победы мы видим Мавзолей В.И. Ленина, задрапированный бело-сине-красным. Можно относиться к Ленину не так, как наше поколение, это право дано вам историей, убеждениями и интересами личной карьеры. Но никому не дано права  вычеркивать из людской памяти и из истории ни Ленина, ни Мавзолей. Именно напротив Мавзолея Маршал К. Рокоссовский остановил своего каракового Полюса, чтобы рапортовать маршалу Г. Жукову – тот был на светло-сером ахалтекинце Кумире - о готовности войск к Параду Победы. Именно к подножию Мавзолея были брошены 200 фашистских знамен, включая личный штандарт Гитлера. Возможно, кому-то эти факты не очень нравятся, но это факты, это история нашей Родины. Ее нельзя задрапировывать, ее нельзя усекать, ибо полуправда есть изощреннейшая форма лжи!
Другой пример. Уже на второй день после того, как над Синаем потерпел катастрофу наш самолет, в интернете появились сообщения о террористическом акте. Именно в интернете, а не в наших СМИ, две недели упорно говоривших, что авиакомпания плохая, самолет старый, пилоты тоже не вполне подготовлены. Были еще какие-то версии, но только не теракт. И вдруг, как по команде откуда-то, вроде бы из Лондона: самолет-то хороший, летчики прекрасные, это террористы подложили бомбу, эквивалентную килограмму тротила. Но, дорогие мои, я это понял и без наших СМИ, которые, со времен Грибоедова, все врут. Когда-то аргумент «так написано в газете» считался неотразимым (часто тоже без достаточных оснований). Сегодня подобная ссылка вызывает грустную усмешку. 
Кстати, именно в интернете «сидят» любознательные. Именно он задает своеобразную тональность различных сторон оценки событий. Эта тема требует особого анализа, скажу немного лишь о том, что именно в интернете можно познакомиться с непечатной лексикой, узнать - цитирую, что известная журналистка есть продажная шлюшка, что авторы – идиоты, сволочи и скоты, лопающиеся от зависти, что у них разлилась желчь и еще хуже, мне неловко цитировать. Свобода? Нет, убожество.
Хамский язык интернета заставляет задуматься о третьей проблеме, проблеме языка наших СМИ. Когда-то аргумент «так сказал Юрий Левитан» или «так говорит Ольга Высоцкая» тоже был неотразимым. А сегодня?
Ошибки в использовании родного языка допускают даже государственные чиновники, депутаты всех уровней, телеобозреватели. Значит, можно говорить «средства’», «ква’рталы», можно «ло’жить», не знать ударений в словах сосредото’чение» и «обеспе’чение», можно «экать» и «мэкать». Готов привести еще сотни примеров, но остановлюсь, ибо стремительно развивается куда более скверное явление - бессмысленная замена русских слов иностранными. Именно бессмысленная, ибо нередко русское слово и точнее, и убедительнее, и понятнее заимствованного. Хотя, конечно, бывает и наоборот (компьютер, телефон, лифт...). Но вот пара примеров, по-моему, – пикантных (хорошее франко-русское слово!). Несколько дней назад мы обсуждали в Думе проект очередного документа. В первоначальном варианте текста там было слово «недостаток». Но нашлись те, кто, как в чеховской «Свадьбе», «хочут образованность свою показать и всегда говорят непонятно». На каком-то этапе «недостаток» заменили на «дефект». Второй пример – недавний вечер с Вл. Соловьевым. Участник вечера, известный ученый, говорит, что он неоднократно будировал обсуждаемый вопрос. Так вот, еще 95 лет назад по поводу «будирования дефектов» в коротенькой заметке, вовсе не предназначавшейся для печати, Ленин написал: «К чему говорить “дефекты”, когда можно сказать недочеты, или недостатки или пробелы? <…> «Употребляют слово “будировать” в смысле возбуждать, тормошить, будить. Но французское слово “bouder” (будэ) означает сердиться, дуться. Перенимать французски-нижегородское словоупотребление, значит, перенимать худшее от худших представителей русского помещичьего класса, который по-французски учился, но, во-первых, не доучился, а во-вторых, коверкал русский язык».  Замечу, что профессор немолод, следовательно, уж он-то в свое время из моды или из-за карьеры состоял в КПСС, Ленина читал! Хотя, конечно, дело вовсе не в Ленине, а в даваемом воспитанием чувстве родного языка, чувстве, в котором едва ли не главной составляющей является соразмерность мысли и языка. 
***
В этой связи не могу не констатировать полного отсутствия этого чувства в рекламе, особенно телевизионной. Нет, может быть, действительно «реклама - двигатель торговли», а СМИ существуют за счет рекламы. Но позвольте привести два примера: один мой, а второй видел в недавней телепередаче «Право знать».
Первый. У меня, как и у любого другого учителя, бывают просто уроки и уроки-праздники. Люблю, например, урок, посвященный теореме Пифагора. Понимаю, что в реальной жизни большинству моих мальчишек и девчонок она не понадобится, они не только доказательство, но и формулировку забудут. Но смысл урока вовсе не в еще одной теореме! Я хочу создать в классе обстановку торжества, хочу, чтобы дети ощутили величие человеческого духа, проявившееся в творчестве жителя острова Самос, в честь которого в 1955 году город Тигани был переименован в Пифагореон. И мне это удается, я вижу восторженные глаза детей, все, сейчас моя, так сказать, метаматематическая цель будет достигнута! И вдруг открывается дверь, и дети слышат из коридора: «В магазине “Лимпопо” цены на детскую одежду и игрушки снижены на 10%!». Все, конец смыслу урока, долой педагогику и психологию и даже здоровье детей, да здравствует «двигатель!». Пифагор или куклы – все едино… 
Второй пример. Евг. Сатановский, со свойственными ему блестящим остроумием и соответствующей событию сердечной болью, говорит о гибели наших летчиков, чей самолет был сбит турецкой ракетой. И вдруг его перебивают обстоятельными рекомендациями по применению новейших средств косметики, демонстрируемых на соответствующих моделях. Я нормальный мужчина и мне доставляет положительные эмоции демонстрация относительно красивых женских тел. Но что, телевизионщики  не понимают, что ставят в один ряд подвиг героев, интимные проблемы и задачи торговли?
Атеистам полезно заглядывать в Библию. Почитать бы организаторам ТВ об изгнании торгующих из храма, в данном случае - из храма искусства, каким должно быть телевидение, да и вообще любые средства массовой информации!
Понимаю, от одного моего выступления не изменится ровным счетом ничего. Но еще в Древнем Риме говорили, что капля долбит камень не силой, но частым падением. 
Лев ПИЧУРИН.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б