Обсуждение новой системы работы здравоохранения области подходит к своему логическому завершению. После официального представления концепции новой программы, которое состоялось в январе этого года, она уже прошла обсуждение на собрании главных врачей и общественности, а в начале февраля глава облздрава Александр Холопов представил ее членам комиссии по социальным вопросам Совета общественных инициатив при Законодательной Думе Томской области и думской комиссии по здравоохранению.
Основные принципы работы новой системы облздрава – это максимальная централизация профильной медицинской помощи населению. Вот что предлагает областной департамент здравоохранения.
Во-первых, изменить схему работы скорой помощи: дежурства будут организованы на базе медсанчасти №2, городской больницы №3 и клиники медуниверситета, так как там есть специалисты самых востребованных направлений в работе «неотложки» - терапевты, хирурги, неврологи и урологи. Также в ОКБ и клиниках СибГМУ разместятся офтальмологические отделения с профильными травмпунктами.
Во-вторых, в третью горбольницу планируется перевести из Северска институт имени Жерлова (там проводят уникальные операции на желудочно-кишечном тракте), из самой больницы в ОКБ «переедут» отделения гастроэнтерологии и челюстно-лицевой хирургии, а на базе больницы скорой помощи может быть создан центр хирургии и неврологии – вплоть до размещения там НИИ микрохирургии.
В-третьих, особое внимание будет уделено реабилитации. Так, в медсанчасти «Строитель» будет проводиться реабилитация пациентов травматологии, во второй горбольнице будут восстанавливаться томичи, перенесшие инсульт, в третьей горбольнице займутся амбулаторной реабилитацией пациентов, а межвузовская больница сосредоточится на профилактике болезней.
Что касается высокотехнологичной медицинской помощи, то она будет сконцентрирована в пяти федеральных учреждениях: ОКБ, НИИ онкологии, онкодиспансере, кардиоцентре и перинатальном центре. А в районах области высокотехнологичная медицинская помощь будет доступна в 11 межмуниципальных центрах.
Спикер областной Думы Оксана Козловская отметила, что реформа областного здравоохранения началась вовремя. «Ситуация сейчас очень непростая. В скором времени мы увидим изменения в федеральном бюджете – прогнозы по доходной части сильно изменились. И это, в свою очередь, потребует внесения изменений во все бюджетные отрасли - и здравоохранение здесь не исключение. И рискну сказать, что сейчас все «сложилось», и хорошо, что изменения в системе областного здравоохранения пришлись ровно на это время. Нам бы все равно пришлось это делать, но без понимания «как?», мы пережили бы это более болезненно», - сказала Оксана Витальевна.
Представляя программу членам комиссии, Холопов отметил, что новая модель предполагает сдвиг акцентов не только на высокотехнологичную медпомощь, но и на оказание амбулаторной и первичной медико-санитарной помощи. «У нас много проблем с качеством ее оказания, с очередями, а также с культурой обслуживания в регистратурах. Ведь система здравоохранения - это работа с пациентом в целом, в едином комплексе», - отметил глава облздрава.
Председатель думской комиссии по здравоохранению Татьяна Соломатина также обозначила эту проблему: «В первую очередь мы должны думать о первичном звене медицинской помощи, ее доступности и качестве. Чтобы люди не стояли в очередях в регистратуре». Именно поэтому в восьми медицинских учреждениях уже внедряются новые подходы к регистрации пациентов, в частности, проводится тестирование такой услуги, как «электронная очередь» - в скором времени она будет доступна уже в штатном режиме.
Впрочем, регистрация регистрацией, но в ходе реформы облздраву предстоит решить и кадровую проблему с участковыми врачами и медработниками, а также логистику передвижения пациентов именно на первом этапе их обращения к докторам.
- Это неправильно, когда на 26 участках сидят 16 врачей, – считает депутат Алексей Федоров. – При этом, чтобы попасть на прием, с Зонального люди добираются до Лоскутова. Надо же правильно выстроить потоки, чтобы обеспечить доступность медицинской помощи. Возможно, пора строить жилье для среднего медперсонала, чтобы наполнить больницы кадрами.
Он также добавил, что в районах необходимо решать и еще одну проблему: многие пациенты не едут в райцентр на амбулаторное лечение, потому что им просто негде будет жить. «Как результат – люди терпят до последнего, а потом, с запущенной болезнью, едут в город в больницу. Надо что-то с этим делать», - сказал Федоров.
«Мы должны гарантировать, что люди почувствуют улучшение качества медицинских услуг, особенно – на первом этапе. В первую очередь надо решать вопрос обеспечения учреждений участковыми и педиатрами. И здесь департамент должен проявить свою мудрость, чтобы специалисты пошли туда работать. Второй момент: необходимо в целом сохранить высококвалифицированный медперсонал. И, в-третьих, все обязательства перед ними должны быть выполнены, вне зависимости от того, на каком уровне работает учреждение», - сказала Оксана Козловская.
В свою очередь, и.о. ректора СибГМУ Ольга Кобякова добавила, что во внедрении новой системы есть риски, и они будут всегда. «Но сейчас у нас появилась возможность решить множество проблем собственными силами. Наши клиники готовы дежурить по «скорой» 10 раз в месяц. При этом такая работа необходима и для учебного процесса, как практика для студентов. В противном случае, мы рискуем через 10-15 лет прийти к врачу, который будет хорош только в теории», - отметила Кобякова.
В завершение спикер Думы отметила, что неизменные составляющие успеха любой реформы – это непосредственно участие первых лиц, работа профессиональной команды и способность донести до населения суть реформы ясным понятным словом.
– Для населения проблемы здравоохранения по-прежнему остаются на первом месте, – уверена Оксана Козловская. – К сожалению, удовлетворенность медицинскими услугами в обществе оценивается неважно. Мы все знаем, что в нашей области совершенно другой потенциал, пришло время показать это на деле.
Итоговые параметры новой модели планируется подготовить к началу марта. После чего областная медицина отправится в путь уже по новым рельсам.
Н. СЕРГЕЕВ.